Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: рече-слуховой, рече-двигатедьный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших и пастических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи,фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя речи расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять это можно начиная с двухлетнего возраста), а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а в пять – шесть лет он еще не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживается несформированность зрительно-пространственных представлений, то ни каким образом ребенок не может овладеть полноценным письмом. Поэтому проблему нарушения письменной речи у школьников можно, почти безошибочно, предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом, даже вид будущей дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умение определять количество, последовательность, место слов в предложении, можно сформировать, выполняя следующие задания :
Придумать предложения по сюжетной картинке и определить в нем количество слов
Придумать предложение с определенным количеством слов
Распространить предложения, увеличив количество слов
Составить предложение из предложенных слов и переставить слова в предложении
Выделить предложение из короткого текста с заданным количеством слов
Составление рассказа по серии картин
Составление рассказа с опорой на условно – графическую схему
1 . Составление рассказа по заданному началу и концу . 2. Обучение пересказу текстов
Развитие слогового анализа и синтеза Делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове : в слове столько слогов, сколько гласных звуков .
Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить такие ошибки письма, как пропуски гласных звуков, добавление согласных .
Дается представление о гласных и согласных звуках, об их признаках . Дальше проводят работу по выделению гласных звуков из слога и слова .
Сначала предлагаются односложные слова . Дети определяют звук и место его в слове .
Затем проводят работу на материале двух и трех сложных слов .
Назвать гласные в слове
Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагают следующие задания : повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов
Выделить первые слоги из названий картинок . Объединить слоги в слово .
Определить пропущенный слог в словах
Составить слово из слогов, данных в беспорядке
Придумать слова на заданный слог
Развитие фонематического анализа и синтеза . Придумать слова с заданным количеством звуков
Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков
Придумать слова, в названии которых заданный звук занимал бы заданную позицию
составить слова из предложенных букв
Преобразовать слова добавляя звук, изменяя один звук слова, переставляя звуки
Профилактика аграмматической дисграфии Основная задача – сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения .
Основные направления 1 . уточнение структуры предложения ; 2 . развитие функций словоизменения и словообразования 3 . работа по морфологическому составу слова и с однокоренными словами .
Игры на формирования словоизменения и словообразования
Скажи ласково Цель : учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные
Один-много Цель : образование множественного числа существительного
Дайте корм кому? Цель : образование существительных в дательном падеже
Без чего?
Мальчик рисует кого?
Мальчик работает чем? Существительные в творительном падеже
Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения
Работа строится по следующему плану : двусоставные предложения , включающие И . п . и глагол 3 лица настоящего времени . Например : Дерево растёт .
Распространённое предложение из 3-4 слов : существительные , глагол , прямое дополнение . Например : Девочка моет куклу .
Сложные предложения . Например : Девочка гладит платок утюгом .
Подбор предложений к данной графической схеме
Обозначение предложений графической схемой
Профилактика оптической дисграфии Основная задача – развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины . Формирование пространственных представлений
Игры на развитие зрительного восприятия
Узнай предмет по их темному силуэту
Найти на рисунке буквы А
Выделить буквы наложенные друг на друга
Назвать букву , напечатанную разным шрифтом и стилем .
Игры на узнавание цвета , формы
Сенсорная азбука . Выложить букву из подходящего материала ( горох , макароны ...)
На какую геометрическую форму похожи предметы?
Жук-буквоед Допечатай букву , которую почти всю съел жук .
Обвести контуры букв
Продолжи узор Цель : учить детей зеркальному отображению
Игры на узнавание предметов по величине и форме
Игры на формирование пространственных представлений
Живая буква
Ориентировка на листе бумаги
Узнай букву . Буква на ладошке печатается пальцем или с помощью мокрой кисточки . При этом логопед стоит за спиной у ребёнка . Цель : развитие осязательного восприятия
Сложить из определённого количества палочек букву
Данный подход к изучению предупреждения дисграфии и целенаправленная, систематическая коррекционная работа способствуют успешной подготовке детей к школе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....
Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"
Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....
Профилактика дисграфии у дошкольников
Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....
Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура» в подготовительной к школе группе для детей с ...