Семинар-практикум для воспитателей дошкольных учреждений «Роль артикуляционной гимнастики в звукопроизношении дошкольников»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В семинаре дана рекоммендация воспитателям дошкольных учреждений по работе с детьми раннего, среднего и старшего дошкольного возраста, ознакомление с основными органами речи, участвующих в артикуляционном укладе звуков, показан дифференциорованный подход к каждому возрасту детей по выполнению артикуляционных упражнений, рекомендованы логосказки о "Веселом язычке", дана методика выполнения динамических и статических упражнений по укреплению мышц артикуляционного аппарата, а также дан комплекс упражнений для малышей в виде игры "Зоопарк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных учреждений
Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в звукопроизношении дошкольников»
Многие родители часто задают вопрос: «Почему мой ребенок плохо говорит? Какие причины?»
Причины нарушения звукопроизношения разные:
- зависит от речевой среды, в которой ребенок развивается (дефектная речь, быстрая, «сюсюканье - подражание)
- слабость мышц языка, губ, мимических мышц
- легкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения)
Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.
Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, для этогоспециалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой, как можно раньше.
Детям 2-3-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстро «поставить» правильное звукопроизношение.Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Детям с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») арт. гимнастика поможет четко и красиво говорить.
Правильное произношение звуков наряду с хорошим словарем, грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школе.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастикипризнан целым рядом известных теоретиков и практиков (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева)
- Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе
Цель артикуляционной гимнастики –выработка и закрепление полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка артикуляционного аппарата к речевой нагрузке.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы дает возможность ребенку освоить те речевые звуки, которые не могли произноситься из-за ее отсутствия.
Прежде, чем приступать к выполнению артикуляционной гимнастики, необходимо знать речевые органы, которые участвуют в речевом процессе (Профиль артикуляционного аппарата)
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.
Язык – главный орган звукопроизводства. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Качество звука зависит от работы кончика языка и боковых краев передней и средней части языка. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Кончик языка может опускаться за н/зубы (С,З,Ц), подниматься за в/зубы(Т,Д,Н), прижиматься к альвеолам (Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (Р)
Подвижность губ также играет большую роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (при зв «У»), округляться ( при зв. «О»), обнажать передние верхние и нижние зубы (зв.»с,з,ц,л»), выдвигаться вперед (Ш,Ж,)
Нижняя челюсть может подниматься и опускаться, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос (образуются носовые звуки «м,н»). если мягкое небо поднято, оно закрывает проход в нос, воздушная струя идет через рот и образует ротовые звуки (все, кроме «н,м»).
Таким образом, при произношении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение (артикуляционный уклад)
Как познакомить детей с речевыми органами?
Логосказки – это сказки, обучающие детей в игровой форме укреплять мышцы артик. аппарата. Один из главных героев – это веселый Язычок. Он и познакомит детей с речевыми органами
Пособие «Сказка о веселом Язычке» знакомство с органами речи
Какова же роль арт. гимнастики в звукопроизношении?
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (гуление, лепет). Такие движения и являются 1 этапом в развитии звукопроизношения; они играют роль гимнастики органов речи.
Младший возраст (3-4 лет)
К 3 годам детьми произносятся свистящие звуки, идет становление шипящих звуков.
Артикуляционная гимнастика направлена в этом возрасте на развитие и укрепление мышц речевого аппарата
Средний возраст (4-5 лет)
С 4—5 лет четко произносятся свистящие идет становление шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика в этом возрасте направлена на выработку полноценных движений арт.органов и является подготовкой к речевой нагрузке
Старший возраст (5-6 лет)
К 5 годам четко произносятся свистящие, шипящие. Идет становление сонорных звуков «Л-Л*» «Р-Р*» Продолжается серьезная работа, связанная с артикуляцией звуков и закрепления правильного звукопроизношения.
Старший возраст (6-7 лет)
К 6 годам четко произносятся свистящие, шипящие, звуки «Л-Л*» . Продолжается становление сонорных звуков «Р-Р*»Если у детей на седьмом году жизни выявлены дефекты речи, то исправлять их должен специалист.
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с детьми
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Продолжительность гимнастики – 5-6 мин.
- В комплекс входит 3- 4 упражнения. (2кинестетических упр., 1- 2 кинетических упр.) Каждую неделю комплекс частично видоизменяется: одно, хорошо выполняемое упражнение заменяется новым, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.
- При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом (зрительный самоконтроль). Постепенно темп убыстряется.
Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Педагог должен уметь показать правильную артикуляцию и ощутить положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля.
- Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название, к нему подбирается картинка-образ. ( широкий кончик язычка – «лопаточка», узкий кончик языка – «иголочка» и т.п.) картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету.
- Знакомство с новым арт. упражнением необходимо сопровождать небольшой сюжетной зарисовкой. Осуществлять индивидуальный подход, контроль.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя на стульчике, т.к. в этом положении у ребенка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном состоянии
- Дозировка количества повторений одного упражнения на первых занятиях до 3-х раз, в дальнейшем можно доводить до 7-10 раз. Кинестетические упражнения выполняются под счет - до пяти (до 10 сек)
- Артикуляционная гимнастика проводится с детьми с хорошим настроением. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнения движений.
Артикуляционная гимнастика для губ
Кинестетические упражнения (статические)
1.«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны
2.«Трубочка»(«Хоботок») – вытягивание губ вперед длинной трубочкой
3.«Заборчик» - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны
4.«Бублик» («Рупор») – зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижнте резцы видны
Чередование положений губ
5.«Заборчик – «Бублик»; «Улыбка» - «Трубочка»
«Заборчик - трубочка»(«Настроение»)
6 «Кролик» - зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы
Упражнения для развития подвижности губ
Кинетические упражнения (динамические)
1 Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами
2. «Улыбка - Трубочка» - вытянуть вперед губы трубочкой , затем растянуть губы в улыбке
3. «Пятачок» - вытянуть трубочкой губы, двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. «Рыбки разговаривают» - хлопать губами друг о друга (произносить глухой звук)
5. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя»
Если губы слабые
-сильно надувать щеки, изо всех сил удерживать воздух во рту
Артикуляционная гимнастика для языка
Кинестетические упражнения (статические)
1.«Птенчики»- рот широко окрыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. «Иголочка» («Жало») – рот открыт . Узкий напряженный язык выдвинут вперед
5. «Киска сердится» («Горка») – рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. «Желобок»-высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка.
7. «Грибок»- широко раскрыть рот. Присосать поверхность языка к небу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз н/ челюсть (растягивание уздечки)
Упражнения для развития подвижности языка
Кинетические упражнения (динамические)
1.«Часики» - рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2.«Змейка-рот широкооткрыт.Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. «Качели» - Широко раскрыть рот. Кончик языка поднимается зав/зубы на бугорки, а затем опускается вниз за н/зубы
4. «Спрячь конфетку» («Футбол») – рот открыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щек.
5. «Чьи зубы чище?» - широко открыть рот и кончиком языка «почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево»
6 «Чистка зубов» - рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
7. «Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
8. «Лошадка» - присосать кончик языка к небу. Пощелкивание должно изменять свой темп (медленно, быстрее, очень быстро).
9. «Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижат к небу (язык присасывается) и не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упр. Надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.
10.«Вкусное варенье» - широким кончиком языка обнять в/губу и убрать язык в полость рта. Рот не закрывать.
11. «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ (как болбочет индюк)
Внимание!1.Следить, чтобы язык был широким.2.Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону 3.Язык должен облизывать в/губу, ане выбрасываться вперед.
12. «Барабанщик» - широко открыть рот. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за в/зубами; ребенок при этом произносит звук «Д», подражая стуку дятла: д-д-д. (медленно0, побыстрее, быстро).
Артикуляционная гимнастика для подвижности н/челюсти
1. «Трусливый птенчик» – широко открыть и закрыть рот, так, чтобы тянулись уголки губ. Язычок-птенчик сидит в гнездышке и не высовывается. Упр. выполняется ритмично.
2.Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
3.Обезьяна – челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку
4. Движение н/челюстью вправо-влево, вперед-назад.
5. Дразнилки (пропевание гласных беззвучно: а, о, и, голосом, несколько звуков на одном выдохе аэ, ае, аи, иа, аио, иэа)
6.Произносите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными.)
Знакомство с новым артикуляционным упражнением
1.Педагог рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы (сопровождение небольшой сюжетной зарисовкой)
2.Педагог показывает выполнение упражнения.
Например, упражнение «Вкусное варенье» (Карлсон, который съел у бабушки варенье облизывает губы вот так …)
3.Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.
4. Показ картинки, на которой изображено это упражнение и его название. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже по картинке. Контроль педагога.
Сначала при выполнении детьми нового упражнения наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «С-С*» «З-З*» «Ц»
Кинестетические упражнения | Кинетические упражнения |
«Улыбка»- удерживание губ в улыбке. Зубы не видны(10-15 сек) | «Шторки»- рот приоткрыт. Н/губа закрывает н/зубы, а в/губа в этот момент открывает в/зубы. Затем, положение губ меняется. (положение губ меняется 5-6 раз) |
«Накажем непослушный язычок»- Губы растянуты в улыбке, положить язык на н/губу и пошлепать его губами, произнеся звуки «пя-пя-пя…» на одном выдохе (до 5-10 раз) | «Мясорубка»- Губы в положении улыбки. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигается вперед до предела (3-4 р.) |
«Лопаточка»- Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удержать под счет до 10. В/губа приподнята, не прикасается к поверхности языка. | «Прятки»- Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за н/зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за н/зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка остается на прежнем месте Выполнять до 10 раз |
«Желобок»- высунуть широкий язык,боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек. | «Почистим нижние зубки»-Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить н/зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался ув/края зубови не выходил за него, н/челюсть не двигалась. Выполнять 3-4 раза до 10 сек |
«Заборчик»- Зубы плотно сжаты. Губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз, по 10-15 сек. | «Качели»- Широко раскрыть рот. Кончик языка поднимается зав/зубы на бугорки, а затем опускается вниз за н/зубы (черед-е повторяется15-20 раз) |
«Сердитая кошечка»- Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в н/зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Выполнять 3-5 раз по 10сек. | «Настроение»-Губы в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения – хорошее настроение (помогает мимика). Губы трубочкой, зубы заборчиком. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Упр. Повторять 5 раз, закончить улыбкой |
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «Ш» «Ж» «Щ» «Ч»
Кинестетические упражнения | Кинетические упражнения |
«Трубочка»- рот приоткрыт, губы вытянуть вперед, удерживать под счет ( до 10 сек.) 3-4 раза | «Утиный клювик»- губы трубочкой, щеки втягиваются в полость рта, а губы расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения. Под счет до 10 сек 3-4 раза |
«Хоботок»- губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать под сет (до 10 сек) | «Лошадка»- присосать кончик языка к небу. Пощелкивание должно изменять свой темп (медленно, быстрее, очень быстро). Выполнять 10-15 раз |
«Чашечка» - Рот широко раскрыть. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к в/зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык под счет до 10. Выполнять 3-4 раза | «Грибок»- широко раскрыть рот. Присосать поверхность языка к небу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз н/ челюсть (растягивание уздечки) Выполнять 5-6 раз |
«Маляр»-широко раскрыть рот.Широким кончиком языка проводить по небу от в/зубов до ували (маленький язычок) и обратно. Темп медленный 5-6 раз | |
«Дятел» - широко открыть рот. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за в/зубами; ребенок при этом произносит звук «Д», подражая стуку дятла: д-д-д. (медленно0, побыстрее, быстро). Проводится 15-20 сек | |
«Качели»- широко раскрыть рот. Кончик языка поднимается зав/зубы на бугорки, а затем опускается вниз за н/зубы (черед-е повторяется15-20 раз) | |
«Мясорубка»- губы в положении улыбки. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигается вперед до предела (3-4 р.) | |
«Вкусное варенье» - широким кончиком языка обнять в/губу и убрать язык в полость рта. Рот не закрывать. Повторить 5-6 раз | |
«Настроение»- губы в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения – хорошее настроение (помогает мимика). Губы трубочкой, зубы заборчиком. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Повторять 5 раз, закончить улыбкой. |
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «Л» «Л*»
Кинестетические упражнения | Кинетические упражнения |
«Улыбка»- губы растянуты в улыбке, Зубы не видны До 10-15 сек 3-4 раза | «Лошадка»- присосать кончик языка к небу. Пощелкивание должно изменять свой темп (медленно, быстрее, очень быстро). Выполнять 10-15 раз |
«Трубочка»- рот приоткрыт, губы вытянуть вперед, удерживать под счет.до 10 сек. 3-4 раза | «Покусывание кончика языка» - губы растянуты в улыбке, зубами покусываем кончик языка 8-10 раз |
«Иголочка»- узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасая его к губам. Удерживать под счет до 10 | «Качели»- широко раскрыть рот. Кончик языка поднимается зав/зубы на бугорки, а затем опускается вниз за н/зубы. (чередование повторяется15-20 раз) |
«Парус»- рот широко раскрыть. Широкий кончик языка поставить зав/зубы на бугорки, спинку прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать под счет до 10. Повторять 2-3 раза | «Катание шарика»- губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке)- 5-6 кругов, затем в другом направлении – 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять. |
«Настроение»- губы в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения – хорошее настроение (помогает мимика). Губы трубочкой, зубы заборчиком. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Повторять 5 раз, закончить улыбкой. |
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «Р» «Р*»
Кинестетические упражнения | Кинетические упражнения |
«Улыбка»- губы растянуты в виде улыбки, Зубы не видны (10-15 сек) 3-4 раза | «Лошадка»- присосать кончик языка к небу. Пощелкивание должно изменять свой темп (медленно, быстрее, очень быстро). Выполнять 10-15 раз |
«Трубочка»- рот приоткрыт, губы вытянуть вперед, удерживать под счет ( до 10 сек.) 3-4 раза | «Грибок»- широко раскрыть рот. Присосать поверхность языка к небу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз н/ челюсть (растягивание уздечки)Выполнять 5-6 раз |
«Парус»- рот широко раскрыть. Широкий кончик языка поставить зав/зубы на бугорки, спинку прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать под счет до 10. Повторять 2-3 раза | «Маляр» «Маляр»- широко раскрыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от в/зубов до ували (маленький язычок) и обратно. Темп медленный 5-6 раз |
«Чашечка» - рот широко раскрыть. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к в/зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык под счет до 10. Выполнять 3-4 раза | «Дятел» - широко открыть рот. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за в/зубами; ребенок при этом произносит звук «Д», подражая стуку дятла: д-д-д. (медленно0, побыстрее, быстро). Проводится 15-20 сек |
«Утюжок»- рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживаем бугоркизав/зубами: то назад, то вперед. Повторять 20-25 поглаживаний | |
«Прогони комарика»- верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожжит. | |
«Покусывание кончика языка» - губы растянуты в улыбке, зубами покусываем кончик языка 8-10 раз | |
«Качели»- широко раскрыть рот. Кончик языка поднимается зав/зубы на бугорки, а затем опускается вниз за н/зубы (черед-е повторяется15-20 раз) | |
«Настроение»- губы в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения – хорошее настроение (помогает мимика). Губы трубочкой, зубы заборчиком. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид.Повторять 5 раз, закончить улыбкой. |
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «К-Г»
Кинестетические упражнения | Кинетические упражнения |
«Улыбка»- губы растянуты в виде улыбки, зубы не видны (10-15 сек) | «Прятки»- рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за н/зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за н/зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка остается на прежнем месте (до 10 р.) |
«Трубочка»- рот приоткрыт, губы вытянуть вперед, удерживать под счет ( до 10 сек.) 3-4 раза | «Настроение»-губы в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения – хорошее настроение (помогает мимика). Губы трубочкой, зубы заборчиком. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид Повторять 5 раз, закончить улыбкой. |
«Сердитая кошечка»- рот приоткрыт. Кончик языка упирается в н/зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. |
Литература
1.Буденная Т.В. Артикуляционная гимнастика (методическое пособие)
2.Гризик Т.И. Тимощук Л.Е. Речевое развитие детей (программа «Из детства в отрочество»)
3.Краузе Е.Н. «Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж»
4.Выгодская И. Берковская Н. «Сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка»
5.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках (пособие)
Дидактический материал
1.Знакомство детей с органами артикуляции по картинкам в стихах «Веселый Язычок»
2.Артикуляционная гимнастика в стихах
3.Артикуляционный кубик или «Артикуляционная шкатулка
4.Логосказки «Слушай сказку вместе с язычком», «Составь сказку про Язычок и его друзей»
5.Играем язычком и пальчиками «Сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка»
В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Эти упражнения воздействуют и развивают моторный праксис артикуляционных органов и мелкой моторики. Улучшается координация движений артикуляции и мелкой моторики.
Цель: привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ.
6.Помощники учат правильно говорить
1.Муляж «Язычок»
2. «Солнышко» «Лягушка» «Собака Найда»
Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем дошкольном возрасте, т.к. именно с этого периода,возможно воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, т.е. добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.
Игра «Веселый зоопарк»
Артикуляционное упражнение | Описание |
Рыбка Рыбка ротик открывает, Говорить она желает. | Дети широко открывают и закрывают рот |
Добрый тигренок Наш тигренок не кусается, Нам тигренок улыбается. | Дети растягивают губы в широкой улыбке, обнажая сомкнутые зубы. |
Слоник Тянет слоник хоботок Так он воду достает | Дети вытягивают губы трубочкой. |
Киска Тише, киске нелегко- Она лакает молоко | Дети, открыв рот, выполняют движения языком вперед-назад. |
Любопытный гусь Шейку вытянул гусак Вот так, вот так! | Дети вытягивают вперед узкий кончик языка |
Лошадка К нам лошадка скачет! Что же это значит? | Дети щелкают языком, широко открыв рот. |
Мишка-сладкоежка Мишка очень любит мед Он его сейчас слизнет | Дети, открыв рот, облизывают верхнюю и нижнюю губу |
Лягушка На обед себе лягушка Ловит комара и мушку | Дети кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше, касаются верхней губы. |
Попугай Попугай волнистый мой Вечно крутит головой | Дети, открыв рот, выполняют движения языком вправо-влево. |
Панда Эта пандочка-толстушка Настоящая болтушка! | Дети, открыв рот, выполняют вибрирующие движения языком, касаясь верхней губы. |
Жираф У жирафа голова Достает до потолка | Дети, широко открыв рот, достают кончиком языка до верхнего неба. |
Озорной щенок А щенок по кличке Шарик Все гонял воздушный шарик Толстой лапой Шарик топнул И воздушный шарик лопнул. | Дети надувают и сдувают щеки. |
Ёжик А у ёжика иголки Ох, как колки! Ох, как колки! | Дети дотрагиваются кончиком языка до внутренних сторон правой и левой щеки. |
Усталый лисёнок Лисенок высунул язык Он долго бегать не привык. | Дети, открыв рот, улыбаясь, показывают широкий расслабленный язык. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Семинар-практикум для воспитателей с примерами упражнений...
Консультация для воспитателей дошкольных учреждений «Речевые игры для коррекции звукопроизношения»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о...
Семинар-практикум для родителей на тему «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»
обучение родителей методам и приемам работы с детьми, имеющими нарушения артикуляционной моторики...
Материалы районного семинара для инструкторов физкультуры и воспитателей дошкольных учреждений "Приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в ДОУ и семье"
На семинаре обсужался вопрос о приобщении старших дошкольников к занятиям спортом в ДОУ и семье. Опытом работы по данной теме поделился инструктор по физической культуре высшей квалификационной ...
Материалы районного семинара для инструкторов физкультуры и воспитателей дошкольных учреждений "Приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в ДОУ и семье"
На семинаре обсуждался вопрос приобщения старших дошкольников к занятиям спортом. Опытом работы по данной теме поделился инструктор по ф/к высшей квалификационной категории Белоусова Т.Ф.Участникам се...
Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деят...
Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"
Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"...