Рекомендации по организации деятельности педагогов и специалистов для детей с ОВЗ.
материал по логопедии на тему

Инга Санько

Рекомендации по организации деятельности педагогов и специалистов  для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации деятельности педагогов и специалистов  для детей с ОВЗ.

 Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог.17 Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель- дефектолог: - планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ; - консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий; - координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т. п.); - ведет необходимую документацию. Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут. Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:18 - планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии); - планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы; - соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед – советы воспитателя); - консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье; - ведение необходимой документации. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят: - психологическое обследование воспитанников; - участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения); - проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; - динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников; - проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; - осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи; - консультирование персонала группы; - заполнение отчетной документации. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности19 воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются: - взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.; - проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре); - консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств; - ведение соответствующей документации. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает: - проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей; - планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений; - оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; - регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников; - ведение необходимой документации. Деятельность социального педагога направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:20 - осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников; - участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития; - консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье; - изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье; - взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной зашиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам; - осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы; - выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи; - ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год. При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь. Перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии. В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован. I. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)21 1. Личное дело каждого воспитанника. 2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения). 3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий). 4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.). 4. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.). 5. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями. В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы. 2. Документация воспитателей 1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы. 2. Планы (перспективные и календарные фронтальных занятий). 3. Тетрадь передачи детей. 4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями. 5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении). В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы. Можно сделать вывод о том что, организация интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, на современном этапе развития общего и специального образования, является новым и, как показывает практика, сложным направлением. Дошкольные образовательные учреждения нуждаются в информационной, кадровой, финансовой поддержке и помощи. Ее могут оказать органы местного самоуправления (администрация района,22 отдел образования, службы социальной защиты населения), а также психолого- медико-педагогические комиссии, оказывающие консультативную помощь педагогам, родителям по вопросам определения форм, методов путей обучения и воспитания детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация деятельности педагога по обучению рассказыванию детей по картине Саврасова а.К. "Грачи прилетели"

В оснв основу методической разработки положена система И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс «Картина без запинки». На каждом этапе решаются определённые задачи, которые преследуют конечную цель: научить дет...

Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения

В данном материале отрожены основные принципы организации кабинета педагога - психолога в учебном заведений....

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

Информационно-творческий проект "Организация деятельности педагогов, детей и родителей ДОУ по проведению мероприятий, посвященных Дню матери!"

Информационно-творческий проект Организация деятельности педагогов, детей и родителей ДОУ по проведению мероприятий, посвященных Дню матери...

Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ

Представляю опыт работы организации деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ...

Информационно-творческий проект Организация деятельности педагогов, детей и родителей ДОУ по проведению мероприятий, посвященных Дню матери старший воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 ноябрь – декабрь 2018г.

Информационно-творческий проект Организация деятельности педагогов, детей и родителей ДОУ по проведению мероприятий, посвященных Дню матери старший воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ ...

Проект на тему: "Организация деятельности педагога, детей и родителей ДОУ по проведению мероприятий, посвященных Дню матери".

Проект на тему: "Организация деятельности педагога, детей и родителей ДОУ по проведению мероприятий, посвященных Дню матери"....