Консультация для родителей "С чего начинать обучение грамоте"
консультация (подготовительная группа) по теме

Матвеева Людмила Анатольевна

родителям подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinat_obuchenie_gramote.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

Советы родителям.

«С чего начинать обучение грамоте?»

   Начинать надо с игры. «Но как же так? – спросите вы. – Ведь обучение чтению – занятие серьезное, здесь нужны порядок, сосредоточенность, внимание ребенка, его усидчивость, готовность трудиться, преодолевать трудности, одним словом, особая организация деятельности – учение, где нет места прихотям, капризам, беспорядку и неожиданностям детской игры. Ведь и так большую часть времени ребенок делает то, что ему хочется, надо же, наконец, воспитать в нем ответственность, умение подчиняться правилам?» Однако вспомните, в каких ситуациях вам легче всего добиться от ребенка послушания? Когда он с наибольшей охотой и старанием следует вашим образцам? Ради чего он готов отказаться и от прогулки и от детской телепередачи? Ну конечно, ради совместной игры!!!

   О побудительной силе игрового мотива не раз писалось в психолого-педагогической литературе, адресованной родителям. Серьезное отношение педагогики и психологии к игре отразилось в новом понятии – «игровая деятельность дошкольника». Деятельность – значит, правила, образец, средства. Когда их задает взрослый, игра становится формой сотрудничества, сотворчества ребенка и взрослого, той формой обучения, которая не требует дополнительных стимулов. Важно помнить, что, когда речь идет о ребенке-дошкольнике, попытка взрослого разделить игру и учение не может быть удачной.

   Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в  речь.

   Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

    Вот несколько примеров звуковых игр.

    Игра в «магазин». На прилавке разложены предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, пуговицы, яблоки, печенье, конфеты и т.д. «Продавец» - взрослый. Ребенок приводит в магазин «покупателей» - это куклы и игрушечные звери. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

   Игра в логопеда или доктора Звукова. «Я доктор Звуков, - объясняете вы ребенку, надев белую шапочку, - если твои куклы еще не научились выговаривать какие-нибудь звуки, я их вылечу. Таня, - обращаетесь вы к кукле, - скажи: «На горрре Арррарррат рррастет крррупный виногррррад». И картавите за Таню: «На голе Алалат…» «Ваша дочка не выговаривает РРР. Я назначаю ей лекарство: 10 слов, на РРР начинающиеся, и 5 слов, на РРР заканчивающиеся». Ребенок должен придумать и назвать эти слова. Вы повторяете за Таню, постепенно «выздоравливая». Играть с картавой Таней следует в том случае, если ваш ребенок сам не картавит. Если он не шепелявит, можно в ту же игру играть со стишком «Тише, мыши, кот на крыше…»

   Удобны и полезны для игры в доктора Звукова скороговорки. Так, кукольный негритенок не выговаривает какие-то русские звуки. Он говорит: «У слона фффобот». Какой звук он не выговаривает? А какую скороговорку ему прописать в качестве лекарства? «Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали ха-ха-ха!»

   Игра «звуковое лото». Требует от ребенка умения находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. По правилам этой игры детям раздают карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый – ведущий называет звук и просит игроков найти у себя на карточке слово с нужным звуком. В начале, в середине и в конце. Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребенку нужно, в первую очередь, сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.

    Вы, конечно, заметили, что предлагаемые игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания ребенка, что важно для дальнейшего школьного обучения. Но, готовя дошкольника к обучению, нельзя ни на миг забывать о потребностях сегодняшнего дня, о необходимости развивать игровые навыки ребенка. Однако, прежде чем учить ребенка в игре, надо уметь играть самому.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

C чего начинать обучение грамоте?

Консультация для родителей...

С чего начинать обучение грамоте?

варианты игр со звуками...

Семинар - практикум для родителей в старшей группе «С чего начинать обучение грамоте?»

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях. Знакомить родителей с...

С чего начинать обучение грамоте для ребёнка с ОВЗ

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочи...

Консультация для родителей "С чего начинать обучение грамоте"

Рекомендации для родилетей подготовительной группы...

С чего начинать обучение грамоте?

Распространено мнение: «Если научить ребёнка читать до школы, то ему будет неинтересно учиться». По мнению современных педагогов, психологов и физиологов, это не так....