Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа дополнительного образования «УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ» (логопедический кружок для дошкольников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дополнительного образования | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «ШКОЛА № 1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Утверждаю: Согласовано:
Директор ГБОУ Школа № 116 Руководитель системы ДО
____________А.С. Макаров ___________О.А. Макарова
«____» _______________2015г. «____» _______________2015г.
Рабочая программа дополнительного образования
«УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ»
(логопедический кружок для дошкольников)
на 2015/2016 учебный год
Составлено
учителем- логопедом
О.А. Миклиной
МОСКВА
Пояснительная записка.
Красивая речь – залог успешной жизни!
Обучение творческому рассказыванию дошкольников играет важную роль в развитии их словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности (Глухов В.П., Ахутина Т.В., Леонтьев А.А., Ладыженская Т.А.)
Работа кружка направлена на познание детьми двух бесценных миров – своего собственного - внутреннего, и внешнего - окружающего. Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители беседуют и разговаривают с ребенком, берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром слова. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах и поэтому, в ходе кружковой работы, решаются задачи по формированию и развитию культуры речевого общения у дошкольников.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают образовательные учреждения и родители. В отличие от программных требований по проведению обязательных фронтальных занятий по приобщение к культуре речи по основной программе, целью кружковой деятельности является развитие у детей творческих способностей в описательном высказывании на основе применения наглядности (специальных схем и пиктограмм) и плана моделирования.
Содержание программы соответствует:
- достижениям мировой культуры;
- российским традициям;
- культурно-национальным особенностям;
- современному уровню дошкольного образования;
- познавательно-речевому развитию социально-педагогической направленности дополнительного дошкольного образования;
- современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения - индивидуальности, доступности, преемственности, результативности;
- в формах и методах обучения - дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях и т.д.;
- методах контроля и управления образовательным процессом - анализе результатов деятельности детей;
- средствах обучения - перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся.
Содержание программы направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Методологические принципы программы:
• Принцип развития предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
• Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи
• Принцип обходного пути, использования сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена
• Общедидактические принципы предполагают использование научности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой
Цели и задачи программы обеспечивает развитие, воспитание, развитие детей:
- развивать умение говорить и слушать ;
- развивать интерес и внимание к слову , к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и руководителя кружка, а это в свою очередь повышает результативность занятий.
Система занятий предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся из расчета:
• 1 занятие в неделю
• 3-5 занятия в месяц
• 34-37 занятий в год
Длительность одного занятия – 25 – 30 минут. Продолжительность занятий не превышает времени, предусмотренного физиологическими особенностями возраста детей.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.
Цель кружка «Учусь красиво говорить»: расширение словарного запаса, формирование дикции и умения правильно использовать интонацию и развернутые ответы, строить доказательства, составлять диалог.
Планируемые результаты кружка «Учусь красиво говорить»: научить детей последовательно рассказывать о событиях, объектах и явлениях, объединяя отдельные слова, фразы и предложения в единое смысловое и структурное целое.
Подведения итогов реализации программы кружка «Учусь красиво говорить» планируется осуществлять в форме открытых показов занятий и досугов.
Программно-методическое обеспечение
- Специальная программа
Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.- М., Просвещение, 2008, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина
2. Педагогические технологии (парциальные программы речевого развития):
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Логопедия Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов деф. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С. Волковой: в 5 книгах. - М.: ВЛАДОС, 2003. - кн. 5 (ФФН и ОНР.: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью).
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
- Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. - М.: Мозаика- синтез, 2004.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная пресса, 2002.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико- фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
Календарно-тематическое планирование
«УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ» 3-7 лет
Месяц | Нед.в мес. | Неделя | Темы занятий для группы | ||||||
средний д/возраст | старший д/возраст | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Сентябрь | 1 | 1-я | Адаптационный период. Знакомство. | ||||||
2 | 2-я | Лето прошло…. | |||||||
3 | 3-я | Здравствуй, детский сад! | |||||||
4 | 4-я | Осень. Признаки осени. | Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. | ||||||
5 | 5-я | Огород. Овощи. | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. | ||||||
Октябрь | 1 | 6-я | Сад. Фрукты. | Фрукты. Труд взрослых в садах | |||||
2 | 7-я | Откуда хлеб пришел. | Насекомые. Подготовка насекомых к зиме. | ||||||
3 | 8-я | Лиственные деревья. (Агр.) | Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. | ||||||
4 | 9-я | Лес. Грибы и лесные ягоды. | Поздняя осень. Грибы, ягоды. | ||||||
Ноябрь | 1 | 10-я | Одежда. | Поздняя осень. Осенние одежда, обувь, головные уборы. | |||||
2 | 11-я | Обувь. | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. | ||||||
3 | 12-я | Игрушки. | Неделя игры и игрушки. Русская народная игрушка (Агр.). | ||||||
4 | 13-я | Мебель. | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. | ||||||
Задачи: 1.Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. 2.Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков. 3.Систематизировать представления детей о многообразии перелётных и зимующих птиц. 4.Закреплять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их поведении осенью. 5.Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах. 6.Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. 7.Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны. 8.Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда. 9.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам. 10.Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр. 11. Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы | |||||||||
Декабрь | 1 | 14-я | Зима. Зимующие птицы. | Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой. | |||||
2 | 15-я | Домашние животные зимой. | Труд на селе зимой. | ||||||
3 | 16-я | Дикие животные зимой. | Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. | ||||||
4 | 17-я | Посуда. Праздничный стол. | Посуда. Виды посуды. Материалы из которых сделана посуда. Праздничный стол. | ||||||
5 | 18-я | Новый год. | Новый год | ||||||
Январь | 1 | 19-я | Грузовой и пассажирский транспорт. | Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. ПДД | |||||
2 | 20-я | Профессии на транспорте | Профессии взрослых. Трудовые действия. Орудия труда. Инструменты. | ||||||
3 | 21-я | Неделя зимних игр и забав. Зимние забавы. (Агр.) | Неделя зимних игр и забав. Зимние забавы (Агр.) | ||||||
Февраль | 1 | 22-я | Наш детский сад. Профессии. | Животные жарких стран, повадки, детеныши. | |||||
2 | 23-я | Пресноводные и аквариумные рыбки. | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки. | ||||||
3 | 24-я | Комнатные растения. | Комнатные растения. Размножение и уход. | ||||||
4 | 25-я | Наша армия. | День защитника Отечества. Военные профессии. (Агр.) | ||||||
Задачи: 1. Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой. 2.Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструментах. 3.Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах. 4. Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, о профессиях на транспорте. 5.Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться. 6.Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов. 7.Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домашних животных. 8.Внести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам. 9.Объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы. | |||||||||
Март | 1 | 26-я | Мамин праздник. | Мамин праздник. (Агр.) | |||||
2 | 27-я | Моя семья. (Агр.) | Весна. Весенние месяцы. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной. | ||||||
3 | 28-я | Весна. Приметы весны. | Наша Родина – Россия. | ||||||
4 | 29-я | Наш город. | Москва – столица России. Наш город. Моя улица (Агр.). | ||||||
5 | 30-я | Стройка. Профессии строителей. | Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. | ||||||
Апрель | 1 | 31-я | Правила дорожного движения. | Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака. | |||||
2 | 32-я | Космос. | Космос.(Агр.) | ||||||
3 | 33-я | Весенние работы на селе. | Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова. | ||||||
4 | 34-я | Растения луга и сада.(Агр.) | Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто. | ||||||
| |||||||||
Май | 1 | 35-я | День Победы (Агр.) | День Победы (Агр.) | |||||
2 | 36-я | Насекомые (Агр.) | Скоро в школу. Школьные принадлежности. | ||||||
3 | 37-я | Итоговые мероприятия. Формирование групп. | |||||||
4 | 38-я | ||||||||
Задачи: 1.Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить их с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. 2.Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину. 3.Углубить и расширить знания детей о родном городе, об отличительных чертах города. Воспитывать чувство гордости за родной город. 4.Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной. 5.Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых). 6.Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях. 7.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам. 8.Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...