Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения
учебно-методический материал на тему

Грицына Ирина Сергеевна

В данном материале отрожены основные принципы организации кабинета педагога - психолога в учебном заведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к организации   кабинета   педагога-психолога  дошкольного учреждения

1.Общие  положения 

1.  Кабинет  психолога ДОУ представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.

Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:

  • Помощь детям в обычных условиях
  • Помощь детям и их родителям в экстремальных условиях
  • Помощь детям с отклонениями в развитии

Адекватность и полноценность функционирования кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

2. Контингент обслуживаемых детей кабинета – воспитанники ДОУ в обычных и экстремальных условиях.

Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоциональной сфере.

3. Основной задачей кабинета является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.

4. Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается в:

  • Поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей
  • Разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей
  • Выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях

5. Задачи и специфика работы кабинета психолога определяют целесообразность создания его на базе дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми данного ДОУ, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.

6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими.

7.Руководство деятельностью кабинета психолога дошкольного учреждения осуществляется учебно-методческим центром окружного управления образования.

2. Направления деятельности и содержание работы кабинета психолога

Магистральное направление деятельности кабинета психолога – обеспечение оптимального психического и личностного развития детей – осуществляется на двух уровнях:

  • Актуальном /связан с решением злободневных проблем и задач, в частности, с профилактикой, диагностикой и коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания, нарушениями их поведения и социальной адаптации; предполагается проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации непосредственного контакта психолога и детей, когда проводится психологическое обследование и на его основе даются заключение, рекомендации и советы родителям, проводится когнитивное и поведенческое «лечение», коррекция нарушений поведения, общения, познавательной деятельности ребенка/
  • Перспективном /связан с решением проблем максимального содействия психическому и личностному развитию, разработкой прологированных развивающих и психокоррекционных личностно-ориентированных программ становления и развития индивидуальности ребенка с учетом специфики развития на каждом возрастном этапе; созданием программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии; предполагается вести работу опосредованно с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасаться с ними в конктретных обстоятельствах обучения и воспитания /это педагоги, родители, сверстники/; Основными формами работы психолога здесь являются активные методы тренинга, консультации, лекции для педагогов и родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком.

Психологическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:

  • Психопрофилактическая работа
  • формирование у педагогов, детей, родителей общей психологической культуры /лекции, беседы, тренинги/
  • своевременное предупреждение нарушений в становлении личности; развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка /периодическая психологическая диспансеризация и выделение детей группы риска/
  • оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учреждения /индивидуальная и групповая работа с детьми/
  • определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и коррекции
  • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов /наблюдение за детьми группы риска, беседы с педагогами и родителями, участие в составлении расписания занятий, режима работы ДОУ/
  • создание благоприятного психологического климата в ДОУ через оптимизацию форм общения
  • Психодиагностическая работа
  • психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями
  • изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку
  • дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста, нарушений поведения /проводится совместно со специалистами соответствующего профиля/
  • диагностика характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения
  • диагностика проявлений последствий травматического стресса, сензитивности к нему
  • Развивающая и психокоррекционная работа
  • развитие личности в целом и отдельных его сторон
  • коррекция отклонений в психическом развитии
  • коррекция посттравматических нарушений с учетом специфики и типов травмирующих ситуаций
  • обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессовых реакций
  • Консультативная работа
  • консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания
  • проведение совместных консультаций для работников ДОУ с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми

3. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета психолога

Кабинет психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

Ш.1. Психологическое обеспечение

Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствия для ребенка:

  • Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом ДОУ, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых
  • Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками
  • Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода /сензитивность, «зона ближайшего развития»/
  • Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода /интересы, склонности, способности/

Ш.2. Методическое обеспечение

Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств для решения задач работы кабинета. Важным является:

  • Быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме
  • Необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента
  • Выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки – экспресс-методик, основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий
  • Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционлаьного перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции /ауди-видуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапиии терапии движением

Ш.3. Организационно обеспечение

Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том числе – методических материалов, документации и рекламы

3.1. Оборудование кабинета

Задачи работы кабинета и структуры его территории определяют следующую оснащенность его оборудованием.

3.2. Технические средства

  1. Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов
  2. Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей
  3. Компьютер

3.3. Методические материалы

  1. Кейс практического психолога /набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития/
  2. Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д./
  3. Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей/
  4. Бибилиотека практического психолога
  5. Раздаточный материал для детей, родителей, учителей

3.4. Документация

  1. График работы
  2. Перспективный план работы
  3. Учебный план на неделю
  4. Журналы учета /первичного приема, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами/
  5. Бланки для регистрации результатов обследования /обобщенные на группу детей/

3.5. Мебель

  1. Рабочий стол для психолога
  2. Шкаф для пособий
  3. Рабочие места для детей
  4. Стулья
  5. Журнальный стол
  6. Кресла

3.6. Дополнительные средства для дизайна интерьера

  1. Цветы
  2. Клетки для птиц
  3. Аквариум

4. Требования к материально-техническому оснащению кабинета

Организация пространства

С учетом задач психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

  • Зона ожидания приема /в оформлении рекомендуется использовать цветы, картины; на стенах не должно быть никаких плакатов медицинского содержания/
  • Зона первичного приема и беседы с клиентом /рабочий стол; картотека с данными о клиентах /детях, педагогах, родителях/; закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним; шкаф, где размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для обследования
  • Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно/журнальный столик, кресла/. Все это должно создать обстановку уюта, защищенности, способствует открытому доверительному общению
  • Зона игровой терапии /мягкое покрытие пола, передвижная мебель, игрушки, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками
  • Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения /свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, возможность перемонтировки подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформация пространства с помощью временных перегородок/

5. Описание перечня методического обеспечения

Исходя из принципа «ребенок прежде всего», материалы систематизируются следующим образом:

Клиент – ребенок

Блок 1 Материалы для взаимодействия психолога и педагога /выявление проблем ребенка глазами педагога/

  • Анкеты для выявления проблемных и трудных детей
  • Анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей
  • Педагогическая карта для регистрации наблюдений за развитием личности ребенка /Т.Юферева/
  • Карта наблюдений Д.Стотта для программированного наблюдения за адаптацией ребенка /адаптированный вариант/

Блок 2 Материалы для взаимодействия психолога и родителей /выявление проблем ребенка глазами родителей, изучение детско-родительских отношений/

  • Анкеты по изучению развития ребенка
  • Анкеты готовности ребенка к школе
  • Тест-опросник родительского отношения /А.Варга, В.Столин/
  • Опросник АСВ /анализ семейного воспитания/Э.Эйдемиллер

Блок 3 Материалы для психодиагностической работы с детьми /диагностика познавательного развития, диагностика нарушений эмоционально-личностного развития/

Раздел 1-ситсема методик для определения степени готовности ребенка к обучению в школе

  • Ориентировочный тест Керна-Йирасика по определению школьной зрелости
  • Методика определения ведущего типа мотивации /Н.Белопольская/
  • Задания для проверки речемыслительной деятельности /С.Шаховская/
  • Графический диктант
  • Методика определения умственной работоспособности

Раздел 2 –система методик для анализа успешности обучения и выявления причин его затруднений

  • Анкета для определения школьной мотивации /Н.Лускалова/
  • Таблицы для диагностики буквенного гнозиса /А.Лурия/
  • Диагностические диктанты /слуховые, зрительные/
  • Методика определения самооценки /модификация В.Шур/
  • Социометрия и оценка группы
  • Задания на исследования творческих возможностей ребенка
  • Тест «Нарисуй человека» /сокращенный вариант в адаптации И.Демидовой/
  • Тест «Рисунок семьи» /Г.Хоментаускас/

Блок 4 Материалы обобщения результатов работы психолога, отчетности и нормативные документы

  • Карта психологического обследования ребенка
  • Речевая карта
  • Психологический профиль группы
  • Психологический профиль группы детей, поступающих в первый класс
  • Схема первичного анализа социально-психологической ситуации в группе детей
  • Бланк регистрации результатов комплексного обследования детей
  • Функциональные обязанности психолога ДОУ
  • График нагрузки психолога
  • Продолжительность различных видов работы психолога
  • Бланк протокола обследования

Клиент – педагог ДОУ

Блок 5 Набор методик для работы с педагогом как клиентом. Его применение дает возможность оценить индивидуальные особенности личности педагога /эмоционально-волевую сферу, степень психологической устойчивости и тревожности личности, сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения/

  • Методика определения типологии личности /по К.Юнгу/
  • Методика «Типовое состояние» /адаптированный вариант Э.Эйдмиллера/
  • Тест- опросник для определения уровня самооценки
  • Тест дифференцированной самооценки функционального состояния /САН В.Доскин, Н.Лаврентьева и др./
  • Методика «Самооценка психических состояний»
  • Методика оценки личностной тревожности /шкала Спилберга/
  • Опросник эмпатических тенденций /А.Меграбян/
  • Опросник способности к самоуправлению в общении
  • Методика изучения коммуникативного контроля /тест М.Шнайдера/
  • Тест Томаса /определение стиля поведения в ситуациях разногласия и конфликтов/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении.

Педагогам предлагаются методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в связи с обновлением содержания дошкольного образования, советы по обеспечению группового пространства разн...

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государственными требованиями

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государ...

Методические рекомендации по организации летнего оздоровительного периода в дошкольных образовательных учреждениях

Летний оздоровительный период в дошкольном образовательном учреждении решает немаловажные задачи:- укрепление здоровья детей;- развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта;- соз...

Методические рекомендации к организации методического кабинета в ДОУ

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель в дошкольной образовательной организации должен учитывать множество ньюансов. Исходя из многофункционального назначения методического кабин...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ДЕТСКОМ САДУ

Методический кабинет - пространство для всех педагогов детского сада. Методический кабинет – это комната для творчества и размышления, для интересных встреч и новых открытий, это лаборатория для совм...