"Особенности коррекционного процесса"
материал по логопедии на тему

Хуурак Айлана Васильевна

Семинар для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx48.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Сайзанак» комбинированного вида

С. Хайыраканский Улуг-Хемский район

Семинар
«Особенности

коррекционно-речевого процесса

Разработала учитель-логопед Хуурак А.В.

«Особенности коррекционно-речевого процесса

  • В работе с детьми, нуждающимся в коррекции речи, особое внимание необходимо обращать на особенности режимных моментов. Учитывая быструю утомляемость, небольшую активность в речевом восприятии (однако порой при наличии суперподвижности), основную нагрузку занятий можно рекомендовать планировать в первой половине дня, делая их значительно короче по времени, чередуя с паузами (музыкальными, динамичными, оздоровительными), исключив, разумеется, время приема пищи и сна; пребывания на воздухе (прогулки, экскурсии, игры).
  •         Дети с отставанием в развитии речи нуждаются в особом подходе и внимании со стороны взрослых: родителей, воспитателя, логопеда (занятия с ним не просто желательны, а обязательны, могут носить и групповой, и индивидуальный характер; причем воспитателю согласовывать действия с ним).
  • Вспомним: развитие речи у ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. Речевой аппарат на этом этапе активно готовится к произношению звуков, и одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. формируется импрессивная речь. Малыш начинает различать интонацию, затем слова (предметы, действия), а к девяти-десяти месяцам – произносить те, что состоят из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году в словаре его обычно 10-12,  а иногда и больше слов: баба, киса, му, бэ и др.  А вот на втором году звукосочетания и слова становятся для ребенка средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь. Процесс этот развивается по подражанию, поэтому огромную роль здесь играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых.
  •         Поэтому искажать слова, имитировать детскую речь нежелательно. А вот терпение и доброжелательность – важный фактор!
  • И еще не забываем одно обстоятельство: речь имеет важное значение в регуляции поведения. И если у здорового малыша словесная регуляция поведения начинает развиваться очень рано, уже в первые 2-3 года жизни, ребенка с отклонениями в развитии ее формирование значительно задержано. Такие дети игнорируют речевые обращения и инструкции взрослых, в связи с чем деятельность его хаотична, не организована.
  •         Да и многие словесные инструкции ему могут быть просто непонятны. Поэтому важно правильно давать их: громко, четко и твердо, сопровождая в начале речь жестом, максимально конкретно (с опорой на имеющиеся знания и представления). Поощрять при этом обязательно!
  • Наши подопечные очень восприимчивы к ритму, музыке, пантомиме. Для развития речи полезны игры по звукоподражанию. Раскачивая малыша, например, на колене (как на ладошке!), вместе с ним повторяют: «Но-но-но!»; а играя в машину, произносят: «Би-би-би»; качая куклу, припевают: «Баю-бай, баю-бай!». И все же это подготовительная работа, включающая еще и усвоение ребенком значения слов.
  •         Процесс усвоения осуществляется эффективнее, если малыш, называя предмет, видит его, может ощупать, произвести действия. Постепенно учится понимать назначение предмета, обозначаемого определенным словом.
  • После такого конкретно-наглядного этапа обучения у ребенка развивают простые общения. Как-то: он учится понимать, что слово «чашка» обозначает не только конкретный предмет (его собственную), но и любую другую чашку. Малыш знает, что данный предмет может быть большим, маленьким, легким, тяжелым, синим, красным, в горошек и т.д., но все равно это чашка, предназначена она для питья. Затем аналогично формируют обобщающие понятия: «посуда», «игрушки», «одежда» и т.п. имея неплохую память, многие дети с отклонениями в развитии могут повторять разнообразные слова, не понимая их смысла, что поощрять нежелательно …
  • Теперь обратимся к самым распространенным речевым нарушениям звукопроизношения. Обычно выделяются такие группы звуков: с,с.,з,з., ц – свистящие; ш, ж, ч, щ. – шипящие; л,л.,р,р. – сонорные; к,к.,г, г., х,х. – заднеязычные. В любой из этих групп различают три формы нарушения звуков:
  • Искаженное произношение звука: р, например, образуется не кончиком языка, а вибрацией мягкого неба (так называемый горловой).
  • Отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его, например: коова – вместо корова.
  • Замена одного звука другим, например: колова – корова.
  • Воспитателю необходимо знать уровень неправильного произношения звука. Их различают три.
  • Первый уровень. Полное неумение произнести звук: ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу («Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса, - ссс. Посвисти и ты так»).
  • Второй уровень. Правильный уровень. Правильный звук есть, малыш произносит его изолированно, даже в отдельных словах повторяет, но либо искажая, либо пропуская (и во фразовой речи), но он не автоматизирован.
  • Третий уровень. Имеется правильное изолированное произношение звука и в словах, фразах отдельных, но в речевом потоке смешивается с другими, близким по артикуляции или звучанию. Дети часто смешивают звуки с-ш,з-ж,с.-щ, ц-ч,л-р,б-п,д-т,г-к.  Например фразу Бабушка сушила мокрое белье на веревке ребенок может произнести так: «Бабушка сусила моклое белье на велевке».
  • От знания уровня произношения зависит характер дальнейшей работы: ставить звук( I), автоматизировать – постепенно вводить в речь (II), проводить дифференциацию с другим звуком (III).
  •         А теперь займемся исправлением звуков по группам.

№1. Звуки «с», «с», «з», «ц» - свистящие

Обращаем внимание на то, что ребенок не замечает, что пропускает звук.

  • Звук «с»

Воспитатель. (берет две куклы – девочку и мальчика): «Вот девочка, ее зовут Аня, а вот мальчик - Саня» (при этом звук с произносится более длительно). Повтори.

Ребенок. (два раза произносит): Аня, Саня.

Воспитатель. Теперь скажи еще раз и послушай внимательно, как ты называешь мальчика. Слышишь?

Послушай, как я скажу: «Сссаня».

Давай учиться произносить звук с.

В группе работа ведется с каждым (осуществляя постановку звука, сначала вырабатываем длительную воздушную струю, идущую посередине языка.

Пусть ребенок подует на слегка высунутый широкий язык, но его зубами не зажимать. Делать несколько раз, а потом можно перевести язык за нижние зубы, чтобы получилась нужная воздушная струя).

Звук «сь»

После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук сь. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю.

Воспитатель просит ребенка шире улыбнуться: оттягивая углы рта назад, мы больше продвигаем язык вперед и смягчаем звук. Интересно будет выглядеть сравнительная артикуляция (с и сь)- как это помнит ребенок.

В воде искупался,

А сух остался. (Гусь)

 

А из леса, как спросонок,

Выбег маленький (Лосенок)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

 

Сеня, погляди в окно,

Сколько снегу нанесло!

И в лесу, и в саду,

Сосны, ели – все в снегу.

 

Мы сидим на лесенке,

И поем мы песенки.

 

Было весело на горке

Сане, Соне и Егорке,

А Маруся

 не каталась-

В снег упасть она боялась.

У осы не усы, не усищи, а усики.

  • В качестве разминки – упражнение «Силачи». Исходное положение – руки свободно опущены, голова наклонена вперед. Согнуть руки, локти в сторону, пальцы сжать в кулаки, голову и туловище выпрямить. Расслабить мышцы, вернуться в исходное положение.

Звук «З»

  • Воспитатель приглашает на занятие необычного героя, которого детям предлагается узнать:

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносят ноги,

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется?..  (Зайка)

 

  • Длинное ухо,

комочек пуха,

прыгает ловко,

любит морковку.  (Заяц)

Зайка: Посмотрите, ребята, какой я мохнатый и беленький, очень  морковку люблю и капусту. А недавно жил на даче. Вы же, вероятно, помните, как по вечерам там звенят комары и надоедают все. Давайте в «комаров» сейчас поиграем.

Дети делятся на 2 группы: одни изображают комаров, другие – гуляющих детей. Комары, произнося звук «з»- ззз … , бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в «домике» (приготовить небольшие уголки в комнате, их отгородить). Потом участник меняются ролями. После игры зайка, показывая картинку с комаром, спрашивает: «Как сердито звенит этот комар?»

Дети: Его звон напоминает звук з. когда накачивали шину насосом, то воздух, из него выходящий, свистел тихо, голоса не было слышно, а комары звенят звонко, слышен голос.

Воспитатель сначала произносит звук «с», потом плавно переходит на звук «з». повторяет 2-3 раза звуки, после чего ребенок произносит их сам. Важно помочь детям сравнить звуки «с» - тихий звук, голос «спит», а «з» - громкий, голос «проснулся», звонко поет песни. Предложить приложить руку к шее спереди, чтобы ощутить, как дрожит горло: ведь оно- домки голоска, который так звонок поет песни, что даже стенки домика дрожат.

Чтобы услышать, как дети произносят «з», надо проверить  в групповом и индивидуальном вариантах: как каждый ребенок подражает звону сердитых, больших комаров

Воспитатель. Вспомним еще, как иногда муха, попав в паутину, начинает биться и звенеть … ззз …» ведь звон комара и мухи очень похожи? Давайте потренируемся.

 

  • Теперь поиграем со звуком «з» в слогах:

За-за-за – уходи домой, коза.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Для выработки необходимых движений языка и воздушной струи (при работе со свистящими звуками «с», «з») рекомендуем следующие упражнения:

  • «Загнать мяч в ворота»

(Для выработки длительной, направленной воздушной струи).

Вытягиваем губы вперед трубочкой и длительное дуем на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

  •         При этом: а)следим, чтобы не надувались щеки, слегка придерживая их пальцами;

б) загоняем шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

  • «Наказать непослушный язык»

(Для выработки умения удерживать язык широким, распластанным, расслабив его мышцы).

Немного приоткрыв рот, спокойно положим язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим звуки пя-пя-пя… удерживаем широкий язык в спокойном положении (рот открыт) под счет от одного до пяти – десяти.

  •         При этом а) нижнюю губу не подворачиваем и не натягиваем на нижние зубы;

б) язык должен быть широким, края его касаются уголков рта;

в) похлопываем язык губами несколько раз на одном выдохе, не задерживая выдыхаемый воздух, что можно проконтролировать так: подносим ватку ко рту ребенка; если тот  делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

  • «Сделать язык широким»

(Для выработки умения удерживать язык в спокойном, расслабленном положении).

Улыбнемся, приоткрыв рот, положим широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживаем его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

  • При этом: а) губы не ратсягиваем в сильную улыбку, чтобы не было напряжения;

б) следим, чтобы не поворачивалась нижняя губа;

в) не высовываем язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу;

г) боковые края языка должны касаться уголков рта;

д) если это упражнение не получается, вернемся к упражнению «Наказать непослушный язык».

  • «Почистим зубы»

(Для того, чтобы научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами).

Улыбнемся, показав зубы, приоткрыв рот, и кончиком языка «почистим» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

При этом: а) губы неподвижны, находятся в положении улыбки;

б) двигая кончиком языка из стороны в сторону, следим, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов;

в) двигая языком снизу вверх, следим, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

№2. Звуки «ш», «ж», «ч», «щ» - шипящие

Начиная работу над шипящими, проверяем, умеет ли ребенок поднимать кончик за верхние зубы и делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затруднены, отрабатываем их. Причем, о широком языке уже говорилось, а затем воспитываем умение загибать его кверху в форме ложечки. Для этого, слегка высунув широкий язык, лучше показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе (при затруднении воспитатель подкладывает ребенку под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе). Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к небу.

  • Для шипящих звуков рекомендуем упражнения:

«Приклей конфетку»

(Для укрепления мышц языка и его подъема вверх).

  •         Положим широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка поместим тоненький кусочек ириски, приклеив часть конфетки к небу за верхними зубами.
  • При этом: а) следим, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна;

б) рот открываем не шире, чем на 1,5 – 2 см;

в) если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, поставим чистый указательный палец ребенку сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот);

г) выполняем упражнение в медленном темпе.

  • «Грибок»

(Для укрепления подъема языка вверх, растягивания подъязычной связки уздечки).

        Улыбнемся, показывая зубы, приоткрываем рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко откроем рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

  •         При этом: а)следим, чтобы губы были в положении улыбки;

Б) боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не опускается;

В) при повторении упражнении рот открываем шире.

  • «Вкусное варенье»

(Для активизации движения широкой передней части языка вверх и положения языка, близкого к форме чашечки – как при произнесении звука ш).

        Приоткрываем слегка рот и широким передним краем языка облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

  •         При этом: а) следим , чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

б) язык должен быть широким, а его боковые края касаются углов рта.

  • «Гармошка»

(Для укрепления мышц языка).

        Улыбаясь и приоткрыв рот, приклеиваем язык к небу и, не отпуская языка, закрываем и открываем рот (как растягиваются меха гармошки, так растягиваются подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот открываем все шире и все дольше удерживаем язык в верхнем положении.

  •         При этом: а) при открывании рта губы неподвижны;

б) открываем и закрываем рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти;

В) при открывании рта не должна провисать одна из сторон языка.

№3. Звуки «л», «ль», «р», «рь» - сонорные.

  • Их количество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум учатсвует в минимальной степени, причем при звуках «л», «ль» кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой; а при «р», «рь» кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Звук «л»

Речь ребенка, который пропускает звук «л», будет звучать примерно так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».

Для правильного произношения звука «л» надо выработать: подъем кончика языка вверх и прижатие к основанию верхних зубов; в то время как передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя приподнимается и оттягитвается назад, а боковые края языка, опускаясь, пропускают в щель выходящую воздушную струю.

Уточняя, как дети произносят «л», воспитатель просит вспомнить их, как гудит самолет.

- Вы, ребята , много раз, глядя в небо, наблюдали, как улетал самолет за облака.

Его не видно уж, а слышно лишь, как он гудит: «ллл…» давайте изобразим такие летящие и гудящие самолеты. Произносим низким тоном: «ллл… ллл…»

  • Игра «Пароход» проводится с теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают звук «л».

Предложить детям покататься на пароходе вместе с куклами Ларой и Лушей. Как пароход гудит? Вот так, послушайте: «ыыы».

Предложить положить широкий язык между зубами, закусить его слегка и погудеть, как пароход: «ыы». (Дети гудят. Получается межзубный звук «л»).

Произносить звук «ы», держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то опуская, но не снимая кончика с зубов. Получается многократное повторение слога лы.

Закрепляя звук «л» в слогах, используется игровые приемы (усаживаем рядом с собой куклу Лару): игра на балалайке, напев песенок на простые знакомые мелодии, звучание колокольчика и т.д. при многократном произнесении слогов ла,лы, ло, лу.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Балалаечка запела.

Удивительно и смело:

Ло-ло-ло, ло-ло-ло,

Чтоб всем было хорошо!

Лы-лы-лы, лы-лы-лы, песни звонкие милы.

С балалаечкой дружу.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу.

В качестве разминки можно рекомендовать игры:

  • «Лошадки».

Одна половина детей изображает лошадок, другая – кучеров. «Кучера» подходят к стоящим в ряд «лошадкам». Поглаживая их по спине, они говорят:

Ну и лошадка – шерстка гладка.

Чисто умыта с головы до копыта.

Овса поела и снова – за дело.

        Кучера запрягают лошадок, говорят: «Но-но-но…» лошадки цокают языком, скачут. Затем дети меняются ролями.

  • «Пила»

Дети парами, взявшись руками крест-накрест, «пилят дрова», декламируя в такт движениям:

Запилила пила,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала,

Начинай сначала.

        Образовав новые пары, дети продолжают игру. (Следить, чтобы дети во всех словах хорошо произносили звук «л»).

Звук «ль»

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении «Л», только добавляется подъем средней части спинки языка к небу. Поэтому мягкий звук легко становится по подражании.

Для звуков «л», «ль» можно рекомендовать некоторые артикуляционные упражнения:

  • «Индюк»

(Для выработки подъема языка вверх, подвижности его передней части).

  • «Качели»

(Для развития умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными а,ы,о,у).

  • «Пощелкать кончиком языка»

(Для укрепления мыщц языка и выработки его подъема вверх)

 Звук «р»

Если он отсутствует у ребенка, то это заметно и для него, и для окружающих. Речь малыша примерно звучит так: «Ано, ано мы встаем, гомко стожа зовем. Стоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

Звук «р» наиболее сложен по образованию. Правильная артикуляция его заключается в следующем:

- губы – полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

- зубы – разомкнуты;

- язык – широкий кончик его поднят вверх, к альвеолам, напряжен; спинка языка приподнята, между ней и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

- мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

- голосовые складки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость нам напряженный кончик языка и колеблет его.

Уточняя, как дети произносят звук «р», принести мягкую игрушку (тигра) и говороит, что он рычит сердито и громко (да и сама игрушка довольно часто может издавать звук, похожий на рычание) – «ррр…»

        Теперь представим: звук «р» не вызван или произносится недостаточно четко. На индивидуальных и занятиях вырабатываем «р» проторный (звук с тем же положением органов артикуляционного аппарата, но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка.

  • Предлагается игра «Буря»

Дети делятся на две группы: одна изображает бурю, другая – лес.

        Первая группа садится на стульчики; открывая рот, поднимает широкий язык за верхние зубы (не прижимая его к нёбу) и по сигналу воспитателя «Буря!» громко говорит «ззз…», подражая вою ветра. (Так мы получаем звук «р» проторный). Дети, которые изображают лес, сидят напротив. По сигналу «Буря!» они качают поднятыми вверх рукам, как деревья ветвями во время сильного ветра. Потом опускают руки, а другие замолкают по сигналу: «Буря кончилась!»

Теперь вырабатываем вибрацию кончика языка: ребенок произносит «р» проторный, в это время плоской ручкой чайной ложки, подложенной под переднюю часть спинки языка, или чистым прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения от одного угла рта к другому. При такой механической помощи начиает вибрировать кончик языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука «»р»

  •         Звук автоматизируется в словах:

Ра-ра-ра – начинается … (игра).

Ры-ры-ры – у мальчиков … (шары).

Ро-ро-ро – у нас новое … (ведро).

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру …

  • Игра «Вороны»

        Разделим детей на 3 группы: в одной они изображают ёлочку: становятся в круг и, опустив руки, говорят: «Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны»; во второй изображают ворон: прыгают в круг и каркают: «кар-кар-кар …». Первая группа детей хором говорит: «Из-за корочки подрались, во все горло раскричались». Вторая группа (в кругу) каркает. Дети первой группы произносят: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают». В круг вбегает третья группа – дети, изображающие собак, и с рычанием: «ррр…» - гонятся за «воронами», которые улетают в свое «гнездо». Пойманные становятся «собаками». Игра повторяется до тех пор, пока не останутся 2-3 самые ловкие «вороны».

Звук «р»

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении «рь» такое же, как и при произнесении «р», только добавляется подъем средней части спинки языка к небу.

Вызываем «рь» по подражанию. Предложить детям поиграть как бы на разных трубочках и сравнить полученные музыкальные звуки, как-то:

Ра-ра-ра…ря-ря-ря;

Ро-ро-ро….ре-ре-ре; рё-рё-рё;

Ры-ры-ры….ри-ри-ри;

Ру-ру-ру….рю-рю-рю…

А также :

Ре-ре-ре – стоит домик на …

Ри-ри-ри – на ветках ….

Ар-ар-ар – кипит наш …

Ор-ор-ор – созрел красный …

Ир-ир-ир- мой папа ….

Арь-арь-арь – на стене висит …

Ра-ра-ра – у мышки есть …

Ре-ре-ре – носим воду мы в …

Проведем игру «Соблюдай порядок».

(Предварительно отбираются некоторые предметы, в названии которых есть «рь»: матрешка, фонарик, веревка, резинка, гриб, пряжа, варежка …)

Выбранные предметы расположены на большом столе , а дети сидят полукругом. Ведущий – кукла Рита – приглашает кого-то из ребят, предлагая показать, назвать и поставить каждый предмет на место. Затем участник поворачивается спиной к столу и называет все стоящие на нем предметы по порядку. Если он ошибся, дать возможность еще посмотреть на стол. Затем Рита вызывает других детей и меняет порядок предметов.(называть слова громко, четко, выделяя «рь», произнося же не протяжно, длительно.)

Для активизации движений языка и воздушной струи в процессе работы со звуком «р», («рь») рекомендуются упражнения:

  • «Почистим зубы»

(для выработки подъема языка вверх и умения владеть им).

  • «Маляр»

(Для отработки движения языка вверх и его подвижности).

Улыбнемся, откроем рот и «погладим» кончиком языка твердое нёбо, делая языком движения вперед-назад.

  • «Барабанщики»

(Для укрепления мышц кончика языка, выработки подъема языка вверх и умения делать его напряженным).

Улыбнемся, откроем рот и постучим кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д»: д-д-д. сначала звук «д» произносим медленно. Потом убыстряем темп.

№4. Звуки «к», «кь», «г», «гь», «х», «хь» - заднеязычные

При отсутствии заднеязычных звуков, речь малыша становится некрасивой, малопонятной: «Ена атался на оньа», а ребенок испытывает стеснение и чувство неловкости.

Звук «к»

Необходимо добиться подъема задней части спинки языка к небу, чтобы дети могли почувствовать эти движения. Пробуем вызвать звук «к» по подражании. Перед зеркалом показать, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука (услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции). Просим детей выгнуть язык «горкой»: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а затем часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого нёба. («смотрите, какая крутая горка получилась, сделайте и вы так»).

Если же по подражанию при этом звук «к» вызвать не удается, ставим его с механической помощью. Довольно широко открыв рот, произносим слог та («та-та-та…»).

При этом кончик языка поднялся вверх. Воспитатель нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот открыт). Удерживая язык в таком положении, просим малыша произносить слог та (та-та-та…). При многократном повторении его медленно отодвигаем язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Первыми будут слышны звуки «тя-тя-тя», потом «кя-кя-кя» и, наконец, «кА-ка-ка».

Звук «кь» Звук «кь»вызывается в сочетании с гласными и,е,я. Просим ребенка подозвать кошечку по звукоподражанию: «кис-кис-кис …» и имитируя пение различных птиц: «ки-ки-ки …», «ке-ке-ке …», «кя-кя-кя …». Если это не удается, то ставим «кь» с механической помощью от звука «т», как уже делали при звуке «к»: во время многократного повторения малышом слога та, воспитатель медленно отодвигает язык назад, нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки «тя-тя-тя», потом «кя-кя-кя».

Звук «г»

Обычно он ставится по подражанию.

(тихо произнося звук «к» - к-к-к, затем громко звук «г» - г-г-г, объяснить ребенку: когда я говорю «к» тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю «г» громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонок поет наш голос.

Одну руку ребенок прикладывает тыльной стороной к своей шее спереди, вторую – к шее воспитателя, многократно произносящего то «к», то «г». При произнесении «г» дети ощущают вибрацию голосовых связок. Звуки проговариваются, наличие голоса контролируется.

Если не удается вызвать звук по подражанию, ставим его с механической помощью, как и «к», только от звука «д».

Нажать на опущенную за нижние резцы переднюю часть спинки языка и отодвинуть его медленно назад во время произнесении ребенком звуков «да-да-да». Постепенно слышится «дя», «гя» и, наконец, «га».

Звук «гь»

При хорошем произнесении звука «г» можно получить «гь» и слоги ги, ге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов

Содержание коррекционно-развивающей  работы,  в соответствии с Федеральными Государственным образовательным  стандартом  образования,   в настоящее время направлено на со...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.

Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...

Особенности организации работы специалиста коррекционного процесса с родителями в условиях лекотеки

Особенности организации работы специалиста коррекционного процесса с родителями в условиях лекотеки...

Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...

«Особенности коррекционно-развивающей работы в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с ЗПР»

Статья  «Особенности коррекционно-развивающей работы в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с ЗПР», опубликованная  в сборнике статей «Дошкольное образ...

План работы по самообразованию Особенности коррекционно – воспитательного процесса у детей ЗПР.

повышение профессиональной компетентности в реализации требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Освоение теоретического материала, необходимого для организации коррекц...