Игры с мячом в логопедической коррекции.
учебно-методический материал
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей:
• пластмассовые
• резиновые
• надувные
• из папье-маше и т.д.
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:
• ярким
• легким
• прыгучим
Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.
Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom_v_logopedicheskoy_korrektsii.docx | 186.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с мячом в логопедической коррекции.
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей:
• пластмассовые
• резиновые
• надувные
• из папье-маше и т.д.
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:
• ярким
• легким
• прыгучим
Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.
Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению,
освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях
помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии,
развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,
помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи,
регулируют силу и точность движений,
движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку),
игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей,
развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции,
развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это является:
• необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов,
• оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Зная уровневую теорию организации движений (по Н.А.Берштейну) педагоги-практики могут подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.
А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений
При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:
• тремор органов артикуляционного аппарата
• тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме).
В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения
При нарушениях:
• неловкость,
• трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги),
• ослабление выразительности движений и мимики
• обедняется голос,
• при письме разновысокие буквы.
Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.
С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля
Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения
Есть два подуровня:
С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения
С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения
При нарушениях:
• порезы,
• нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений).
Д. Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений
обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении:
• апраксия и диспраксия,
• нарушение ориентировки в пространстве (лево-право),
• затруднена выработка любого двигательного навыка.
Е. Уровень символической организации
С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и усное выражение своих мыслей.
По данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга:
50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.
Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики,
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики,
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки,
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков,
игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ.
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон)
Можно:
использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука,
подбирать их по цвету,
вводить с их использованием элементы самомассажа.
Упражнения:
сжимание мячика,
обхват пальцами,
прокатывание,
прокатывание между пальцами,
разминание между ладонями.
Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.
1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
2. «Дождик» - прокатывание шариков.
3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных.
4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации.
5. «Спираль».
6. «Кто быстрее?».
7. «Снежинки».
8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь».
9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов.
10. «Угощение» - использование съемных картинок.
11. «Машина и стрекоза».
12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки.
2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.
Упражнения:
прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении,
выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»),
попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях),
комплексы упражнений для ног с элементами массажа,
рисование мячом фигур на полу.
3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Упражнения и игры:
«Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол.
«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх.
«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха.
«Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
«Тихо – громко».
Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка».
Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Упражнения и игры: «Мяч бросай и животных называй»
«Я знаю 3(5) названий животных» …
«Животные и их детеныши»
«Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
«Подскажи словечко»
«Скажи ласково»
«Составь предложение»
«Горячий – холодный» (антонимы)
«Из чего сделано»
«Лови да бросай – цвета называй»
«Третий лишний»
«Какой по форме»
«Один – много» (множественное число)
«Бывает – не бывает»
«Кто кем был»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом в логопедической коррекции
Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...
Игры с мячом в логопедической коррекции
Как с помощью мяча помочь ребенку говорить? Из этого материала вы узнаете какие бывают мячи и как ими играть....
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
Игры с мячом в логопедической коррекции
Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...
Игры с мячом в логопедической коррекции
Игры с мячом в логопедической коррекции...
Игры с мячем в логопедической коррекции
Игры с мячем в логопедической коррекции...
Игры с мячом в логопедической коррекции
В данном материале представленны логопедические игры с использованием мяча....