Статья: «Формирование грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)
В статье представлены задачи, методы и приемы по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_seryakovoy_o.s._mladshiy_vozrast.docx | 47.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Формирование грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста»
Программа «Детство» (руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева) ориентирована на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения ребёнка к себе и к окружающему миру. В основу программы положена идея уникальности периода дошкольного детства для развития человека. Авторы предусмотрели широкое взаимодействие дошкольников с миром, активное практикование в разных видах деятельности, в том числе речевой.
В программе представлены задачи реализации комплексной работы по развитию речи, подчёркивается, что дошкольный возраст- время работы над нарастанием контекстной речи, развитием творческой речевой деятельности ребёнка, выразительности его речи, развитием индивидуальных способностей, воспитанием интереса к речи, как особому объекту познания. Особое внимание авторы уделяют овладению связными формами высказывания. Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Связная речь, по мнению Ф. А. Сохина, обнаруживает все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. Освоение ребёнком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может служить для него средством общения с взрослыми и сверстниками. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Наряду с описанием способов реализации разных аспектов речевого развития, авторы уточняют речевые умения, которыми должны овладеть дети в процессе реализации каждого раздела программы, на каждом возрастном этапе.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Необходимость устанавливать разнообразные связи между предметами и явлениями и отражать это в речи, побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Вопросами развития речи занимались педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. М. Леушина, А.М. Бородич и др., психологи С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др., логопеды и лингвисты А. В. Ястребов, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьёва, Ф. А. Сохин и др.
Работая над формированием грамматического строя речи детей от 3 до 4 лет на традиционных занятиях, я столкнулась с рядом проблем. Это неумение детей подобрать слова, нужные по смыслу, неправильное употребление слов, неумение согласовать окончания существительных с прилагательными, существительных с глаголами. Некоторые дети затруднялись в оформлении предложений, помогали себе жестами, словами-заменителями. Дети в речи пользовались преимущественно простыми предложениями. Их общение было затруднено недостаточной развитостью речевых норм. Я сделала вывод о необходимости чётко спланированной, систематической работы по освоению грамматически правильной речи детей. Я предполагала, что введение новых, вызывающих искренний интерес детей, форм и методов работы, поможет поднять на более высокий уровень грамматическую правильность речи.
В речи детей 3-4 лет отчётливо видна тесная связь речевого и умственного воспитания детей. «Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить». (Ф. А. Сохин). На 4-ом году жизни дети усваивают определённые правила и законы грамматики, изменяют слова, строят различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. У детей формируется чувство языка. Указывая на существование у ребёнка определённого чувства языка, К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чём не бывало, ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы».
Грамматика-это наука о строе языка, о его законах. Содержание работы по освоению грамматически правильной речи детьми четвертого года жизни определяется авторами программы «Детство» тремя направлениями: словообразованием, морфологией, синтаксисом. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов. Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано.
При создании необходимых условий, усвоение детьми четвертого года жизни грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Младший дошкольник начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Все исследователи отмечают, что морфологические и синтаксические стороны речи детей 4-го года жизни развиваются параллельно. Дети младшего дошкольного возраста любят заниматься словотворчеством, словообразованием. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 месяцев – 4 лет. В этот период начинает формироваться словопроизводство, обобщённые представления о нормах и правилах словообразования. Авторы программы уделяют особое внимание освоению грамматически правильной речи детьми младшего дошкольного возраста. На четвёртом году жизни дети учатся осваивать структуру простого предложения; пользоваться системой окончаний для выражения рода, числа, падежа, времени; использовать слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности. В соответствии с программой «Детство», я определила цели и задачи обучения детей основным грамматическим формам речи.
Цель:
Освоение грамматически правильной речи детьми четвертого года жизни.
Задачи:
1.Совершенствовать грамматический строй речи детей. Учить составлять грамматически правильные предложения с опорой на картинки. Активизировать речь детей посредством игр-драматизаций. Расширять и уточнять словарь детей в процессе игровой деятельности.
2.Развивать связную речь детей; умение правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и явлений; зрительное и слуховое внимание, фонематический (речевой) слух, тонкую и артикулярную моторику.
3.Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, уважения к речевой деятельности сверстников.
Я ожидала получить следующие результаты:
Дети умеют составлять и пользуются в речевом общении простыми и сложными предложениями. Используют в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности. Активизировалась речь детей, они стали активными участниками разговора, адекватно выражают в словесной форме свои мысли, чувства, переживания.
Дети пересказывают знакомые сказки по вопросам воспитателя, используют сказки в играх-драматизациях. Умеют в небольшой подгруппе развернуть игру, стремятся к согласованным действиям, умеют вести диалоги. Относятся доброжелательно, с уважением к речевой деятельности сверстников.
Я надеялась также, что дети будут проявлять инициативу в общении, научатся пользоваться обобщающими словами и понятиями, вежливыми речевыми оборотами. Речь детей будет грамматически правильной, дети научатся замечать свои речевые ошибки и ошибки сверстников.
В качестве основной технологии формирования грамматического строя речи дошкольников, я выбрала «Теорию и практику развития речи дошкольника» (автор О. С. Ушакова). В качестве основной задачи в совершенствовании грамматического строя речи автор предлагает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование языковых обобщений. Оно строится на обучении детей образованию новых слов, в ходе которого активно усваиваются средства и способы словообразования. Наряду с этим автор считает важным обучение использованию в высказываниях языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании детьми речи взрослых. Автор отмечает тесную взаимосвязь речевого развития детей и формирования связной речи. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
В технологии рассматривается работа над грамматической формой слова в тесной связи со словарной работой, воспитанием звуковой культуры речи и развитием связной речи.
Ведущий принцип технологии – взаимосвязь речевых задач, которая на каждом возрастном этапе существует в разнообразных сочетаниях. От группы к группе идёт постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь; но на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В основе этой системы лежит комплексный подход.
Технология Сомковой О.Н. и Гогоберидзе А.Г. «Речевое развитие» создана с учетом положений ФГОС ДО и предполагает овладение речью как средством общения и культуры. Технология позволяет развивать связную грамматическую речь детей, осваивать лексику и фонетику родного языка с помощью современных методов и приемов, таких как создание игровых образовательных ситуаций, решение познавательно-речевых задач.
В качестве дополнительной технологии я использовала «Методику развития речи и обучения родному языку дошкольников» М. М. Алексеевой, В. И. Яшина. Авторы разработали методику, направленную на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе – развитие связной речи. Методы и приёмы обучения едины и могут переходить один в другой. В педагогическом процессе приёмы используются комплексно. Ведущими приёмами технологии являются образец, объяснение, указание, сравнение, упражнение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребёнка на правильной форме слова или конструкции предложения. Используются и такие приёмы, как создание образовательных ситуаций, подсказка нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и другие. Можно пользоваться разными приёмами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возраста и индивидуальных особенностей. Ведущими методами и приёмами технологии являются игровые, которые отвечают возрастным особенностям детей (игра является ведущим видом деятельности дошкольника) и поэтому занимают важное место на занятиях по развитию речи в детском саду. Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Педагогом могут использоваться: игры- путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игровые мини-этюды, этюды на развитие воображений и другие.
Во всех методах речевого развития детей (беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию и др.) используются вопросы: репродуктивные (констатирующие) и продуктивные (наводящие и подсказывающие). Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Оценивая речь нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребёнка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочёты исправляются с помощью образца и других методических приёмов. Оценка детской речи должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий.
Методы и приемы обучения грамматически правильной речи
По формированию морфологической стороны речи:
Прием отраженной речи – можно применять, проводя упражнения на составление предложений с трудными словами (предложить формулировку вопроса, с которым нужно обратиться к персонажу игры: «Спроси у Наташи: тебе жарко в пальто? Спроси у Сережи: у твоего пальто есть карман? Спроси у Насти: у тебя два пальто – летнее и зимнее?» И т.д.). Этому помогают картинки, предметы.
Рассматривание картинок, на которых изображены различные предметы – способствует закреплению правильных форм существительных среднего рода. (Родовую принадлежность существительного ярче выявляет согласованное с ним прилагательное, поэтому можно предложить в качестве образца предложения из двух слов: «Красный помидор, голубая шапка, голубое ведро»).
Игровые упражнения с куклами – можно проводить для закрепления формы множественного числа глагола хотеть (используя образец вопроса педагога, ребенок обращается к гостям – куклам: «Оля и Наташа, вы хотите раздеться? Вы хотите сесть на стулья? Вы хотите послушать наши стихи?»)
Дидактические игры (научить детей употреблять правильные грамматические формы слова):
сюжетно – дидактические, с участием ведущего игрового персонажа - на закрепление глагольных форм (например «Мишка, сделай!»);
«Чего (кого) не стало?», «Чего нет у куклы?» (предметы или картинки) - на употребление существительных в родительном падеже множественного и единственного числа (например: матрешки, флажки, грибки, пирамидки, апельсины, яблоки, помидоры, груши).
На совершенствование синтаксической стороны речи:
Использование игровых сюжетов – помогает детям заканчивать предложение, начатое взрослым: детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены, составляя предложения по картине.
На словообразование:
Образование глаголов:
на основе звукоподражания: мышонок пи-пи – пищит; поросенок хрю-хрю – хрюкает; котенок мяу-мяу – мяукает; «Как кричит петушок? – Кукареку. – Что он делает? – Кукарекает»;
при помощи префикса (приставки) – можно использовать серию картинок, рассматривание которых сопровождается проговариванием глаголов: «Обезьянка лезла на дерево. Теперь она залезла на дерево и сорвала банан. А теперь она слезла с дерева и захотела угостить бананом свою подружку – мышку. Мышка вылезла из норки и съела угощение». «Что на этой картинке делает обезьянка? – Лезет на дерево. – А на этой картинке что она сделала? – Залезла и сорвала банан» и т.д.
при помощи суффикса – можно показать на материале названий игры на музыкальных инструментах (на барабане – барабанят, на дудочке дудят, на трубе трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?»
Образование существительных – можно использовать вопросы. «Почему цветок называется подснежник? Под чем он растет? – Под снегом». «Почему гриб называется подберезовик? – Он растет под березой». «Детей учит учитель. А дома строит кто ? – Строитель».
Организованные занятия – основная организованная форма обучения, призванная решить поставленные дидактические задачи через определённое содержание и комплекс методов и приёмов. Продолжительность занятий по развитию речи в младшей группе 15 минут. Ведущая роль на занятии принадлежит педагогу, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребёнка. Формы организации обучения по количественному составу могут быть: фронтальные; подгрупповые; индивидуальные.
Я посчитала целесообразным объединение нескольких занятий общей темой. Это помогло детям системно, упорядоченно и углублённо осваивать одну тему на протяжении некоторого периода времени.
Занятие №1
Тема: Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задачи:
1.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
2. Развивать фонематический слух, развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к словотворчеству, бережное отношение к игрушкам.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Оборудование и материалы: 2 куклы разного размера, предметы разного размера, листы бумаги с нарисованной большой и маленькой тучей по количеству детей, карандаши.
Занятие №2
Тема: Существительные единственного и множественного числа в именительном падеже.
Задачи:
1.Учить детей образовывать существительные множественного числа в именительном падеже; закреплять знания по теме «Фрукты».
2.Развивать память, внимании.
3.Воспитывать интерес к работе со словом.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Оборудование и материалы: муляжи, картинки фруктов, мяч, схемы: один - , много -
Занятие №3
Тема: Существительные единственного числа в винительном падеже.
Задачи:
1.Учить детей различать вопросы Кто? Что? Кого? В зависимости от того, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым, изменять начальную форму существительного, ставя его в винительный падеж единственного числа; закрепить представления о признаках поздней осени.
2.Развивать внимание, логическое мышление.
3.Воспитывать интерес к речевой деятельности.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Оборудование и материалы: фланелеграф с картинками, иллюстрирующими признаки осени, схемы, картинки к игре «Четвёртый лишний», картинки с изображением живых и неживых предметов.
Занятие №4
Тема: Глаголы повелительного наклонения.
Задачи:
1.Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения второго лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения третьего лица единственного числа; уточнить словарь по теме «Игрушки».
2.Развивать фонематический слух, развивать мелкую моторику рук.
3.Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Оборудование и материалы: мяч, картинки, кукла.
Занятие №5
Тема: Предлоги ЗА – ПО
Задачи:
1.Способствовать формированию обобщенного представления «Домашние животные»; учить детей определять пространственное расположение предлогов ЗА – ПО, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях.
2.Развивать логическое мышление, память, развивать мелкую моторику рук.
3.Воспитывать заботливое отношение к животным
Оборудование и материалы: прищепки по количеству детей, картина «Домашние животные»; картинки домашних животных, игрушка-кошка.
Система работы предполагала использование словесных дидактических игр по всем разделам грамматики:
Морфология
Изменение слов по падежам, согласование существительных в роде и числе | Игры и упражнения (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши) |
Формы родительного падежа единственного и множественного числа | Игры с предметами «Чего не стало?» (не стало утят, игрушек), «Чего нет у куклы?» (нет тапочек, платья, рубашки) |
Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около) | Игра «В прятки» (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати) |
Форма повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа; спрягать глагол по лицам и числам | Игры «Летает – не летает», «Кто что делает» (беги, лови, потанцуйте); (бегу, бежишь, бежит, бежим) |
Словообразование
Разные суффиксы | Заяц – зайчонок – зайчата; сахар – сахарница; хлеб – хлебница |
Приставки | Вошёл – вышел; пришёл – ушёл |
Суффиксально-префиксальный способ | Игры: «Сова», «Молчанка» (выйди – войди – отойди; залезь – вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть) |
Образование глаголов: На материале подражания С помощью суффиксов Закрепляются | Воробей чик – чирик – чирикает Что будет делать зайчик, если возьмёт в руки барабан? Дудочку? Трубу? Игры «Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете?», «Что делает строитель?», «Что? Где? Когда?» (Что вы делаете в группе, зале, дома? Где вы играете, спите, умываетесь? Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?) |
Синтаксис
Простые и сложные предложения | Игровые сюжеты «Что умеет делать Гена?» (Гена умеет…пол (подметать), посуду (мыть, вытирать). Картинки (действия персонажей, видимые и воображаемые) |
В программе «Детство» даны рекомендации по созданию речевой предметно-развивающей среды, позволяющей создать педагогические, социально – эмоциональные и интеллектуальные условия речевого развития ребёнка младшего дошкольного возраста. Я постаралась грамотно выстроить и обогатить разнообразными материалами и атрибутами речевую среду, позволяющую вести систематическую, целенаправленную речевую работу. Основными дидактическими материалами для развития речевого творчества детей были атрибуты для игр – драматизаций, театральных игр и модели (моделирование эпизодов сказки помогает детям легче усвоить её образное содержание). Все материалы и игры были расположены в зоне художественно-речевого творчества. Для развития умения согласовывать слова в роде, числе, падеже и времени использовались игры с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?»), игра «В прятки» (игрушки прячутся в разных местах) и другие.
Серии картинок применялись для обучения детей составлению коротких рассказов сначала вместе с взрослым, а затем самостоятельно.
В художественно – речевой зоне был оформлен книжный уголок, сыгравший существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе. При ознакомлении детей с художественной литературой, я уделяла особое внимание формированию грамматически правильной речи, следила, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Книжный уголок был представлен в виде литературной гостиной, в которую входят сказки, рассказы, стихи, загадки. Я выставляла 4-5 знакомых книг (предпочтение отдавалось книжкам-картинкам) с крупными иллюстрациями. Литературная гостиная имела удобное расположение - спокойное место, удалённое от дверей во избежание хождения и шума; мягкое кресло и диванчик. Было обеспечено хорошее освещение в дневное и вечернее время, близость к источнику света, чтобы сберечь зрение детей. Учитывалась также эстетичность оформления. Гостиная была уютной и никогда не пустовала. Украшением были портреты, каких – либо писателей, предметы декоративно-прикладного искусства. Я знакомила младших дошкольников с названием уголка, правилами общения с книгой, воспитывала интерес к книгам и бережное отношение к ним.
Кроме педагогических и физических условий в ДОУ были созданы и психологические условия. Психологические условия предполагали формирование у ребёнка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний. Социально-эмоциональные условия предполагали поддержку творческих проявлений, отсутствие отрицательной оценки взрослых.
В процессе работы я учитывала, что основы развития связной, грамматически правильной речи, особенности словообразования и словоизменения ребёнок практически усваивает в процессе речевого общения путём подражания и под влиянием родителей и воспитателей. Родители являются равноправными участниками педагогического процесса. Включённость родителей в работу по развитию речи оказала положительное воздействие на речевое развитие ребёнка. Дети сначала осваивали структуру простого предложения, а затем переходили к построению сложных предложений, сначала бессоюзных, затем с союзами и союзными словами. Постепенно дети стали использовать системы окончаний рода, числа, падежа, времени; использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, а также увеличительности (-чик, -щик, -енок, -онок, -ище). Дети научились вслушиваться в звучание слов, слышать части слова (окончание, суффикс, приставку), ориентироваться на них в понимании речи, пользоваться ими в словообразовании, а также для выражения разнообразных отношений. К концу учебного года почти все дети освоили систему окончаний существительных, прилагательных и глаголов, стали понимать и использовать в речи все грамматические средства.
Литература:
Алексеева М.М., Яшин В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» (2000 г.)
Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» (Издательство «Акцидент», 1999 г.)
Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды» (Издательство «АЙРИС-пресс», 2007 г.)
Сластья Л.Н. «Формирование связной речи: планирование, конспекты занятий, лексический материал» (Издательство «Учитель», 2010 г.)
Соловьёва О.И. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» (Издательство «Просвещение», 1966 г.)
Сохина Ф.А.«Развитие речи детей дошкольного возраста»(Издательство«Просвещение»,1976 г.)
Бородич А.М. «Методика развития речи детей» (Издательство «Просвещение», 1981 г.)
Ушакова О.С. «Теория и практика развития речи дошкольника» (ООО «ТЦ Сфера» 2008)
Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников» (ООО «ТЦ Сфера», 2009 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.
Статья посвящена развитию речи детей младшего дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности....
Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте
Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...
ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....