Консультация для педагогов "Основы грамоты. С чего начинать"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Османова Светлана Александровна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_gramoty._s_chego_nachat.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Основы грамоты. С чего начать?»

(что нужно знать педагогу,  

начинающему обучать

 дошкольника основам грамоты)

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласным  называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а.., у-у-у... и т. д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.

Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э.

Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, - их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:

Я обозначает звуки [а] и [йа],

Ю - [у] [йу], Е - [э] и [йз], Ё - [о] и [йо].

Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях: в начале слова (яблоко, юрта...), после мягкого знака (обезьяна, льют...), после твердого знака (объявление, разъединять...), после гласной буквы (большая, 'моё...).

В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук ('мясо, лёд, семя, рюкзак...).

Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: П - звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; Ф - в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа, и т. д. Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (М-М-М.., р-р-р...), но пропеть их нельзя.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно (конечно, с помощью взрослого). При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит (например, ж-ж-ж...); если такого дрожания нет значит, звук глухой (например, ш-ш-ш...).

Некоторые согласные звуки являются парными, т. е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок. Другие согласные не имеют пар.

Согласные звуки русского языка

                      Парные

 звонкие

глухие

 Б (БЬ)

П (ПЬ)

 В (ВЬ)

Ф (ФЬ)

 Г (ГЬ)

к (КЬ)

 Д (ДЬ)

Т(ТЬ)

 Ж

Ш

 3 (3Ь)

С (СЬ)

                        Непарные

 звонкие

глухие

 Й, Л (ЛЬ), М (МЬ),

Х (ХЬ), Ц, Ч, Щ

 Н (НЬ), Р (РЬ)

Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро{n}) и перед глухими согласными (сла{т]кuй). Уже на начальном этапе овладения чтением нужно познакомить ребенка со способами  проверки написания слов с оглушаемыми согласными. 3десь не обойтись без темы «Однокоренные слова» (для дошкольников она формулируется как тема «Слова-родственники»).

Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, IIЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, 3, 3Ь, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, Х, ХЬ.

Согласные Ж, Ш, Ц - всегда твердые; согласные Й, Ч, Щ

всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки.

В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение и др. Символы обозначения :

_____        ______        ______ .  Предложения и слова, входящие в его состав.

_____                                Слово.

Общие рекомендации:

1.Правильно формулировать инструкцию

2. Правильно называть звуки речи (например: «М», «Р» а не «МЭ», «РЭ»)

3. Знакомить детей с символом звука – буквой.

4.Работу по закреплению графических навыков выполнять простым карандашом.

«Золотые правила»

  1. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
  2. Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, читаем и пишем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема«С чего начинается Родина?»

Патриотическое   воспитание  подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени....

Консультация для родителей "С чего начинать обучение грамоте"

Рекомендации для родилетей подготовительной группы...

Консультация для родителей. Тема: «С чего начинается Родина?»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени....

Консультация для родителей. Тема: "С чего начинается Родина?"

Советы родителям как привить у детей любовь к родному краю, родной культуре, к Родине....

Консультация для родителей. Тема: «С чего начинается Родина?»

Патриотическое   воспитание  подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.Воспитание   патриотических  чувств у детей дошкольного возраст...

Консультация для родителей «С чего начинать обучение грамоте?»

Консультация для родителей«С чего начинать обучение грамоте?»...