Конспект НОД ОО "Речевое развитие" "Звук [э]. Знакомство с буквой э".
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в соответствии с ФГДОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 2.39 МБ |
zvuk_e._znakomstvo_s_bukvoy_e.docx | 136.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическое упражнение « Определи место звука в слове».
Дидактическое упражнение «Определи, сколько в слове слогов».
Предварительный просмотр:
ОО: «Речевое развитие».
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по обучению грамоте
старший дошкольный возраст (6-7лет)
в соответствии с ФГОС ДО
«Звук [Э]. Знакомство с буквой «эЭ».
Задачи:
1. Познакомить с гласным звуком [Э], способом его обозначения на письме с помощью букв эЭ. Учить с помощью интонации выделять звук [э] из ряда звуков, слогов, слов, совершенствовать умение давать характеристику звука [Э].
2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова и определением ударного гласного звука.
3. Продолжать определять место положения звука в слове (начало, середина, конец), определять количество слогов в слове.
4. Продолжать развивать связную речь, слуховое внимание и память. Развивать мелкую моторику.
5. Воспитывать у детей внимание и усидчивость, интерес к непосредственной образовательной деятельности.
Материал к занятию:
Дидактический материал: Конверт с заданиями от Тетушки Совы, магнитная доска, учебная доска, картинка с изображением Тетушки Совы, предметные картинки, презентация к занятию, листы с заданиями.
Раздаточный материал: Листы бумаги с заданиями, ручки, цветные карандаши, набор фишек (красные и синие) на каждого ребенка.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Вводная часть (3минуты):
Воспитатель собирает детей вокруг себя и предлагает поприветствовать друг друга и гостей улыбкой.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Мы друг другу улыбнёмся.
Обучением грамотой займемся
- Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла тетушка Сова! Она принесла нам конверт. Как вы думаете, что в нём находится? Вы хотите узнать, что там?
Воспитатель открывает конверт.
2. Основная часть (25 минут):
- Ребята, это задания, которые тетушка Сова приготовила для вас. Вы готовы их выполнить?
- Давайте вспомним, чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- На какие две группы делятся все звуки? (ответы детей: звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (ответы детей: воздух не встречает преград, когда мы произносим гласный звук, а при произнесении согласного звука встречаются преграды: губы, зубы и язык).
- Каким цветом обозначаем на схеме гласные звуки? (фишкой красного цвета)
- Согласные могут быть твердыми или мягкими. Каким цветом обозначаем твердые согласные? (фишкой синего цвета). Каким цветом обозначаем на схеме мягкие согласные звуки? (фишкой зеленого цвета).
2. Ребята, тетушка Сова приготовила для вас загадку, отгадав ее, вы узнаете с каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомимся.
Оно по лесу гуляет
Всем кто крикнет, помогает.
(Эхо)
- Скажите ребята, какой первый звук слышится в слове эхо? ([Э])
- Давайте посмотрим, друг на друга (деление на пары) и будем произносить звук [Э].
- Ребята, звук [Э] – значит какой это звук: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый? Произнесите его. (звук [Э] – гласный звук).
- Каким цветом обозначаем гласный звук [Э]? (Гласный звук [Э] обозначаем красным цветом).
- Молодцы! Справились с заданием.
3. Тетушка Сова предлагает вам составить схему к слову «эхо».
Звуковой анализ слова «эхо».
1 ЭЭхо – первый звук [э] – гласный, ударный, обозначаем фишкой красного цвета.
2. эХХо –второй звук [х] – согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета
3.эхОО – третий звук [о] – гласный, безударный, обозначаем фишкой красного цвета.
- Сколько звуков в слове «эхо»? (в слове «эхо» три звука).
- А сколько слогов в слове «эхо»? (два слога, потому что в слове два гласных звука). Назовите эти звуки? Какой слог ударный? (первый).
- Сколько согласных звуков в слове? (один).
- Сколько твердых согласных звуков? (один). Назовите его.
- Сколько мягких согласных звуков? (в этом слове нет таких звуков).
- Где могут находится звуки в словах? (в начале слова, в середине и в конце слова). А в слове «эхо», где будет находиться звук [э]? (в начале слова). Молодцы!
- Ребята, звук [Э] обозначается вот такой буквой Э и э. Воспитатель показывает демонстрационные буквы.
- Ребята, из каких элементов состоит буква Ээ? (из 1 полукруга и вертикальной палочки). В какую сторону смотрит полукруг? (влевую).
Это Э с открытым ртом
И большущим языком
- Предлагает детям напечатать новую букву Ээ в воздухе и изобразить с помощью пальцев букву Ээ, а также прописать на листах бумаги.
4. Физминутка.
Тетушка Сова предлагает нам потанцевать.
5. Следующее задание от тетушки Совы
Словесная игра «Поймай звук».
Ребята хлопните в ладоши («поймайте» слово), если услышите звук [Э].
Эльф, ворона, эскимо, сорока, этаж, шапка, Хэллоуин, вата, алоэ, Эмма, форма, электричка, листик, эму, экран, поэма, мэр, каноэ,
Молодцы!
6. Следующее задание от тетушки Совы
Дидактическая игра «Ромашка».
- Необходимо разделиться на две команды (мальчики, девочки). Надо найти на полянке (ковре) картинки-лепестки, в которых есть звук [Э] и собрать ромашку. Мальчики собирают ромашку слова, в которых есть гласный звук [Э] в начале слова, а девочки слова, в которых есть гласный звук [Э] в середине слова. Молодцы!
7. И последнее задание от тетушки Совы
Дидактическое упражнение «Определи место звука в слове».
1. Ребята, вам нужно определить место звука [Э] в словах: эскимо, сэндвич, каратэ и закрасить соответствующий квадрат красным цветом.
Дидактическое упражнение «Определи, сколько в слове слогов».
2. Нужно определить, сколько слогов в каждом слове и соединить картинку с подходящей схемой.
|
Заключительная часть (2 минуты):
Рефлексия:
- Что мы с вами сегодня делали на занятии?
Анализ занятия детьми:
- Что сегодня показалось вам сложным?
- Что показалось легким?
- Что понравилось больше всего?
Подведение итогов:
- Ребята, вы большие молодцы, вы все постарались, у вас все получилось! Тетушка Сова благодарят вас за активную работу на занятии, и дарит вам раскраски!
Материалы к НОД.
1. Дидактическое упражнение «Определи, место звука «Э» в слове».
- Дидактическое упражнение «Определи, сколько слогов в каждом слове».
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [c] Знакомство с буквой С»
Занятие направлено на закрепление правильного произношения звука [с] в речи, на продолжение обучения детей подготовительной группы правильно определять наличие/отсутствие этого звука в словах, соверше...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте. Знакомство с буквой "Г", звук "Г"...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
Закреплять правильное произношение звука г в речи, продолжатьучить определять наличие или отсутствие этого звука в словах, развивать связную речь....
Конспект логопедического группового занятия на тему: «Знакомство с буквой «Ш» и звуком [ш]» в подготовительной группе.
Знакомство с буквой "Ш" и звуком "Ш". Закрепление правильного произношения звука....
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Постановка звука «Р». Знакомство с Буквой «Р»
Материал для учителей-логопедов, родителей....
Конспект образовательной области « Речевое развитие» На тему: «Знакомство с буквой и звуком «Ж» С детьми подготовительной группы
Совершенствование умения анализировать предложение и слова.Знакомство с буквой Ж и правилом написания сочетания жи.Освоение послогового способа чтения.Развитие способности подбирать ...