Кольца Луллия
тренажёр по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Пособие для формирования звуковой стороны речи, фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koltsa_lulliya.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кольца Луллия»
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, её можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применить её даже в детском саду, в начальной школе. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.
Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. Середину вырезают, в каждый сектор помещают картинку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце – разнообразные деревья, на другом – их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце – животные ( домашние, дикие, рыбы, птицы) , на другом – «дома».
Для изготовления пособия возьмите два прямоугольных куска оргалита шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец. Укрепите штыри. По периметру соорудите небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепите ножки. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка никак не закрепляется, а просто накладывается на бортики основания.
Для свободного и удобного вращения колец предлагаем использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2-4 см. меньше двух диаметров пластинок.
Подготовка к игре:
1. Установить пособие на столе.
2. Снять крышку.
3. На пластинки сверху уложить выбранные кольца с картинками.
4. Закрыть крышкой.
5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок.
Нельзя не отметить универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к приводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Игры с использованием пособия «Кольца Луллия».
I. Для игр с экологическим содержанием:
№ 1. Сосна, берёза, липа, орешник, ель, рябина, дуб, клён.
№ 2. Семена и плоды вышеперечисленных деревьев и кустарника.
№ 3. Листья вышеперечисленных деревьев и кустарника.
№ 4. Лиса, пчёлы, медведь, белка, собака,птица.
№ 5. Нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога.
№ 6. Орёл, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.
№ 7. Разные формы птичьих клювов.
№ 8. Разные виды птичьих ног.
№ 9. Разные виды птичьих крыльев.
№ 10. Город, деревня, лес, море, горы, болото.
№ 11. Любые животные.
№ 12. детёныши животных кольца № 11.
II. Для игр по формированию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучению грамоте:
№ 13. 1. Картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале, в середине, в конце слова…
2. …со звуком «Л», «Ш», «Ч» и т.д.
№ 14. Схемы для поиска заданного звука.
№ 15. Символы, обозначающие большой и маленький размер.
№ 16. Цифры от единицы до восьми.
№ 17. Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы.
№ 18. Любые предметы.
Игры с «Кольцами Луллия» можно условно разделить на три типа.
I. Игры на подбор пары.
В одном из окошек устанавливается картинка, пара которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинки первого кольца обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.
Игры экологического содержания:
«Найди, где живёт» - кольца № 4,5.
«Назови детёныша» - кольца 11, 12.
«С чьей ветки детки?» - кольца № 1и 2; номера 2 и 3; и номера 1 и 3.
«Крылья, ноги и клювы» - кольца № 6 и 9; кольца № 6-8; кольца № 6-7.
«Подбери место обитания» - кольца № 6 и 10.
Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте:
«Найди заданный звук в начале, в середине и в конце слова» - к № 14 и 13.1, 13.2.
«Чей дом?» - к. № 4-5 («Берлога чья? Медвежья»).
II. Игры с элементом случайности в установке колец.
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребёнка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое кольцо имеет по 8 картинок, то возможны 64 комбинации!
Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучение грамоте:
«Чей нос, чей хвост?» - к. № 17 и 11.
«Назови, сколько» - к. № 16 и 6; №16 и 1; № 16 и 4; № 16 и 18.
«Уменьшаем, увеличиваем» - к. № 15 и 17.
III. Игры на развитие творческого воображения.
Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки колец № 11 и 12. задаём вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться , чему станет учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит, можно дать волю фантазии.
Кольца № 4 и 10.
Лиса в море. Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк?
Лиса в болоте – погналась за добычей, вот и завязла, бедная.
Лиса в деревне. Лиса опять кур крадёт.
Лиса в городе – В зоопарке и т.д.
Кольца № 6 и 10 можно использовать для обсуждения вопроса, почему птица не может жить в данной местности.
Варианты колец каждый педагог может выбрать самостоятельно, можно придумать свои варианты колец и способы игр заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к дидактической игре "Кольца Луллия"
Игра создана на основе уже известной иры. Игры-круги авторские и подобраны в соответсвии возрасту . Общее количество игр -20. Но их можно создать огромное количество. Так что многие игры в разработке....
Развивающая игрушка "Кольца Луллия"
Развивающая игра «Кольца Луллия» (старшая группа)Цель:Развитие познавательных интересов ребенка.Задачи: Развивать творческое мышление дошкольника. Формировать ассоциативность, диалектичность и системн...
коммуникация с элементами ТРИЗ (средняя группа) "Путешествие в сказку" (кольца Луллия)
Занятие по коммуникации с элементами ТРИЗ (Кольца Луллия) " Путешествие в сказку" средняя группа, придумывание новых сказок....
занятие с элементами ТРИЗ, средняя группа "Путешествие в сказку" (кольца Луллия)
занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ, средняя группа...
Игровое пособие для дошкольников "Кольца Луллия"
Пособие «Кольца Луллия» используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях...
Кольца Луллия (доработанная)
Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить у...
Дидактическое пособие ПО МЕТОДОЛОГИИ ТРИЗ - КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»
Дидактическое пособие «Волшебные кольца Луллия» является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи, имеет большие ...