Игры с мячом в логопедической коррекции
статья по логопедии (младшая группа) по теме
Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях
помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии
развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи
регулируют силу и точность движений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom.docx | 24.41 КБ |
Эссе | 13.71 КБ |
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в пространстве
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентировке в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.
Игры и упражнения данного раздела направлены на отработку силы и точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле, могут использоваться на занятиях независимо от лексическй темы и не требуют большого пространства. Используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи различной фактуры.
Игры
- Вратарь
- Мячик прыгает по мне, по груди и по спине.
- Попади в ворота.
- Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг.
- Справа, слева, впереди в обруч точно попади.
- Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец.
- Прыгает и скачет по сиденью мячик.
- Справа, слева я стучу, перепутать не хочу.
- Кошечки с мячиком.
Упражнения направленные, на развитие мелкой моторики
Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук тревожат расположенные вблизи речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
В практике работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка. Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.
В играх и упражнениях используются небольшие мячики, шарики, массажные шарики-ежики или разноцветные каучуковые шарики которые легко помещаются в ладошках детей. Все упражнения проводятся сидя за столом.
Игры
- Листок 14. Спираль
- Огород 15. Фокусник
- Сад 16. Веселый алфавит
- По грибы по ягоды
- Птички-невелички
- Два козленка
- Поможем маме
- Каблучок
- Снежинка
- Помоги Маше
- Елочка
- Портняжка
- Дождик
Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В начале учебного года дети знакомятся с гласными звуками, являющимися фундаментом, на котором базируется работа логопеда по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Работа над звуками закрепляется в играх с мячом которые построены так, что длительность прокатывания мяча соотносится с длительностью пропевания гласных звуков. Таким образом, игры с мячом способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.
В логопедической работе можно наблюдать, что у детей нарушены просодические компоненты речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. Игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезных для этих детей.
К. С. Станистлавский, характеризуя звучание русского языка образно говорил, что гласные – это река, а согласные – берега, и без них наша речь – болото.
В своей повседневной работе по коррекции речи детей учитель-логопед укрепляет эти «берега» и «реку».
В играх данного раздела используются мячи разного цвета для анализа и синтеза слогов и слов.
В играх с мячом дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги, отрабатывается автоматизация и дифференциация звуков. Во время игр развиваются внимание и быстрота мышления ребенка. Игры могут использоваться независимо от лексических тем и автономно.
Игры
- Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук.
- Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.
- Звуки гласные поем, мы с мячом моим вдвоем.
- Мяч передавай, со звуком [О] – овощи называй.
- Мяч поймай, звук поменяй.
- Тихо-громко
- Сто вопросов - сто ответов
- Встречу слово на дороге, разобью его на слоги
- Разноцветные мячики
- Умный мячик
- Дразнилка
- Мяч лови – чистоговорки произноси.
- Повторяй, не зевай.
- Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова.
Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Для многих детей с ФФН, а тем более с ОНР характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимая ребенком значений слов и искажении их звука-слоговой структуры.
Словарь дошкольника обогащается в преимущественно в процессе игры. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями.
Дети с ОНР часто допускают ошибки в образовании множественного числа и имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо - уши) или выпадение гласных ( день – дни ). Играя в мяч и слова ( звуки) одновременно, ребенок усваивает категории рода, числа, падежа, учится употреблять существительные в именительном и родительном падежах и применять в речи простые и сложные предлоги. Данные игры помогут ребенку избежать трудности в употреблении глагольных форм, ребенок будет уметь изменять и образовывать новые слова. Целью игр является развитие памяти и внимание.
Игры
- Мяч бросай, волшебные слова называй.
- Назови ласково.
- Один – много.
- Скажи со словом «осенний»
- Назови какая погода
- Какой сук
- Какое варенье
- Четвертый лишний.
- Собираем грибы
- Скажи наоборот
- Скажи одним словом
- Животные и их детеныши
- Что кому принадлежит
- Кто где живет
- Скажи правильно
- Кто что делает
- Кто чем занимается
- Посчитай
- Кто что умеет
- Закончи правильно предложение
- Подбери слово.
- В нашем огороде.
- Составь предложение.
- Кто как говорит.
- Кто как передвигается.
- Что бывает круглым.
- Где лежит мяч.
- Вчера сегодня завтра.
- Утро , день , вечер, ночь.
- Дни недели называй.
- Месяцы и их последовательность.
- Кто кем был.
А
Исходя из особенностей движения этих детей, мы рекомендуем особое внимание уделять играм и упражнениям с мячом на занятиях по физической культуре, а также различным видам массажа.
В
Для детей с данными нарушениями очень полезны спортивные игры и упражнения с мячом и комплексы с элементами самомассажа.
С
Для коррекции нарушений этого уровня мы предлагаем детям упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, спортивные упражнения с мячом игру в футбол, особенно в позиции вратаря, а также упражнения для развития мелкой моторики.
D
Для коррекции нарушения этого уровня мы предлагаем подвижные игры и упражнения с мячом на ориентировку в пространстве.
Е
Для коррекции нарушений этого уровня мы предлагаем использовать игры с мячом на закрепление правильного звукопроизношения и развитие лексико-грамматического стоя речи.
Предварительный просмотр:
Газета №1 педагов ДОУ №142 «Весенние истории», 2014-2015 учебный год
Я учу ребенка говорить!
Если научить ребенка говорить,
Он расскажет вам о том, что происходит в жизни:
как встает солнце, как оно заходит…
Но надо научить так, чтобы люди понимали разговор ребенка и вопросов не задавали: что сказал? Не получается?
Не можешь до сих пор?
Надо научить ребенка говорить так, чтобы подружились слова и ложились предложения, чтобы не было затруднений в письме. Надо научить ребенка говорить!
И, когда малыш со счастливыми глазами внятно расскажет о том, о чем впервые прочитал, вот тогда убеждаешься – малыш увереннее стал.
Профессия особая, к фонемам приспособлена,
Не педагог, не медик, а синтез всех наук.
С логопедией связаны, мы речь лечить обязаны.
Логопеды, логопеды, нам доверено судьбой,
На протяжении многих лет
Каждый день дарить ребятам
Предварительный просмотр:
Т.И. Тюнина, учитель логопед
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №142» г. Воронежа
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА
В нашем детском саду созданы благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития детей с нарушениями речи для коррекции речевых и неречевых процессов. Система коррекционно-педагогической работы сориентирована на овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку с нарушениями речи для успешного обучения в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе.
Детский сад имеет кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, спортивный и музыкальные залы. Все кабинеты оснащены необходимым материалом для работы с детьми с речевыми расстройствами, соответствуют требованиям и рекомендациям гигиены, оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, сидя.
Каждая группа имеет свою модель предметно-развивающей среды. Воспитатели постоянно пополняют ее игровыми ситуациями с возможностью свободного выбора для каждого ребенка по его интересам, уровню развития, характера речевой патологии. При организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в нашем учреждении мы руководствуемся следующими принципами:
- приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
Основная задача состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей. В детском саду выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности, которая заключается в логопедизации всего образовательного процесса, а именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями в организации воспитательно-образовательной деятельности. Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка.
Успешной коррекционная работа в детском саду может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.
В условиях детского сада логопедом и старшим воспитателем поставлены следующие задачи.
Задачи работы логопеда:
- Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.
- Систематическое проведение коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи работы психолога:
- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентации.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- Активизация отработанной лексики.
- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
- Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Коррекционные задачи воспитателя:
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепления произношения поставленных логопедом звуком.
- Обогащение, уточнение и активация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении формировании грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующих навыков звукового анализа и синтеза.
Учитель-логопед с музыкальным руководителем реализует следующие задачи:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие просодической стороны речи.
- Автоматизация звуков в результате запоминания речевого материала.
- Дифференциация поставленных звуков.
Логоритмические упражнения также используют в различных частях своих занятиях музыкальные руководители с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.
Интегративные связи логопеда с инструктором по физическому воспитанию совершенствуют координацию основных видов деятельности, мелкой моторики рук.
Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а также физкультурные праздники, досуги, утренники, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки на других занятиях, прогулка.
Таким образом, интегративная работа всех специалистов ДОУ дает положительную динамику в воспитании и развитии способностей и возможностей детей с нарушениями речи и с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
- Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений области: Сборник методических материалов.
Ярославль: ИРО, 2008. - Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом в логопедической коррекции
Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...
Игры с мячом в логопедической коррекции
Как с помощью мяча помочь ребенку говорить? Из этого материала вы узнаете какие бывают мячи и как ими играть....
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
Игры с мячом в логопедической коррекции
Игры с мячом в логопедической коррекции...
Игры с мячем в логопедической коррекции
Игры с мячем в логопедической коррекции...
Игры с мячом в логопедической коррекции
В данном материале представленны логопедические игры с использованием мяча....
Игры с мячом в логопедической коррекции.
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира. В России в старь в простонародье мячи делали из тряп...