Консультация для родителей «С чего начинать обучение грамоте?»
консультация по развитию речи

Солдатова Дарья Владимировна

Консультация для родителей

«С чего начинать обучение грамоте?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditely.docx320.12 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Солдатова Д.В.,

учитель – логопед,

МАДОУ – детский сад № 366

Консультация для родителей

«С чего начинать обучение грамоте?»

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в определении оптимального времени для начала обучения грамоте пока не выработано единого мнения. Picture background

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка.

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать педагога, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда

В 4-5 лет практически всем нормально развивающимся детям становится доступен путь в письменность – путь от звука к букве, к слиянию букв в слоги, а слогов в слова.

Эффективны, по наблюдениям специалистов, занятия по обучению грамоте по системе Д. Б. Эльконина. Принципы этой системы разработаны замечательным детским психологом и выдержали уже более чем тридцатилетнюю практическую проверку.

Игровая аранжировка этих принципов позволяет воспитывать у ребёнка особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических занятиях.

Во-первых, дети, обучавшиеся чтению по системе Д. Б. Эльконина, практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв.

Во-вторых, дети не застревают на этапе слогового чтения, а быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами.

В третьих, у детей формируется интерес к языку и его законам.

И, наконец, самое важное – при использовании этой системы обучения грамоте занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребёнка.

Почему сначала звуки, а потом буквы?

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.

Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.Picture background

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. 

С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр.

Ребёнок чувствителен к звуковой ткани речи, но для того, чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, одной речевой практики недостаточно. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССон, сОООн, соННН). Picture background

Также необходимо дать ребёнку почувствовать разницу между гласными и согласными звуками, обратить внимание на твёрдость и мягкость согласных звуков, выделять ударный гласный звук, определять первый и последний звук в слове. Затем можно переходить к определению полного звукового состава слов.

Все эти задачи легко решаются с помощью различных игр и игровых ситуаций. Главная задача любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной.

После того как ребёнок научится сливать любую согласную букву с любой гласной, можно считать, что он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начинаются основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения ещё настолько слаба, процесс чтения ещё так труден, что читать самостоятельно, тренироваться ребёнку не хочется. Следовательно, перед взрослыми теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребёнка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить ему труд по овладению техникой чтения.

Итак, ребёнок уже прочитывает слоги, а вслед за ними – короткие слова. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. Здесь снова помогут игры: отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой – её заменит мотивация игровая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «С чего начинать обучение ребенка цветам?»

  Когда ребенок  четко сможет сортировать предметы по различным свойствам, можно приступать к аналогичным занятиям с цветами....

Консультация для родителей "С чего начинать обучение грамоте"

Рекомендации для родилетей подготовительной группы...

Консультация для родителей "С чего начинать обучение цветам ребенка". (первая младшая группа".

Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира.А для малышей до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомитьсяс жизнью во всех ее красках. У большинства мам возникает вопрос...

Консультация для родителей «С чего начинать обучение чтению дошкольников»

Консультация для родителей«С чего начинать обучение чтению дошкольников»...

Консультация для родителей "С чего начинать обучение чтению"

Оказание помощи родителям в обучении детей чтению....

Консультация для родителей: «С чего начинать обучение ребенка цветам?»

Консультация для родителей: "С чего начинать обучение ребенка цветам?"...