Речевое развитие. Звук [Т] и буквы Т.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют развитию звукобуквенного состава слова, являются профилактикой дисграфиии и дислексиии у дошкольников, формируют мыслительные операции противопоставления и помогают ребенку контролировать свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_t.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие.
Организационная информация. | Примечание | |||
1. | Ф.И.О. педагога | Кабланова Татьяна Петровна – учитель - логопед | ||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | ||
3. | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная, познавательная, конструирование, чтение (восприятие художественной литературы), двигательная. | ||
Методическая информация | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Буква Т и звук Т» | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесные, наглядные, практические. | ||
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественное чтение. | ||
4. | Возрастная группа: | Подготовительная группа | ||
5. | Цель: | Познакомить детей со звуком «Т» и буквой «Т». | ||
6. | Задачи: | Коррекционно –образовательные: Ознакомление с буквой Т. Буква Т и звук [т]. Формирование умения находить её среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Коррекционно – развивающие: Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движениями, творческого воображения. Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. | ||
7. | Планируемые результаты: |
| ||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объёмные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, цветные карандаши, сюжетные картинки, пальчиковый бассейн. | ||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Подготовить опорные схемы. | ||
Конспект занятия | ||||
I. | Вводная часть | I. Организационный момент. Приветствие: Учитель – логопед: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг, Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. | 3 мин. | |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации). | II. Работа по теме. Объяснение нового материала. Педагог встречает детей с пальчиковым бассейном в руках и предлагает им по очереди опустить в него ладони, достать по одной букве, назвать свою букву. Дети выполняют задание. Затем педагог зачитывает двустишие: | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей. Целеполагание. | Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой звук я выделяла голосом. Творог из тарелки ел Танин щенок. Теперь у него на ушах весь творог. Учитель – логопед: Ребята, какой звук я выделяла голосом. Дети: Звук [т] Учитель – логопед: Верно. О каком звуке и о букве, которая его обозначает, мы сегодня будем говорить? Дети: О звуке [т] и о букве Т. Дети выполняют артикуляционную гимнастику. | ||
II. | Основная часть: | Упражнение «Будь внимательным». Развитие фонематического восприятия. Учитель – логопед: Произнесите звук [т]. Почувствуйте, как язык ударяется в верхние зубы и отскакивает от них. Как вы думаете, это гласный или согласный звук? Дети: Это согласный звук. Учитель – логопед: Почему вы так думаете? Дети: Язычок встречает преграду на своём пути. Его нельзя петь. Учитель – логопед: Верно, его нельзя петь, во рту есть преграда. Согласные звуки мы будем обозначать синими фишками. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [т] от гласных звуков. Встаньте около стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Я буду говорить, а вы будете поднимать руки в стороны, если услышите звук [т]. Для данного упражнения используется следующий материал: у, а, о, и, т, о, п., б, м, ау, от, ат, ит, ут, Таня, кот, ток, мама. Дети разводят руки в стороны, услышав звук [т]. | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Упражнение «Соедини звуки» Формирование навыков звукового и слогового анализа. Логопед достаёт магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа. Учитель – логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Сложи звуки». Если я сначала произнесу звук [о], затем звук [т], что получится? Дети: Ат. Учитель – логопед: Молодцы. Какой фишкой я обозначу звук [а], какой – звук [т]. Дети: Для звука [а] нужно взять красную фишку, для звука [т] синюю фишку. Учитель – логопед: Почему вы так думаете? Педагог выкладывает схему слога на магнитной доске. Дети: Потому – что звук [а] – гласный, звук [т] – согласный. Учитель – логопед: Если я произнесу [о], затем [т], что получится? Дети: От. Учитель – логопед: Обозначьте звуки кружками, выложите схему. Дети выполняют задание. Учитель – логопед: Молодцы. Разберите следующую схему самостоятельно. Звук [т] следующий звук [у], что получится? Дети: Ту. Дети выкладывают схему. Учитель – логопед: Молодцы. Теперь усложним задание, я произнесу слоги [та] затем [та]. Что получилось? Дети: Тата. | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Учитель – логопед: Молодцы. Послушайте, я громко произнесу имя девочки Тата, сколько раз я сделала паузу, сколько в нём частей – слогов. Та – та. Логопед произносит слоговой рисунок слова, делая небольшие паузы. Учитель – логопед: Сколько раз я сделала паузу? Сколько раз я хлопнула? Дети: Два раза. Учитель – логопед: Сколько слогов в слове Тата? Дети: Два слога. Учитель – логопед: Давайте все вместе проскандируем как на стадионе болельщики Та – та. Дети вместе с логопедом произносят слово. Игра «Живые буквы». Развитие зрительного гнозиса и пространственного гнозиса. Педагог приглашает детей на ковёр. Учитель – логопед: Теперь давайте с вами сделаем «живые буквы». Мальчики лягут на ковёр и изобразят длинные палочки буквы Т, девочки лягут на ковёр и изобразят короткие палочки – шляпки. Дети выполняют задание. Учитель – логопед: Молодцы замечательные буквы получились, а теперь медленно вставайте. Подвижная игра «Облака». Координация речи с движениями. Педагог предлагает детям поиграть. Облака плывут куда – то… Словно сахарная вата, Медленно идут по кругу, совершая плавные взмахи руками. Белые, кудрявые В синем небе плавают. Меняют направление движения. У них толстые бока. Останавливаются, разводят руки, показывают толстые бока. Только тают облака, Опускают руки. Постепенно исчезают, Тают, тают, улетают… Опускают голову и плечи. Расслабляются. | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
Пальчиковая гимнастика «Дом» Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование навыков печати. Логопед приглашает детей пройти за столы и раздаёт детям рабочие тетради (Нищева Н.В. Обучение грамоте), цветные карандаши. Учитель – логопед: На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Тт. Каким карандашом вы обведёте и раскрасите их? Дети: Синим. Учитель – логопед: Почему? Дети: буква Т – согласная. Учитель – логопед: Выполняйте задание. Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш. Учитель – логопед: Какие предметы нарисованы? Дети: Трактор, труба, топор. Учитель – логопед: С какого звука начинаются эти слова? Дети: Со звука [т]. Учитель – логопед: Молодцы. Раскрасьте их, аккуратно не выходя за линии. Молодцы. Посмотрите, как я «пишу» букву Т в воздухе. Логопед поворачивается к детям спиной и «пишет новую букву в воздухе». Учитель – логопед: Давайте «напишем» с вами вместе. Дети вместе с логопедом «пишут» новую букву. Учитель – логопед: Сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать букву Т в тетради. Посмотрите, как я напишу её на доске: сначала я сверху вниз напишу длинную палочку, а потом слева направо пишу короткую палочку. Теперь вы попробуйте сделать тоже самое в тетрадях. | ||
III. | Заключительная часть | III. Итог. | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Рефлексия: Учитель – логопед: - Что нового вы узнали на занятии? - Какие слова на звук [т] вы запомнили? - Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы. - Я сейчас вам раздам картинки с изображением тучки и солнышка, если вам понравилось занятие и у вас хорошее настроение раскрасьте солнышко, если на оборот раскрасьте тучки. | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | Выставка материала в уголке Развитие речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по речевому развитию "Звук [г] и [гь] и буква г, Г"
Данный материал знакомить детей с буквами Г, г и тем, что она обозначает звуки [г] и [гь]...
Технологическая карта по речевому развитию «Звук [л] и [ль] и буква л, Л».
Данный материал знакомить детей с буквами Л, л и тем, что она обозначает звуки [л] и [ль]...
Презентация по речевому развитию звук и буква Д
Презентация по речевому развитию звук и буква Д...
Презентация по речевому развитию звук и буква Ф
Презентация по речевому развитию звук и буква Ф...
Презентация по речевому развитию звук и буква С
Презентация по речевому развитию звук и буква С...
Конспект занятия по речевому развитию "Звуки [д],[д’]. Буква Д»
Занятие по грамоте поможет познакомить детей со звуками [д],[д’], буквой Д...
Конспект НОД ОО "Речевое развитие" "Звук [э]. Знакомство с буквой э".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в соответствии с ФГДОС ДО....