" В поисках украденной буквы Ш "
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
« В поисках украденной буквы»
(подготовительная группа)
Цель:
-закрепление знаний о звуке и букве Ш, автоматизация в словах и предложениях.
Задачи:
- развивать чувство языка у детей, артикуляционной моторики
-развитие фонематического слуха,
-зрительного и слухового внимания,
-профилактика дисграфии;
-закрепление правильного произнесения звука Ш в самостоятельной речи ребенка, в разных речевых структурах (изолировано, в слогах, в словах, в предложениях);
-закрепление навыка звукового, звукобуквенного, слогового анализа слов с опорой на графическую запись;
-закрепление навыка выделения звука Ш из ряда звуков, слов;
-закрепление навыка определения места заданного звука Ш в словах;
-развитие мелкой и общей моторики, координация речи с движением.
-воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.
Оборудование:
- драгоценные камешки в шкатулках
- пластина, облепленная пластилином - планшет
- карта сокровищ
- индивидуальные зеркала (по количеству детей)
- песок с мелкими игрушками,
- картинки со звуком Ш, воздушные шарики по количеству детей.
-дерево, буквы на нем.
- листочки с заданиям.
-зашифрованное слово-ребус.
Ход занятия:
Логопед - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас случилась беда - из страны Букв пропала буква Ш. Злая колдунья Недоучка налетела на страну букв и не смогла выговорить букву Ш. Со злости она заморозила букву и ударила по ней. Разлетелись осколки по всей волшебной стране. Где находятся осколки указано на этой карте. Наша задача помочь найти все осколки от буквы Ш и сложить их в одну букву на этом планшете (пластилиновая пластина). Тогда буква Ш опять встанет в алфавит и будет радовать нас теплыми и красивыми словами. Такие, как шарф, шарик и т д…
Вы готовы к приключениям?
Дети:- Да!
Логопед:- Мы должны выполнять задания, и в обмен будем получать драгоценные камешки-это осколки от буквы Ш. Когда выполним правильно все задания, мы сможем собрать всю букву целиком! Задача ясна? И так…в путь!
- Сначала я буду ребёнком, к коленочкам прижмусь.
Потом я стану взрослым, до лампы дотянусь.
Я по узкой дороге, медленно иду, по широкой дороге я быстро пробегу. И в страну – Букв я дойду.
Поглядите где мы? На карте указано как раз это место. Значит , здесь находится наше первое задание. (заглядываем за зеркало и находим там листок с заданием).
1.А вот и первое задание. Нам нужно сделать артикуляционную гимнастику и рассказать все, что мы знаем про букву и звук Ш.
- Звук Ш какой? ( Согласный, твердый, глухой, шипящий, всегда твердый.)
-Где находится язык, когда произносишь звук? Какой воздух?
-Язык чашечка за верхними зубами, воздух теплый.
-Артикуляционные упражнения. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения «Заборчик-замочек»- чередование, «Качели», «Чашечка» - удержание под счет, «Подуем на носик теплым воздухом».
(Дети делают зарядку. Из-за зеркала берем два камешка)
Логопед- Это наша первая награда! Положим драгоценные осколки в коробочку и пойдем дальше по карте. Дорога кривая и узкая, так что стройтесь друг за другом и пойдем змейкой.
-Ребята, посмотрите какое интересное дерево. Вместо листьев на нем растут буквы. А вот и наше второе задание. Найди букву обозначающую звук «Ш».
2. Дидактическая игра «Найди букву Ш». Профилактика дисграфии.
Дидактическая игра «Разгонки».
Развитие речи с движениями. Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
-Ребенок хлопает в ладоши на каждый слог. Ребенок топает ногами в такт слов.
Ша – ша – ша – Как погода хороша.
Ша – ша – ша – Шапочка к бабушке шла.
Шо – шо – шо – Летом очень хорошо.
Ши – ши – ши – Наши ландыши.
Волк кричит Шу – шу- шу – Уходи, а то укушу.
-Вы справились и с этим заданием. Получаем два камешка. Двигаемся дальше по карте.
3. Посмотрите куда мы пришли. Это песок. В нем зарыты камешки и игрушки. По очереди исследуем песок и ищем сокровища. Называем предметы, которые нашли. В каких предметах спрятался звук Ш?
Блестяще и быстро справились с этим заданием!
-Давайте немного разомнемся, поиграем, подвигаемся.
Физ. минутка «Кошка»
Я – приветливая кошка (Идут по кругу на носочках крадучись,)
Посижу я у окошка. (Держа согнутые руки перед грудью.)
Кверху - кисточки на ушках, (Останавливаются лицом в круг, делают)
Когти спрятаны в подушках. («ушки» из ладошек и «когти» из пальчиков.)
В темноте я зорко вижу( Идут по кругу крадучись.)
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно (Поворачиваются лицом в круг и
показывают «когти».)
Я царапаюсь ужасно!
-Нас ждет следующее задание.
4. Игра “Определи, где стоит звук [Ш] в слове”
Воздушные шары. В них картинки со звуком Ш. нужно лопнуть шарик, взять слово, назвать его и определить, где находится звук Ш-в начале, в средине или в конце слова.
Слова: шарик, вишня, груша, шапка, лягушка, карандаш.
- Ребята, давайте вспомним тему, которую мы проходили «Части тела», посмотрим друг на друга и назовем, что у нас есть со звуком со звуком Ш ? (шея, уши)
Заучивание скороговорки о Даше.
“Наша Даша под душем моет шею и уши”
Сначала произносим медленно, затем губами без голоса, затем громче.
-Молодцы, ребята! Вот вам и награда! (еще два камешка)
5. Игра “Один – много”
Логопед называет слово в ед. ч., а дети во мн. ч.
Слова: шарик, вишня, груша, шапка, лягушка, карандаш.
Дидактическая игра «Расшифруйте слово». Закрепление навыка буквенного анализа, синтеза.
-Посмотри, на этой карточке зашифровано слово. Постарайся расшифровать его и прочитать- кабушба (бабушка). Родители, помогайте ребятам.
-Мы справились с этими заданиями. И получаем три камешка! Спасибо за помощь, родителям.
Ну что же, мы справились со всеми заданиями и нашли осколки буквы Ш. Давайте теперь соберем их вместе.
(Выкладываем на планшете букву Ш драгоценными камешками-осколками.)
-Поздравляю вас! Вы спасли букву. И теперь она снова встанет в алфавит и будет жить в стране Букв и звуков!
Итог занятия. Оценка занятия. Логопед предлагает ребенку рассказать, что у нас сегодня произошло, чем мы сегодня занимались, где были. Затем логопед оценивает работу каждого из детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий для детей подготовительной к школе группы Квест - игры "В поисках украденных фруктов"
Приключенческая игра для воспитанников подготовительной к школе группы. Очень понравилась детям искать по карте украденные фрукты, Технология игры-путешествия очень проста, но даёт большие возмо...
Конспект НОД " В поисках украденной сказки"
Все мы родом из детства. А значит - из мира сказки. Давайте поможем нашим детям влюбиться в этот прекрасный фантазийный мир!...
В поисках потерянных букв
Конспект занятия по развитию речи...
Организованная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте " В поисках пропавших букв"
Предлагаю вашему вниманию организованную образовательную деятельность с включением образовательной ситуации. В занятии вы увидите постановку проблемы и то, как дети выдвигали гипотезы и искали верное ...
Сценарий квест-игры "В поисках украденного светофора"
Квест-игра " В поисках украденного светофора" Задачи:формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность;продолжать закреплять знания правил дорожного движен...
Конспект квест-игры по финансовой грамотности в подготовительной группе "В поисках украденного ключа"
Конспект квест-игры по финансовой грамотности в подготовительной группе "В поисках украденного ключа"...
Квест - игра «Поиски украденных сказок».
Цель: формирование у детей интереса к русским народными сказкам посредством квест-игры....