Консультация для педагогов "Основы грамоты. С чего начинать"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Основы грамоты. С чего начать?»
(что нужно знать педагогу,
начинающему обучать
дошкольника основам грамоты)
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а.., у-у-у... и т. д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.
Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э.
Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, - их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:
Я обозначает звуки [а] и [йа],
Ю - [у] [йу], Е - [э] и [йз], Ё - [о] и [йо].
Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях: в начале слова (яблоко, юрта...), после мягкого знака (обезьяна, льют...), после твердого знака (объявление, разъединять...), после гласной буквы (большая, 'моё...).
В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук ('мясо, лёд, семя, рюкзак...).
Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: П - звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; Ф - в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа, и т. д. Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (М-М-М.., р-р-р...), но пропеть их нельзя.
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно (конечно, с помощью взрослого). При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит (например, ж-ж-ж...); если такого дрожания нет значит, звук глухой (например, ш-ш-ш...).
Некоторые согласные звуки являются парными, т. е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок. Другие согласные не имеют пар.
Согласные звуки русского языка
Парные | ||
звонкие | глухие | |
Б (БЬ) | П (ПЬ) | |
В (ВЬ) | Ф (ФЬ) | |
Г (ГЬ) | к (КЬ) | |
Д (ДЬ) | Т(ТЬ) | |
Ж | Ш | |
3 (3Ь) | С (СЬ) | |
Непарные | ||
звонкие | глухие | |
Й, Л (ЛЬ), М (МЬ), | Х (ХЬ), Ц, Ч, Щ | |
Н (НЬ), Р (РЬ) |
Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро{n}) и перед глухими согласными (сла{т]кuй). Уже на начальном этапе овладения чтением нужно познакомить ребенка со способами проверки написания слов с оглушаемыми согласными. 3десь не обойтись без темы «Однокоренные слова» (для дошкольников она формулируется как тема «Слова-родственники»).
Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, IIЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, 3, 3Ь, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, Х, ХЬ.
Согласные Ж, Ш, Ц - всегда твердые; согласные Й, Ч, Щ
всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки.
В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение и др. Символы обозначения :
_____ ______ ______ . Предложения и слова, входящие в его состав.
_____ Слово.
Общие рекомендации:
1.Правильно формулировать инструкцию
2. Правильно называть звуки речи (например: «М», «Р» а не «МЭ», «РЭ»)
3. Знакомить детей с символом звука – буквой.
4.Работу по закреплению графических навыков выполнять простым карандашом.
«Золотые правила»
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, читаем и пишем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "С чего начинать обучение грамоте"
родителям подготовительной группы...
Консультация для родителей. Тема«С чего начинается Родина?»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени....
Консультация для родителей "С чего начинать обучение грамоте"
Рекомендации для родилетей подготовительной группы...
Консультация для родителей. Тема: «С чего начинается Родина?»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени....
Консультация для родителей. Тема: "С чего начинается Родина?"
Советы родителям как привить у детей любовь к родному краю, родной культуре, к Родине....
Консультация для родителей. Тема: «С чего начинается Родина?»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраст...
Консультация для родителей «С чего начинать обучение грамоте?»
Консультация для родителей«С чего начинать обучение грамоте?»...