Одаренные дети. Как их разглядеть.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье отображены основные моменты диагностики одаренных детей, примерный план и сложности работы с одаренными детьми на базе ГДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti._kak_ih_razglyadet.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материалы по осуществлению диагностики и дифференцированного подхода к детям старшего дошкольного возраста, проявляющим выдающиеся способности.
Введение
Одаренность-это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Нейрофизиологами доказано, что самым лучшим периодом для развития способностей у детей, является раннее детство и дошкольный возраст.
Именно, в связи с этим, в детских садах в последнее время всё чаще поднимается вопрос о выявлении и развитии неординарных способностей у детей.
В настоящий момент не существует оптимальных программ для развития одарённых детей и нет финансирования этого раздела педагогики, и в следствии этого работа с одаренными детьми достаточно сложна, находится в стадии исследования и формирования.
На базе ГДОУ д/с № 93 педагогами был проведен эксперимент по выявлению одаренных детей и развитию их способностей.
Выявление выдающихся способностей у детей на логопедических занятиях и на занятиях с педагогом-психологом.
- Наряду с различными развивающими играми в ходе занятия с детьми, специалистом была предложена игра «Самый внимательный». Перед каждым ребёнком по очереди выкладывалось несколько карточек-картинок. Играющий запоминал их, закрывал глаза, а другой ребёнок убирал эти картинки со стола. Играющий должен был вспомнить эти картинки, назвать их и выложить в первоначальной последовательности. Ребёнок, который ошибался выбывал из игры, а тот, кто правильно воспроизводил ряд картинок, оставался и к прежним карточкам добавлялась ещё одна. Эта игра продолжалась до тех пор, пока не оставался один игрок-победитель.
На протяжении нескольких занятий в этой игре победителем оставался всегда один и тот же мальчик 6-ти лет Максим Ф. Педагогом был проведён эксперимент- на индивидуальном занятии вместо положенных по возрасту 6-7 картинок, ребёнку было предложено 8,9,10,11, а затем даже 12 карточек. Мальчик выполнял эти задания практически без ошибок. Так же ребёнок без затруднения мог ответить на вопросы типа «какая вчера и позавчера была погода? какие стихи читают дети из группы к празднику? перечислить всех присутствующих детей сегодня в группе и назвать отсутствующих и т.п.). Вместе с этими качествами, воспитатели группы характеризуют этого мальчика, как очень импульсивного, активного и непослушного.
Максим Ф. был отмечен специалистом, как ребёнок с неординарными способностями памяти и отобран в малую подгруппу для детей с выдающимися способностями.
- В ходе подгрупповых занятий с детьми по развитию фонематического слуха, проводилась игра «Кто позвал?». Водящий садился спиной к другим детям, которые звали его по имени. Надо было узнать по голосу того, кто позвал водящего.
На протяжении нескольких занятий, одна из девочек- Катя К. 6-ти лет, с легкостью справлялась с этим заданием. Тогда специалистом были приглашены другие дети из группы, а затем и вся группа полностью. Девочка справилась и на этот раз. Следующим этапом было включение в занятие музыкальных инструментов, которые девочка без ошибок узнавала и называла с закрытыми глазами. Далее детям группы были предложены задания по воспроизведению ритма ( хлопок-пауза-хлопок-стук и т.п., причём материал всё время усложнялся). Единственным ребёнком не допустившим ошибок в усложнённых заданиях, оказалась снова Катя К. Воспитатели характеризуют этого ребёнка, как тихую, спокойную и застенчивую девочку.
Катя К. была отмечена специалистом, как ребёнок с неординарными способностями слухового восприятия.
- Так же в ходе занятий по развитию речи, специалист обратил внимание на девочку 5 лет Арину К. с серьёзными речевыми проблемами. Девочка с трудом отвечала на задаваемые вопросы, не могла выполнить нужную артикуляцию языка, с трудом выполняла задания, требующие концентрации внимания и памяти. Но задания типа «соедини точки, раскрась картинку или заштрихуй рисунок» девочка выполняла лучше всех детей в группе. Воспитатели характеризовали этого ребенка, как медлительного, некоординированного и «витающего в облаках».
Арина К. была отмечена специалистом, как ребёнок с неординарными художественными способностями .
- Следующий метод выявления одарённых детей, был использован педагогами ГДОУ, во время проведения в детском саду конкурса чтецов. Были проведены два тура соревнований. Первый тур для отбора лучших троих детей в каждой группе (начиная с младшей и заканчивая подготовительной группами). Второй тур- для отбора по три ребёнка из всего младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста. Дошкольников, занявших лидирующие места, специалисты признали одарёнными детьми и наметили план дальнейшего развития их выдающихся способностей.
Таким образом в данном дошкольном учреждении в ходе эксперимента было выявлено несколько одаренных детей и создана из них малая экспериментальная подгруппа. С этими ребятами специалисты продолжили углубленные занятия по развитию выявленных неординарных способностей.
Педагогами ГДОУ на основании наблюдения и изучения речи, зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления и творческих способностей выявленных одаренных детей, были сформированы следующие критерии одаренности данных дошкольников:
- Дети с высокими художественными способностями
- Дети с неординарными возможностями высших психических функций ( внимания, память, логическое мышление)
- Дети с высокими ораторскими и артистическими способностями
На основании выявленных критериев одаренности детей, можно сформулировать следующие принципы работы по развитию выдающихся возможностей одаренных детей дошкольного возраста:
Принципы работы
- Вовлечение дошкольников в специфические виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
- Поощрение к задаванию вопросов на любых развивающих занятиях.
- Использования методов создания провокационных ситуаций (ребёнок должен сам принять решение для выхода из сложной ситуации).
- Вовлечение в разные виды игр со сверстниками в группе.
- Совместная деятельность со взрослыми.
- Достаточно большой объём информации в развивающей среде (ИКТ-средства, доступность и разнообразие предметов в окружающей среде).
- Атмосфера взаимопонимания, творческой импульсивности и креативности в детском саду и дома.
Специалистами ГДОУ выбраны следующие формы работы с одаренными детьми:
Формы работы с детьми
- индивидуальные занятия
-групповые и подгрупповые занятия
-проекты групповые, индивидуальные, семейные.
-конкурсы, соревнования, викторины.
-дополнительные кружки, секции, платные услуги.
-опытно-экспериментальная деятельность.
Важной составляющей развития возможностей одаренных детей, является заинтересованность и помощь родителей. Выбраны следующие виды работы с родителями одаренных детей:
Формы работы с родителями
-родительские собрания
-родительский клуб
-индивидуальные консультации родителей специалистами ГДОУ
-детско-родительские проекты.
Сложности, которые могут возникнуть, при работе с одаренными детьми и пути их преодоления.
Проблемы:
- Недостаточная компетентность педагогов в выявлении и развитии одаренных детей
- Несформированность пакета диагностических методик выявления одаренных детей
- Недостаточное методическое, информационное и экспериментальное обеспечение данного образовательного процесса
- Отсутствие преемственности со школой для дальнейшего развития способностей одаренных детей.
Пути преодоления
- Наличие в системе дошкольного образования банка вариативной информации по методам диагностики дошкольников
- Расширение кругозора педагогов и повышение их квалификации
- Подбор имеющегося и разработка нового методического оснащения для реализации данного продукта
- Разработка плана материально-технического обеспечения по работе с одаренными детьми
- Развитие системы партнерства с другими организациями. Разработка и утверждение положений, приказов регламентирующих и определяющих развитие деятельности по поиску, воспитанию и дальнейшему обучению в школе одаренных детей.
Вывод:
Работа с одаренными детьми это довольно сложный и продолжительный процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку.
Для реализации этого проекта необходим грамотный подбор педагогов, возможно повышение квалификации специалистов, расширение кругозора и креативности всех взрослых, окружающих одаренного ребенка.
Важно так же учитывать, что практически каждого ребенка можно в чем-то назвать одаренным, т.к. все дети, безусловно, талантливы и неповторимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".
Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку реализовать свои способности?...
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...
Одаренные дети – как их разглядеть?
laquo;Детская одаренность и проблемы ее развития»...