Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа по логопедии на тему

Миклина Ольга Александровна

Рабочая  программа дополнительного образования «УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ» (логопедический кружок для дошкольников).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «ШКОЛА № 1161»

(ГБОУ ШКОЛА №1161)

Утверждаю:                                                                                                   Согласовано:                                  

Директор ГБОУ Школа № 116                                                                   Руководитель системы ДО              

                                                                                                                                                 

____________А.С. Макаров                                                                       ___________О.А. Макарова  

«____» _______________2015г.                                                            «____» _______________2015г.            

                                                         

                                                                                                                   

Рабочая  программа дополнительного образования

«УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ»

(логопедический кружок для дошкольников)

на 2015/2016 учебный год

                                                                                                 Составлено

                                                                                                 учителем- логопедом

                                                                                                 О.А. Миклиной

                                                                                                                     

                                                      МОСКВА  

                                       

                                            Пояснительная записка.

Красивая речь – залог успешной жизни!

Обучение творческому рассказыванию дошкольников играет важную роль в развитии их словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности (Глухов В.П., Ахутина Т.В., Леонтьев А.А., Ладыженская Т.А.)

      Работа кружка направлена на познание детьми  двух бесценных миров – своего собственного - внутреннего, и внешнего - окружающего. Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители беседуют и разговаривают с ребенком, берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром слова. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах и поэтому, в ходе кружковой работы, решаются задачи по формированию и  развитию  культуры речевого общения у дошкольников.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают  образовательные учреждения и родители. В отличие от программных требований по проведению обязательных фронтальных занятий по приобщение к культуре речи  по основной программе, целью кружковой деятельности является развитие у детей творческих способностей в описательном высказывании на основе применения наглядности (специальных схем и пиктограмм) и плана моделирования.

Содержание программы соответствует:

  • достижениям мировой культуры;
  • российским традициям;
  • культурно-национальным особенностям;
  • современному уровню дошкольного образования;
  • познавательно-речевому развитию социально-педагогической направленности дополнительного дошкольного образования;
  • современным образовательным технологиям, которые отражены:
  • в принципах обучения - индивидуальности, доступности, преемственности, результативности;
  • в формах и методах обучения - дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях и т.д.;
  • методах контроля и управления образовательным процессом - анализе результатов деятельности детей;
  • средствах обучения - перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся.

Содержание программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного  самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Методологические принципы программы:

• Принцип развития предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

• Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи

• Принцип обходного пути, использования сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена

• Общедидактические принципы предполагают использование научности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой

Цели и задачи  программы  обеспечивает развитие, воспитание, развитие детей:

-  развивать умение говорить и слушать ;

- развивать интерес и внимание к слову , к собственной речи и речи окружающих;

-  обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

-   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

-  развивать артикуляционный аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность  речи;

- способствовать развитию графических навыков,

-  формировать навыки самоконтроля и самооценки,

-  развивать мелкую моторику;

-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и руководителя кружка, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Система занятий предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю

• 3-5 занятия в месяц

• 34-37 занятий в год

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут. Продолжительность занятий не превышает времени, предусмотренного  физиологическими особенностями возраста детей.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.

Цель кружка «Учусь красиво говорить»: расширение словарного запаса, формирование дикции и умения правильно использовать интонацию и развернутые ответы, строить доказательства, составлять диалог.

Планируемые результаты кружка «Учусь красиво говорить»: научить детей последовательно рассказывать о событиях, объектах и явлениях, объединяя отдельные слова, фразы и предложения в единое смысловое и структурное целое.

Подведения итогов реализации  программы кружка «Учусь красиво говорить» планируется осуществлять в форме открытых показов занятий и досугов.

Программно-методическое обеспечение

  1. Специальная программа

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.- М., Просвещение, 2008, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина

2. Педагогические технологии (парциальные программы речевого развития):

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  6. Логопедия Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов деф. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С. Волковой: в 5 книгах. - М.: ВЛАДОС, 2003. - кн. 5 (ФФН и ОНР.: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью).
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
  8. Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. - М.: Мозаика- синтез, 2004.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная пресса, 2002.
  10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико- фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

Календарно-тематическое планирование

«УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ» 3-7 лет

        

Месяц

Нед.в

 мес.

Неделя

Темы занятий для группы

средний д/возраст

старший д/возраст

1

2

3

4

Сентябрь

1

1-я

Адаптационный период. Знакомство.

2

2-я

Лето прошло….

3

3-я

Здравствуй, детский сад!

4

4-я

Осень. Признаки осени.                            

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

5

5-я

Огород. Овощи.

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

         Октябрь

1

6-я

Сад. Фрукты.

Фрукты. Труд взрослых в садах

2

7-я

Откуда хлеб пришел.

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

3

8-я

Лиственные деревья. (Агр.)

Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

4

9-я

Лес. Грибы и лесные ягоды.

Поздняя осень. Грибы, ягоды.

                                       Ноябрь  

1

10-я

Одежда.

Поздняя осень. Осенние одежда, обувь, головные уборы.

2

11-я

Обувь.

Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.

3

12-я

Игрушки.

Неделя игры и игрушки.

Русская народная игрушка (Агр.).

4

13-я

Мебель.

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

Задачи:

1.Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев.

2.Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.

3.Систематизировать представления детей о многообразии перелётных и зимующих птиц.

4.Закреплять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их поведении осенью.

5.Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.

6.Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.

7.Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.

8.Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.

9.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам.

10.Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

11. Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы

 Декабрь

1

14-я

Зима. Зимующие птицы.

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой.

2

15-я

Домашние животные зимой.

Труд на селе зимой.

3

16-я

Дикие животные зимой.

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

4

17-я

Посуда. Праздничный стол.

Посуда. Виды посуды. Материалы из которых сделана посуда. Праздничный стол.

5

18-я

Новый год.

Новый год

Январь

1

19-я

Грузовой и пассажирский транспорт.                            

Транспорт. Виды транспорта.                    

    Профессии на транспорте. Трудовые действия. ПДД

2

20-я

Профессии на транспорте

Профессии взрослых. Трудовые действия. Орудия труда. Инструменты.

3

21-я

Неделя зимних игр и забав.

Зимние забавы. (Агр.)

Неделя зимних игр и забав.

Зимние забавы (Агр.)

Февраль

1

22-я

Наш детский сад. Профессии.

Животные жарких стран, повадки, детеныши.

2

23-я

Пресноводные и аквариумные рыбки.

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки.

3

24-я

Комнатные растения.

Комнатные растения. Размножение и уход.

4

25-я

Наша армия.

День защитника Отечества. Военные профессии. (Агр.)

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой.

2.Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструментах.

3.Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах.

4. Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, о профессиях на транспорте.

5.Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.

6.Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.

7.Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домашних животных.

8.Внести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.

9.Объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Март

1

26-я

Мамин праздник.

          Мамин праздник. (Агр.)

2

27-я

Моя семья. (Агр.)

Весна. Весенние месяцы. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной.

3

28-я

Весна. Приметы весны.

Наша Родина – Россия.

4

29-я

Наш город.

Москва – столица России. Наш город. Моя улица (Агр.).

5

30-я

Стройка. Профессии строителей.

Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.

Апрель                  

1

31-я

Правила дорожного движения.

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака.

2

32-я

 Космос.

Космос.(Агр.)

3

33-я

Весенние работы на селе.

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова.

4

34-я

 Растения луга и сада.(Агр.)

Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто.

                               

                                                                        Май

1

35-я

День Победы (Агр.)

День Победы (Агр.)

2

36-я

Насекомые (Агр.)

Скоро в школу. Школьные принадлежности.

3

37-я

Итоговые мероприятия.

 Формирование групп.

4

38-я

Задачи:

1.Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить их с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.

2.Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.

3.Углубить и расширить знания детей о родном городе, об отличительных чертах города. Воспитывать чувство гордости за родной город.

4.Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной.

5.Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).

6.Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях.

7.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.

8.Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...