Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада
статья по логопедии по теме
Материалы из опыта организации коррекционно - логопедической работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях учреждения, работающего в режиме инклюзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_testoplastiki.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов тестопластики в
коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада.
Я учитель-логопед детского сада №2572 Западного округа г. Москвы. Работаю в инклюзивных группах и в структурном подразделении «Лекотека».
Поскольку мои подопечные – дети с особыми образовательными потребностями, хотелось бы сначала коротко остановиться на некоторых особенностях. С ноября 2009 года в нашем детском саду были открыты инклюзивные группы, в состав которых входят дети с особыми образовательными потребностями.
Сегодня функционируют уже 4 группы инклюзивного образования. Их посещают 12 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из них 6 детей с Синдромом Дауна и 6 детей со сложным структурным дефектом (в том числе: гидроцефалия, нарушение психоэмоциональной сферы, задержка психического развития).
Структурное подразделение Лекотеку также посещают дети с синдромом Дауна, нарушениями психо-эмоциональной сферы, задержкой психического развития, а также 2 ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. В нашем учреждении Лекотека – это начальное звено в цепи инклюзивного образования. В Лекотеке детей можно понаблюдать в динамике и увидеть тех, которые смогли бы находиться в детском саду целый день в инклюзивных группах.
Возраст детей, посещающих инклюзивные группы, - 4-5 лет, Лекотеку посещают дети 2-4 лет.
По результатам логопедического обследования детям поставлено заключение – системное недоразвитие речи.
Развитие речи у детей с особенностями характеризуется целым рядом отклонений. Это запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Учитывая возраст и индивидуальные особенности детей, главной целью логопедической работы было определено: - учить детей слушать, понимать обращенную речь, формировать фонематическое восприятие, расширять и уточнять словарный запас, развивать речь, улучшать ее грамматическую сторону.
Особенности логопедического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
- В силу того, что системные нарушения речи детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с обычными детьми.
- Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- С учетом логопедического заключения - системное недоразвитие речи (легкой и средней степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматического строя.
Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальный маршрут воспитания и обучения.
При разработке этого маршрута учитываются:
- рекомендации ПМПК
- данные диагностических обследований специалистов детского сада,
- сведения, полученные в тесном сотрудничестве с родителями детей,
- результаты психологического наблюдения за детьми.
Главная задача любого педагога, работающего в инклюзивных группах - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Одной из таких форм мне представляется творчество в технике тестопластики.
Идея заняться тестопластикой с детьми дошкольного возраста возникла у меня из собственного увлечения этой техникой. Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль и вода – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Каковы же отличительные особенности работы? Ведь, по сути, это занятие очень напоминает традиционные занятия лепкой. Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Это приятный на ощупь, экологически безвредный и неаллергенный материал. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески.
В тестопластике масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Кроме этого отсутствует также заданность цвета – дети имеют возможность расписывать высохшие фигурки по своему усмотрению.
Учеными и исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, полезно использовать приёмы лепки из соленого теста.
Однако, используя приемы тестопластики для коррекции речевого развития детей, я решила не ограничиваться только развитием мелкой моторики.
По результатам наблюдений за детьми в процессе творчества был сделан вывод, о наличии интереса к деятельности с соленым тестом, о развитии у детей замыслов. Используя интерес и замысел детей, мы пересмотрели форму организации индивидуальных логопедических занятий.
Примерная структура занятия для детей 4-5 лет
1. Артикуляционная гимнастика.
Выполнение определённого комплекса упражнений для губ и языка.
Это дает возможность подготовить органы артикуляции для правильного произношения звуков и улучшить их подвижность.
2. Формирование фонематического слуха:
- Что звучит? Кого позвали?;
- Поймай звук;
- Где звучит? и т. Д
3. Работа с разрезными картинками по лексической теме.
Задача этой части занятия - развивать зрительное восприятие, умение видеть целое из частей.
4. Пальчиковая гимнастика.
Игровые упражнения для развития мелкой моторики, которые необходимы как подготовительная работа.
5.Лепка из соленого теста в соответствии с лексической темой занятия.
Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
6. Лексическая тема.
Эта часть занятия подразумевает знакомство с определённым лексическим материалом, овладение навыками словообразования. Помимо картинного материала используются фигурки, вылепленные ребенком из теста. Ребенок охотнее рассказывает о том, что он сделал сам, подбирает имена, определения.
Нашим деткам сложно самостоятельно рассказать о том, что они делали. Обязательны вопросы педагога. Например: Кого ты слепила? Какой он? Как ты его назовешь? Что он умеет делать? Какие звуки издает?
Интересно проходят игры «Сравни »Ты слепила маленького петуха, а я большого. У меня петух, а у тебя? (петушок). У моего - большой гребень, а у твоего? У моего - большие крылья, а у твоего? И т.п.
Для закрепления названий частей тела птицы вариантом может быть игра: «Расскажи, как ты лепила петушка?» (Вспоминаем части тела птицы, где они расположены, для чего они нужны – получаем описательный рассказ.)
Можно также использовать уже высушенные фигурки. При раскрашивании закрепляем названия цветов, уточняем словарь прилагательных. С готовыми фигурками очень интересно проходят занятия по обучению пересказу.
Огромное значение имеет положительный настрой на занятие, ведь почти каждый ребенок с поведенческими особенностями. Это могут быть совершенно немотивированные вспышки гнева, агрессии, смеха, которые сменяются с потрясающей скоростью. Пожалуй, только детки с синдромом Дауна, всегда готовы идти на контакт. Собственное творчество, как правило, создает ситуацию успеха. Полезность и ценность результатов совместного с дошкольником с особенностями развития интереса вероятны только, если сопровождение (со-действие, со-участие, со-трудничество) осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозировано, повседневно и экстренно.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа с тестом позволяет
не только совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику,
стимулировать развитие сенсорной сферы, тактильной чувствительности, но и
развивать навыки общения и речь (диалог, монолог), развивать воображение, пространственное мышление и стимулировать познавательные интересы, расширять кругозор.
Гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий позволяет ребенку с ОВЗ выработать стратегии поведения в процессе общения и в разных видах деятельности.
Исходя из этого, совместно с педагогом-психологом мы занимаемся разработкой цикла подгрупповых психолого-логопедических занятий с элементами сказкотерапии и тестопластики для детей инклюзивных групп.
Мы считаем, что необходим переход к тьюторскому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении. И осуществлять это сопровождение может педагог, наиболее симпатичный ребенку.
В данном случае деятельность педагога заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы, и создать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.
Деятельность педагога -тьютора имеет отличные от учительской деятельности ориентиры и основания, включающие: поощрение детей к использованию различных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности; установление ситуации общения и контакта с ребенком; опора на выбор ребенка; наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентацию на открытость образовательного пространства и образовательной деятельности ребенка, возможность его изменения, достраивания.
Вариантов использования новейших и традиционных технологий в коррекционной работе великое множество. Главное, как мне кажется, особенно в случае с нашими детками, признание за ребенком права на собственный интерес и грамотное использование этого интереса в построении индивидуального образовательного маршрута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...
Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Собрание во 2 младшей группе проходит в форме семинара - практикума...
Работа по развитию речи детей в условиях общеобразовательной группы детского сада.
С каждым годом жизнь предъявляет к нам и нашим детям более высокие требования.Неуклонно растет объем необходимых знаний.Сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно бога...
Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...
Родительское собрание во 2 группе раннего возраста. Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
На занятиях по развитию речи мы: читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопр...
Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей с условиях инклюзивных групп детского сада
Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада...