Одаренные дети – как их разглядеть?
материал

«Детская одаренность и проблемы ее развития»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye-poslednee.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение городского округа Долгопрудный

центр развития ребенка – детский сад №4 «Рябинка»

Доклад

на дистанционном семинаре-практикуме

«Детская одаренность и проблемы ее развития»

на тему: «Одаренные дети – как их разглядеть?»

докладчик:

Панкова К.А.

г.Долгопрудный

2021год

Одаренные дети –как их разглядеть?

  1. Одаренность в детском возрасте рассматривается как потенциал психического и личностного развития.

  1. Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития.

Я все таки склонна в дошкольном возрасте пользоваться термином -  неординарные способности.

  1. Бывает что, несмотря на потенциально высокий уровень способностей происходит задержка их становления.  Причины могут быть различны – это и нарушения речи и повышенная тревожность, гиперактивность, конфликтный характер.  

4. Наша задача рассмотреть такого ребенка и оказать ему психолого-педагогическую поддержку и эти барьеры могут быть сняты.

5. Как специалист, я занимаюсь с детьми и малыми группами и индивидуально, поэтому я имею возможность выявить неординарные способности у детей непосредственно на логопедических занятиях.

6. Учитывая то, что речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка, то в коррекционном процессе включается работа не только по преодолению речевых нарушений, но и формированию внимания, памяти, мышления.

7. Соответственно разнообразие игр и заданий как бы представляют собой пакет диагностических методик.

Традиционные методики (в виде тестов интеллекта и тестов креативности) не являются однозначными, единственными и достоверными.

8. В ходе занятий практикуется такая диагностика:

на протяжении нескольких занятий в той или иной игре (основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра) выявляется победитель.

9. Далее индивидуально или с другой подгруппой проводится эксперимент. И если ребенок с легкостью справляется с усложненным заданием, то он отмечен, как ребенок с неординарными способностями. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, театральных постановках, так же практикуется как метод по выявлению детей с признаками одаренности.

10. И не смотря на то, что дети с общим недоразвитием речи характеризуются как:

 - дети с неустойчивым вниманием;

-  сниженной памятью и запоминанием;

- специфическими особенностями мышления;

- недоразвитием крупной и мелкой моторики;

- незавершенностью формирования процессов произношения и восприятия фонем.

И несмотря на это, опровергая теории, встречаются  дети, как например мальчик с тяжелым нарушением речи,  моторно неловкий, с трудом выполняющий задания, требующие концентрации внимания, памяти- перевернул понятие о том, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук.

Так он выполняя задания на развитие тонкой моторики(соедини точки, раскрась, заштрихуй) выполнял лучше, быстрее, качественнее всех и подходил к этому творчески. Впоследствии отметились его неординарные художественные способности и одаренность к конструированию.

Так же в практике обратил на себя внимание мальчик с общим недоразвитием речи, активный, неусидчивый, импульсивный, непослушный, проявивший себя как ребенок с неординарными возможностями памяти. Он не ошибался и в усложненных играх и заданиях на внимательность и запоминание. Так же ребёнок без затруднения мог ответить на вопросы типа «какая вчера и позавчера была погода? какие стихи читают дети из группы к празднику и даже воспроизвести их на память, перечислить всех присутствующих детей сегодня, вчера в группе и назвать отсутствующих и не перечесть всех возможностей его памяти.

За некоторое время из логопедических групп выявились дети со следующими неординарными способностями:

- Дети с высокими художественными способностями

- Дети с неординарными возможностями высших психических функций ( внимания, память, логическое мышление)

- Дети с высокими ораторскими и артистическими способностями

- Дети обладающие яркой познавательной активностью

 В дальнейшем с этими ребятами специалисты продолжают углубленные занятия по развитию выявленных неординарных способностей.

И мы стараемся не терять их из вида и следим за их потенциалом.

 

        

Зная теорию о связи моторики и развития речи

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...