Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи "Снежные слова"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Материал НОД по развитию речи "Снежные слова" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта мероприятия "Снежные слова" | 26.19 КБ |
Конспект НОД по развитию речи "Снежные слова" | 19.92 КБ |
Самоанализ НОД "Снежные слова" | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности «Речевое развитие»
МКОУ Квитокская СОШ № 1 (детский сад «Чебурашка»)
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
Учитель-логопед: Алина Геннадьевна Горенская
Тема: «Снежные слова»
Цель: повысить уровень умственного развития детей посредством пересказа с использованием графической схемы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации. Развивать функции мышления, внимание, воображение. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
Коррекционно-развивающие:
помочь детям в упорядочении и систематизации познавательной информации об окружающем.
Воспитательные:
учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат:
ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активностью на занятиях. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью графических схем. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (осень, зима).
Оборудование: ТСО: проектор, сюжетная и разрезанная картины «Зима», графические схемы для составления рассказа, снежинки из бумаги.
Форма занятия: подгрупповое.
Предварительная работа: изучение лексической темы «Зима», составление рассказов с помощью графических схем.
Временной ресурс: 30 мин.
План НОД:
1. Мотивационно - проблемный этап.
Психогимнастика.
- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся и начнем нашу беседу с улыбки. Какой может быть улыбка?
- Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Сообщение темы.
- Хотя за окном у нас снег, но время года еще поздняя осень. Назовите мне, пожалуйста, следующее время года.
На столе лежит разрезанная на части картинка, соберите ее и вы узнаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить.
- Правильно мы будем говорить о зиме. (Слайд №2)
- Я по эл.почте получила письмо, в котором говориться об одном маленьком африканском мальчике. (Слайд №3)
- У них в Африке совсем не такая зима, как у нас в Сибири. И он очень просит нас, ребята, рассказать всем африканским детям о нашей сибирской холодной зиме и узнать интересную зимнюю историю. Хотите помочь мальчику?
- Что для этого нужно?
- Ребята, конечно. Ведь зима бывает разная. Какая бывает зима?
- Верно, ребята! Предлагаю вам отправиться в лес, и понаблюдать какие изменения произошли там с приходом зимы. Хорошо? Согласны?
2. Деятельностный этап.
- Ребята, сморите, что здесь? Это зимние месяца. (Слайд №4)
- Зимой все покрывается снегом. Становится белым-бело. (Слайд №5)
- Реки замерзли и покрылись льдом. (Слайд №6)
- Заяц сменил шубку. Был серым, стал белым. (Слайд №7)
- И белочка тоже поменяла свой наряд, чтоб стать незаметной среди ветвей. (Слайд №8)
- Медведь залез в берлогу. Будет там спать до весны. (Слайд №9)
- Птицы улетели в теплые края. Можно заметить снегирей. Они зимуют с нами. (Слайд №10)
- Замечательно, какие вы молодцы! Хорошо рассказываете! Ребята, зимой обычно сильно холодно бывает. Хотите, я научу вас, как согреться.
Массаж мимической мускулатуры
Мы ладошки растираем – потереть ладошки рук.
И лицо обогреваем – водят ладошками по щекам.
Растираем лобик тоже – поочередно правой, левой ладошкой проводят по лбу.
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются – одновременно надувают обе щеки.
Губки улыбаются – растянуть губки в улыбке.
Подбородок разотрем – правой и левой руками одновременно растирают подбородок.
Губки дружно пожуем – надавить верхними зубами на нижнюю губу, затем наоборот.
Здесь живет наш язычок, пусть погреется дружок – пожевать язык передними зубами.
- Согрелись? Садитесь.
- А теперь, послушайте интересный рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».
- Сегодня мы будем пересказывать прочитанную историю с использованием схемы. Каждый рассказ о чем-то повествует, рассказывает. Он состоит из предложений, связанных между собой. В нем есть вступление, повествовательная часть и окончание.
- Послушайте внимательно и рассмотрите схемы.
Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» с показом схем.
Ребята гуляли во дворе. Лепили из снега фигурки. (Слайд №16). Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки – сделал нос и рот. (Слайд №17). Поиграли ребята, погуляли и пошли в детский сад. (Слайд №18). Жалко стало Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман. (Слайд №19). Пришел Алеша в детский сад, повесил шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. (Слайд №20). Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про своего колобка. (Слайд №21). Побежал он с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое. Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап. – вода капает. (Слайд №22). Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете? (Слайд №23).
Самостоятельная деятельность детей.
- На столе у вас лежат карточки со схемами. Задание: я буду читать рассказ, а вы выкладывать схемы последовательно, слева на право. Работаем в парах дружно. Рассказ запоминаем, потом его нужно будет пересказать.
Пусть каждый воспроизведет часть рассказа по своей схеме.
- как называется рассказ?
- кто его написал?
- у кого начало рассказа?
- у кого основная, повествовательная часть?
- у кого окончание рассказа?
Дети пересказывают рассказ по цепочке, показывая схему.
3. Рефлексивный этап.
- Ребята, как вы думаете, Африканскому мальчику понравился наш рассказ о зиме и о снежном колобке?
Похвала и поощрения детей за проделанную работу.
Подбор родственных слов к слову «снег».
- наша беседа о зиме подходит к концу. Мы сегодня много называли «снежных слов». Положите мне, пожалуйста, на ладошку «снежное» слово, которое вам больше всего понравилось сегодня, а взамен возьмите снежинки. Дети подбирают однокоренные слова к слову «снег», подходят к логопеду, говорят слова, связанные с зимней тематикой и получают снежинки.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы | Результат |
| |||||
Психологический настрой – 1 мин. | Приветствие, установление зрительного, слухового контакта | Эмоциональная поддержка детей | Участвуют в приветствии. Проявляют эмоции. | Вводно-организационное слово педагога | Психологическая готовность |
Мотивация к деятельности - 4 мин. | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Подготовка детей к восприятию текста, создание фона для восприятия рассказа | Собирают картинку. Отвечают на вопросы, рассматривают слайд. | Сюрпризный момент. Вопросы к детям | Стремление участвовать в беседе. Внутренняя мотивация на деятельность |
| |||||
Обобщение имеющихся представлений – 7 мин. | Обобщение и систематизация знаний о зиме | Постановка вопросов: какие изменения произошли с приходом зимы | Отвечают на вопросы. Составляют связные высказывания. Сравнивают с ответами-картинками. | Рассматривание слайдов. Вопросы. Беседа | Осознанные, усвоенные понятия. |
Массаж мимической мускулатуры - 2 мин. | Улучшение качеств артикуляционных движений: точность, объем, переключаемость. | Проведение массажа | Выполняют массаж | Игровые приемы | Снятие напряжения. Получение нового игрового опыта. |
Актуализация – 3 мин. | Развитие произвольного внимания | Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». Демонстрация графических схем по теме | Слушают рассказ. Рассматривают схемы. | Рассматривание схем. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного пересказа рассказа с помощью графических схем |
Практическая работа – 10 мин. | Овладение умениями составлять рассказ с помощью графических схем. Развитие долговременной слуховой памяти. | Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Демонстрация графических схем. | Слушают рассказ. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом: составляют план рассказа с помощью графических схем. Высказывают свое мнение о порядке расположения схем, основываясь на последовательности рассказа. Пересказывают текст с опорой на графические схемы. | Выстраивание мнемодорожки. Пересказ рассказа. Оценка пересказа. | Овладение умениями составлять пересказ |
| |||||
3 мин. | Обобщение полученного опыта | Похвала и поощрения детей | Высказывают мнение о качестве пересказа. | Беседа. Обсуждение. Вопросы - ответы | Осознание себя, как участника творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности
Тема: «Снежные слова».
Цель: повысить уровень умственного развития детей посредством пересказа с использованием графической схемы.
Задачи:
Образовательные:
Помочь детям в упорядочении и систематизации познавательной информации об окружающем.
Развивающие: увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации. Развивать функции мышления, внимание, воображение. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
Воспитательные: учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат:
Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активностью на занятиях. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью графических схем. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (осень, зима).
Оборудование: ТСО, графические схемы для составления рассказа, текст рассказа, снежинки из бумаги.
Ход мероприятия:
Логопед: здравствуйте, ребята. Хотя за окном у нас снег, но время года еще поздняя осень. Назовите мне следующее время года.
Дети: зима, весна, лето, осень.
Логопед: Правильно. На столе лежит разрезанная на части картинка, соберите ее и вы узнаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить.
Дети: мы будем говорить о зиме.
(Слайд 2) Правильно о зиме.
Логопед: я по эл.почте получила письмо, в котором говориться об одном (Слайд 3) маленьком африканском мальчике.
- У них в Африке совсем не такая зима, как у нас в Сибири. И он очень просит нас, ребята, рассказать всем африканским детям о нашей сибирской холодной зиме и узнать интересную зимнюю историю. Хотите помочь мальчику?
Дети: – Хотим!
– Что для этого нужно?
– Вспомнить все о зиме и рассказать интересную историю.
– Ребята, конечно. Ведь зима бывает разная. Какая бывает зима?
Дети: Теплая, холодная, снежная, морозная, злая, суровая.
– Верно, ребята! Предлагаю вам отправиться в лес, и понаблюдать какие изменения произошли там с приходом зимы. Хорошо? Согласны?
– (Слайд №3) Ребята, сморите, что здесь? Это зимние месяца.
– (Слайд №4) Зимой все покрывается снегом. Становится белым-бело.
– (Слайд №5) Реки замерзли и покрылись льдом.
(Слайд №6) – Заяц сменил шубку. Был серым, стал белым.
(Слайд №7) – И белочка тоже поменяла свой наряд, чтоб стать незаметной среди ветвей.
(Слайд №8) –Медведь залез в берлогу. Будет там спать до весны.
(Слайд №9) – птицы улетели в теплые края. Можно заметить снегирей. Они зимуют с нами.
– Замечательно, какие вы молодцы! Хорошо рассказываете! Ребята, зимой обычно сильно холодно бывает. Хотите, я научу вас, как согреться.
Массаж мимической мускулатуры
Мы ладошки растираем – потереть ладошки рук.
И лицо обогреваем – водят ладошками по щекам.
Растираем лобик тоже – поочередно правой, левой ладошкой проводят по лбу.
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются – одновременно надувают обе щеки.
Губки улыбаются – растянуть губки в улыбке.
Подбородок разотрем – правой и левой руками одновременно растирают подбородок.
Губки дружно пожуем – надавить верхними зубами на нижнюю губу, затем наоборот.
Здесь живет наш язычок, пусть погреется дружок – пожевать язык передними зубами.
Логопед: согрелись? Садитесь.
Логопед: ну, а теперь, послушайте интересный рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок» сегодня мы будем учиться пересказывать прочитанные истории с использованием схемы. Каждый рассказ о чем-то повествует, рассказывает. Он состоит из предложений, связанных между собой. В нем есть вступление, повествовательная часть и окончание.
Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Ребята гуляли во дворе. Лепили из снега фигурки.
Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли в детский сад. Жалко стало Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман. Пришел Алеша в детский сад, повесил шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про своего колобка. Побежал он с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое. Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап. – вода капает. Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?
Логопед:
Логопед читает рассказ, одновременно демонстрируя схемы.
Логопед: на столе у вас лежат карточки со схемами. Пусть каждый воспроизведет часть рассказа по своей схеме.
- у кого начало рассказа?
- у кого основная, повествовательная часть?
- у кого окончание рассказа?
Дети пересказывают рассказ по цепочке, показывая схему.
Подбор родственных слов к слову «снег».
Рефлексия: наша беседа о зиме подходит к концу. Положите мне, пожалуйста, на ладошку «снежные» слова, а взамен с собой возьмите снежинки. Дети подбирают однокоренные слова к слову «снег», подходят к логопеду, говорят слова, связанные с зимней тематикой и получают снежинки.
Предварительный просмотр:
Самоанализ НОД учителя-логопеда А.Г. Горенской:
Тема: «Снежные слова»
Цель: повысить уровень умственного развития детей посредством пересказа с использованием графической схемы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации. Развивать функции мышления, внимание, воображение. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
Коррекционно-развивающие:
помочь детям в упорядочении и систематизации познавательной информации об окружающем.
Воспитательные:
учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат:
ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активностью на занятиях. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью графических схем. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (осень, зима).
Оборудование: ТСО: проектор, сюжетная и разрезанная картины «Зима», графические схемы для составления рассказа, снежинки из бумаги.
Форма занятия: подгрупповое.
Предварительная работа: изучение лексической темы «Зима», составление рассказов с помощью графических схем.
Временной ресурс: 30 мин.
1. На мотивационно-проблемном этапе с помощью вводно-организованного слова и упражнения «Улыбка» я психологически настроила детей на работу, установила зрительный и слуховой контакт.
С помощью разрезанной картинки «Зима» сформировала представления детей на предстоящую деятельность «Зима» и мотивировала к деятельности с помощью сюрпризного момента с участием Африканского мальчика (давайте расскажем африканским детям о наше зиме.)
2. На деятельностном этапе с помощью слайдов, на которых детям необходимо было понаблюдать за изменениями в природе с приходом зимы, обобщили знания детей о зиме. Сделали массаж мимической мускулатуры с помощью игрового приема, для улучшения качеств артикуляционных движений: точность, переключаемость.
Актуализация – процесс и результат произвольных или непроизвольных психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.
При актуализации знаний, с помощью чтения рассказа и демонстрации графических схем, настроила детей на необычный и успешный пересказ с помощью дополнительной информации.
На практической работе дети самостоятельно выстроили мнемодорожки, пересказали рассказ. Сделали оценку пересказа т.е. овладели умениями составлять рассказ с помощью графических схем, тем самым развили долговременную слуховую память.
3. На рефлексивном этапе в процессе беседы, обсуждений обобщили опыт работы, закрепили знания детей о зиме (скажи «снежное слово») и были поощрены снежинками.
С поставленными задачами я и дети справились, положительный результат был достигнут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.
Непосредственно образовательная совместная деятельностьпо познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в п...
Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"
Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...
Непосредственно образовательная интегрированная деятельность Тема: «Одно есть слово на планете – мама!».
Сценарий организации и проведения непосредственно образовательной интегрированной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей с 4-5 летОбразовательные области: "Познание", "Музыка", "Ху...
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц. Подготовительная к ...
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц. ...
План открытого непосредственного образовательного занятия "Художественно эстетическое развитие в образовательной деятельности".
План открытого непосредственного образовательного занятия " Художественно эстетическое развитие в образовательной деятельности".Подготовила воспитатель: Ивашова О.Г.Группа- средняяТема: Рисование крас...
Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....