Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи "Снежные слова"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Горенская Алина Геннадьевна

Материал НОД по развитию речи "Снежные слова"  в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности «Речевое развитие»

МКОУ Квитокская СОШ № 1 (детский сад «Чебурашка»)

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

Учитель-логопед: Алина Геннадьевна Горенская

Тема: «Снежные слова»

Цель: повысить уровень умственного развития детей посредством пересказа с использованием графической схемы.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации. Развивать функции мышления, внимание, воображение. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

Коррекционно-развивающие: 

помочь детям в упорядочении и систематизации познавательной информации об окружающем.

Воспитательные: 

учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

Предполагаемый результат:

ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активностью на занятиях. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью графических схем. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (осень, зима).

Оборудование: ТСО: проектор, сюжетная и разрезанная картины «Зима», графические схемы для составления рассказа, снежинки из бумаги.

Форма занятия: подгрупповое.

Предварительная работа: изучение лексической темы «Зима», составление рассказов с помощью графических схем.

Временной ресурс: 30 мин.

План НОД:

1. Мотивационно - проблемный этап.

Психогимнастика.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся и начнем нашу беседу с улыбки. Какой может быть улыбка?

- Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Сообщение темы.

- Хотя за окном у нас снег, но время года еще поздняя осень. Назовите мне, пожалуйста, следующее время года.

На столе лежит разрезанная на части картинка, соберите ее и вы узнаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить.

- Правильно мы будем говорить о зиме. (Слайд №2)

- Я по эл.почте получила письмо, в котором говориться об одном маленьком африканском мальчике. (Слайд №3)

- У них в Африке совсем не такая зима, как у нас в Сибири. И он очень просит нас, ребята, рассказать всем африканским детям о нашей сибирской холодной зиме и узнать интересную зимнюю историю. Хотите помочь мальчику?

- Что для этого нужно?

- Ребята, конечно. Ведь зима бывает разная. Какая бывает зима?

- Верно, ребята! Предлагаю вам отправиться в лес, и понаблюдать какие изменения произошли там с приходом зимы. Хорошо? Согласны?

2. Деятельностный этап.

- Ребята, сморите, что здесь? Это зимние месяца. (Слайд №4)
- Зимой все покрывается снегом. Становится белым-бело. (Слайд №5)
- Реки замерзли и покрылись льдом. (Слайд №6)

- Заяц сменил шубку. Был серым, стал белым. (Слайд №7) 
- И белочка тоже поменяла свой наряд, чтоб стать незаметной среди ветвей. (Слайд №8)
- Медведь залез в берлогу. Будет там спать до весны. (Слайд №9)

- Птицы улетели в теплые края. Можно заметить снегирей. Они зимуют с нами. (Слайд №10) 
- Замечательно, какие вы молодцы! Хорошо рассказываете! Ребята, зимой обычно сильно холодно бывает. Хотите, я научу вас, как согреться.

Массаж мимической мускулатуры

Мы ладошки растираем – потереть ладошки рук.

И лицо обогреваем – водят ладошками по щекам.

Растираем лобик тоже – поочередно правой, левой ладошкой проводят по лбу.

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются – одновременно надувают обе щеки.

Губки улыбаются – растянуть губки в улыбке.

Подбородок разотрем – правой и левой руками одновременно растирают подбородок.

Губки дружно пожуем – надавить верхними зубами на нижнюю губу, затем наоборот.

Здесь живет наш язычок, пусть погреется дружок – пожевать язык передними зубами.

- Согрелись? Садитесь.

- А теперь, послушайте интересный рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».

- Сегодня мы будем пересказывать прочитанную историю с использованием схемы. Каждый рассказ о чем-то повествует, рассказывает. Он состоит из предложений, связанных между собой. В нем есть вступление, повествовательная часть и окончание.

- Послушайте внимательно и рассмотрите схемы.

Чтение  рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» с показом схем. 

Ребята гуляли во дворе. Лепили из снега фигурки. (Слайд №16). Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки – сделал нос и рот. (Слайд №17). Поиграли ребята, погуляли и пошли в детский сад. (Слайд №18). Жалко стало Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман. (Слайд №19). Пришел Алеша в детский сад, повесил шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. (Слайд №20). Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про своего колобка. (Слайд №21). Побежал он с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое. Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап. – вода капает. (Слайд №22). Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете? (Слайд №23).

Самостоятельная деятельность детей.

- На столе у вас лежат карточки со схемами. Задание: я буду читать рассказ, а вы выкладывать схемы последовательно, слева на право. Работаем в парах дружно. Рассказ запоминаем, потом его нужно будет пересказать.

Пусть каждый воспроизведет часть рассказа по своей схеме.

- как называется рассказ?

- кто его написал?

- у кого начало рассказа?

- у кого основная, повествовательная часть?

- у кого окончание рассказа?

Дети пересказывают рассказ по цепочке, показывая схему.

3. Рефлексивный этап.

- Ребята, как вы думаете, Африканскому мальчику понравился наш рассказ о зиме и о снежном колобке?

Похвала и поощрения детей за проделанную работу.

Подбор родственных слов к слову «снег».

- наша беседа о зиме подходит к концу. Мы сегодня много называли «снежных слов». Положите мне, пожалуйста, на ладошку «снежное» слово, которое вам больше всего понравилось сегодня, а взамен возьмите снежинки. Дети подбирают однокоренные слова к слову «снег», подходят к логопеду, говорят слова, связанные с зимней тематикой и получают снежинки.


Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы

Результат

  1. Мотивационно – проблемный этап

Психологический настрой – 1 мин.

Приветствие, установление зрительного, слухового контакта

Эмоциональная поддержка детей

Участвуют в приветствии.

Проявляют эмоции.

Вводно-организационное слово педагога

Психологическая готовность

Мотивация к деятельности - 4 мин.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Подготовка детей к восприятию текста, создание фона для восприятия рассказа

Собирают картинку.

Отвечают на вопросы, рассматривают слайд.

Сюрпризный момент.

Вопросы к детям

Стремление участвовать в беседе.

Внутренняя мотивация на деятельность

  1. Деятельностный этап.

Обобщение имеющихся представлений – 7 мин.

Обобщение и систематизация знаний о зиме

Постановка вопросов: какие изменения произошли с приходом зимы

Отвечают на вопросы. Составляют связные высказывания.

Сравнивают с ответами-картинками.

Рассматривание слайдов.

Вопросы.

Беседа

Осознанные, усвоенные понятия.

Массаж мимической мускулатуры - 2 мин.

Улучшение качеств артикуляционных движений: точность, объем, переключаемость.

Проведение массажа

Выполняют массаж

Игровые приемы

Снятие напряжения.

Получение нового игрового опыта.

Актуализация – 3 мин.

Развитие произвольного внимания

Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Демонстрация графических схем по теме

Слушают рассказ.

Рассматривают схемы.

Рассматривание схем.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного пересказа рассказа с помощью графических схем

Практическая работа – 10 мин.

Овладение умениями составлять рассказ с помощью графических схем. Развитие долговременной слуховой памяти.

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Демонстрация графических схем.

Слушают рассказ. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом: составляют план рассказа с помощью графических схем. Высказывают свое мнение о порядке расположения схем, основываясь на последовательности рассказа. Пересказывают текст с опорой на графические схемы.

Выстраивание мнемодорожки.

Пересказ рассказа.

Оценка пересказа.

Овладение умениями составлять пересказ

  1. Рефлексивный этап.

3 мин.

Обобщение полученного опыта

Похвала и поощрения детей

Высказывают мнение о качестве пересказа.

Беседа.

Обсуждение.

Вопросы - ответы

Осознание себя, как участника творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки



Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности

Тема: «Снежные слова».

Цель: повысить уровень умственного развития детей посредством пересказа с использованием графической схемы.

Задачи: 

Образовательные:

Помочь детям в упорядочении и систематизации познавательной информации об окружающем.

Развивающие: увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации. Развивать функции мышления, внимание, воображение. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

Воспитательные: учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

Предполагаемый результат:

Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активностью на занятиях. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью графических схем. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (осень, зима).

Оборудование: ТСО, графические схемы для составления рассказа, текст рассказа, снежинки из бумаги.

Ход мероприятия:

Логопед: здравствуйте, ребята. Хотя за окном у нас снег, но время года еще поздняя осень. Назовите мне следующее время года.

Дети: зима, весна, лето, осень.

Логопед: Правильно. На столе лежит разрезанная на части картинка, соберите ее и вы узнаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить.

Дети: мы будем говорить о зиме.

(Слайд 2) Правильно о зиме.

Логопед: я по эл.почте получила письмо, в котором говориться об одном (Слайд 3) маленьком африканском мальчике. 

- У них в Африке совсем не такая зима, как у нас в Сибири. И он очень просит нас, ребята, рассказать всем африканским детям о нашей сибирской холодной зиме и узнать интересную зимнюю историю. Хотите помочь мальчику? 
Дети: – Хотим! 
– Что для этого нужно? 
– Вспомнить все о зиме и рассказать интересную историю. 
– Ребята, конечно. Ведь зима бывает разная. Какая бывает зима? 
Дети: Теплая, холодная, снежная, морозная, злая, суровая. 
– Верно, ребята! Предлагаю вам отправиться в лес, и понаблюдать какие изменения произошли там с приходом зимы. Хорошо? Согласны?

– (Слайд №3)  Ребята, сморите, что здесь? Это зимние месяца.
(Слайд №4)  Зимой все покрывается снегом. Становится белым-бело.
(Слайд №5) Реки замерзли и покрылись льдом.
(Слайд №6) – Заяц сменил шубку. Был серым, стал белым.
(Слайд №7) – И белочка тоже поменяла свой наряд, чтоб стать незаметной среди ветвей.
(Слайд №8) –Медведь залез в берлогу. Будет там спать до весны.
(Слайд №9) – птицы улетели в теплые края. Можно заметить снегирей. Они зимуют с нами. 
– Замечательно, какие вы молодцы! Хорошо рассказываете! Ребята, зимой обычно сильно холодно бывает. Хотите, я научу вас, как согреться.

Массаж мимической мускулатуры

Мы ладошки растираем – потереть ладошки рук.

И лицо обогреваем – водят ладошками по щекам.

Растираем лобик тоже – поочередно правой, левой ладошкой проводят по лбу.

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются – одновременно надувают обе щеки.

Губки улыбаются – растянуть губки в улыбке.

Подбородок разотрем – правой и левой руками одновременно растирают подбородок.

Губки дружно пожуем – надавить верхними зубами на нижнюю губу, затем наоборот.

Здесь живет наш язычок, пусть погреется дружок – пожевать язык передними зубами.

Логопед: согрелись? Садитесь.

Логопед: ну, а теперь, послушайте интересный рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок» сегодня мы будем учиться пересказывать прочитанные истории с использованием схемы. Каждый рассказ о чем-то повествует, рассказывает. Он состоит из предложений, связанных между собой. В нем есть вступление, повествовательная часть и окончание.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Ребята гуляли во дворе. Лепили из снега фигурки.

Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли в детский сад. Жалко стало Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман. Пришел Алеша в детский сад, повесил шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про своего колобка. Побежал он с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое. Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап. – вода капает. Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?

Логопед: 

Логопед читает рассказ, одновременно демонстрируя схемы.

Логопед: на столе у вас лежат карточки со схемами. Пусть каждый воспроизведет часть рассказа по своей схеме.

- у кого начало рассказа?

- у кого основная, повествовательная часть?

- у кого окончание рассказа?

Дети пересказывают рассказ по цепочке, показывая схему.

Подбор родственных слов к слову «снег».

Рефлексия: наша беседа о зиме подходит к концу. Положите мне, пожалуйста, на ладошку «снежные» слова, а взамен с собой возьмите снежинки. Дети подбирают однокоренные слова к слову «снег», подходят к логопеду, говорят слова, связанные с зимней тематикой и получают снежинки.



Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД учителя-логопеда А.Г. Горенской:

Тема: «Снежные слова»

Цель: повысить уровень умственного развития детей посредством пересказа с использованием графической схемы.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации. Развивать функции мышления, внимание, воображение. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

Коррекционно-развивающие: 

помочь детям в упорядочении и систематизации познавательной информации об окружающем.

Воспитательные: 

учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

Предполагаемый результат:

ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активностью на занятиях. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью графических схем. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (осень, зима).

Оборудование: ТСО: проектор, сюжетная и разрезанная картины «Зима», графические схемы для составления рассказа, снежинки из бумаги.

Форма занятия: подгрупповое.

Предварительная работа: изучение лексической темы «Зима», составление рассказов с помощью графических схем.

Временной ресурс: 30 мин.

1. На мотивационно-проблемном этапе с помощью вводно-организованного слова и упражнения «Улыбка» я психологически настроила детей на работу, установила зрительный и слуховой контакт.

С помощью разрезанной картинки «Зима» сформировала представления детей на предстоящую деятельность «Зима» и мотивировала к деятельности с помощью сюрпризного момента с участием Африканского мальчика (давайте расскажем африканским детям о наше зиме.)

2. На деятельностном этапе  с помощью слайдов, на которых детям необходимо было понаблюдать за изменениями в природе с приходом зимы, обобщили знания детей о зиме. Сделали массаж мимической мускулатуры с помощью игрового приема, для улучшения качеств артикуляционных движений: точность, переключаемость.

Актуализация – процесс и результат произвольных или непроизвольных психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.

При актуализации знаний, с помощью чтения рассказа и демонстрации графических схем, настроила детей на необычный и успешный пересказ с помощью дополнительной информации.

На практической работе дети самостоятельно выстроили мнемодорожки, пересказали рассказ. Сделали оценку пересказа т.е. овладели умениями составлять рассказ с помощью графических схем, тем самым развили долговременную слуховую память.

3. На рефлексивном этапе в процессе беседы, обсуждений обобщили опыт работы, закрепили знания детей  о зиме (скажи «снежное слово») и были поощрены снежинками.

С поставленными задачами я и дети справились, положительный результат был достигнут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.

Непосредственно   образовательная  совместная  деятельностьпо познавательному развитию   и   формированию  естественнонаучных представлений в п...

Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...

Непосредственно образовательная интегрированная деятельность Тема: «Одно есть слово на планете – мама!».

Сценарий организации и проведения непосредственно образовательной интегрированной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей с 4-5 летОбразовательные области: "Познание", "Музыка", "Ху...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц.  Подготовительная к ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц.   ...

План открытого непосредственного образовательного занятия "Художественно эстетическое развитие в образовательной деятельности".

План открытого непосредственного образовательного занятия " Художественно эстетическое развитие в образовательной деятельности".Подготовила воспитатель: Ивашова О.Г.Группа- средняяТема: Рисование крас...

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....