Педагогический проект
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат. Главная задача педагога заинтересовать детей в правильном отношении к окружающим природным явлениям. Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты и т. д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.proekt_2015.ispravlennyy.doc | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Ласточка» городского округа г. Бор Нижегородской области
Педагогический проект
«Зима в гостях у деток»
Автор-составитель:
Козлова М. В.
2015 год
Педагогический проект
«Зима в гостях у деток»
Паспорт проекта
Вид проекта: | Познавательно - исследовательский, групповой. |
Продолжительность проекта: | Краткосрочный (с 26. 01. по 16. 02. 2015 г.). |
Участники: | Дети второй младшей группы «Птенчики», воспитатели, родители воспитанников. |
Охватываемые образовательные области (ОО): | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие. |
Опытно-игровая среда: | Стол, на котором выставлены макеты зимнего леса и диких животных в зимнем лесу. |
Оборудование, средства и материалы: | - макет зимнего леса, макет зимнего леса с дикими животными, иллюстрации с изображением диких животных и зимнего леса, детские рисунки, разрезные картинки по теме. - компьютер, магнитофон, проектор. |
Предварительная работа: | Наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы. |
Разработка проекта: | - Донести до участников проекта важность данной темы. |
Предполагаемые итоги реализации проекта: | Для детей: - Умение называть зимние природные явления. - Развлечение «Масленница». - НОД с элементами экспериментирования «Снеговик в гостях у ребят». Для родителей: - Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей четвёртого года жизни. - Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы зоны по развитию речи детей второй младшей группы. |
Продукт проекта: | - Картотека пальчиковых игр. - Картотека дыхательной гимнастики. - Картотека консультаций для родителей. - Выставка работ «Кружатся снежинки». - Пополнение зоны по развитию речи и сенсомоторному развитию: дидактическими играми и пособиями, способствующими развитию мелкой моторики рук |
Актуальность
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат. Главная задача педагога заинтересовать детей в правильном отношении к окружающим природным явлениям. Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты и т. д.).
Цель проекта
Формировать у воспитанников представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках через разные виды деятельности.
Задачи:
1. Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); особенности жизни диких животных в зимний период; зимних забавах;
2. Знакомство со свойствами снега;
3. Формировать у воспитанников умение называть зимние природные явления.
4. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
5. Познакомить детей с народными традициями, обычаями , связанными с народными зимними праздниками; обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
6. Способствовать развитию речи как средства общения.
7. Обучение детей сенсомоторным играм.
8. Развитие логического мышления;
9. Развивать у детей элементарные экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки;
10. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
11. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
12. Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Этапы работы над проектом:
1 этап:
Информационно-подготовительный
Совместная деятельность | Срок |
Формулируется проблема, цель и задачи проекта. Подбор и изучение методической литературы. Предварительная работа с детьми по теме. Ознакомление родителей воспитанников с проектом. Создание предметно-развивающей среды в рамках проекта. | 26.01.15 – 2.02.15 |
2 этап:
Организационно-практический
Совместная деятельность | Срок |
Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта. Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности детей в ходе реализации проекта. Оформление дидактического материала. Просмотр видео, фотоматериалов. Чтение произведений по теме и заучивание стихотворений. Создание альбома «Зимушка-зима». Путешествие по иллюстрациям, рассказы воспитателя. Знакомство с видами диких животных. Рисование и аппликация на темы: «Снеговик», «Зайчик». «Падает снег», «Кружатся снежинки». «Вьюга-завируха», «На деревья, на лужок тихо падает снежок». Консультации для родителей: «Игры с детьми зимой дома и на улице», «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми», «Одежда для прогулок зимой». | 2.02.15 – 16.02.15 |
3 этап:
Итоговый
Совместная деятельность | Срок |
Подведение итогов. Оформление проектной папки. Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки. Оценка этапов реализации проекта детьми. Презентация проекта. | 9.02.16 – 16.02.15 |
План реализации проекта
1 этап – информационно-подготовительный
Образовательная область | Содержание деятельности с детьми |
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие | - Наблюдения за природными явлениями; - Чтение художественной литературы: О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка», - Труд на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину. подмести дорожки и т.п.). - Рассказ воспитателя о зимнем времени года. - Беседа «Дикие животные» - Рассматривание иллюстративного материала в альбоме «Зимушка-зима» |
2 этап – организационно-практический
Образовательная область | Содержание деятельности с детьми | |
Социально-коммуникативное развитие | Социализация и коммуникация | - Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Деревья наших лесов», «Кто, где живет?», «Собери снеговика», «Что звучит?», «Чудесный мешочек». - Настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки». - Складывание животных из разрезных картинок, - Счет фигурок животных от 1 до 5-10 (сочетание числительного с существительным). |
Безопасность | - Беседа на тему: «Катание с горки»,«Опасные сосульки»; - Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда), нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т.к. может заболеть горло) | |
Познавательное развитие | Прогулки | - Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за деревьями. - Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель). - Зимнее забавное развлечение «Найди свой след». - «Зимние забавы»: Игра в снежки. Катание с горки на «ледянках». Катание на санках. |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | - Опыты со снегом: - НОД «Дикие животные в зимнем лесу» - НОД «Снеговик и ёлочка» - Рассматривание макета «Зимняя улица», «Зимний лес» - Рассматривание фигурок животных, тематических альбомов о животных, книг. | |
Речевое развитие | Речевое развитие | - Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). - Составление описательных рассказов по картинам. - Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. - Подбор слов на заданный звук. |
Художественно- эстетическая деятельность | Знакомство с искусством | - Русская народная игра «Зимний хоровод»; - Драматизация сказки: «Заячья избушка»; - Народная подвижная игра. «Карусель» - Игра инсценировка по потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели». - Праздник «Масленица». |
Музыкальная деятельность | - Заучивание и исполнение песенок на сл. М. Александровой, муз. Н. Бахутовой «Елочка». - Слушание: муз. П. Чайковского «Зима», «Зимнее утро»; «Куры и петухи» (из карнавала животных К. Сен-Санса); - Музыкально – ритмические движения под муз. М. Старокадомского «Зимняя пляска» | |
Чтение художественной литературы | О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка», - Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице . - А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; - Сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк». | |
Лепка Аппликация Рисование | «Снеговик», «Зайчик». «Падает снег», «Кружатся снежинки». «Вьюга-завируха», «На деревья, на лужок тихо падает снежок». | |
Физическое развитие | - Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках», «Заморожу!», «Снег кружится», «1,2,3 – снежинки, лети», «Зайка серенький сидит». - Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». | |
Развивающая среда | - Сюжетные картины на зимнюю тематику. - Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные». - Книжки – раскраски «Дикие животные», «Времена года»; - Фотоальбом на тему «Зимушка-зима». - Пособия для дыхательной гимнастики. - Картотека «Дыхательная гимнастика» - Картотека «Пальчиковые игры» | |
3 этап- итоговый
Образовательная область | Содержание деятельности с детьми |
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие | Подведение итогов. Оформляется проектная папка. Педагог представляет свой проект в виде презентации, а дети, вместе с воспитателем подводят итоги проекта в НОД (экспериментирование) на тему: «Снеговик и ёлочка» Организация взаимодействия с родителями. Выставка детских рисунков на тему «Зимушка - зима». Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза». Привлечение помощи родителей к постройке горки для катания на ледянках, построек из снега. Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики. |
Итог.
В результате реализации проекта: Дети получили общие представления о зимних явлениях в природе. Путем экспериментирования узнали о свойствах воды и снега; с помощью разнообразных видов деятельности дети узнали о зимних забавах и праздниках, особенностях живой и неживой природы в зимний период.
Большое внимание уделено организации предметно-развивающей среды. Созданы материалы для проведения дидактических игр, НОД, бесед по теме «Зима».
В группе оформлена пространственная среда таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГОС); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
В результате реализации целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно.
В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.
В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаем детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция. Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение.
Список литературы:
1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- Москва: Творческий центр, 2004 год.-122с.
2. Ковригина Т.В. Комплексные занятия в детском саду.- Волгоград : Учитель , 2010 год. -234с.
3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.- Москва : Учебная литература , 2004год.- 123с.
4. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- Самара: Учебная литература , 2004 год – 396 с.
5. Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160 с.
6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008- 48 с.
7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008- 48 с.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском сад. – М.: Просвещение, 1985.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
10. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
12. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Сфера, 2007.
13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. - М.: Вентана-Граф, 2008.
14.Доронова Т. Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Младшая разновозрастная группа. – М.: Просвещение, 1992.
15.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2005.
Приложение 1.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы с элементами экспериментирования
«Снеговик в гостях у детей»
Группа 2 младшая.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей со свойствами снега: в тепле снег тает, превращается в воду; снег становится липким и из него можно лепить.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения.
Материал.
Снеговик из ваты, таз со снегом, снежки из бумаги на каждого ребёнка, подставка под снеговика.
Предварительная работа.
Наблюдения за снегом во время прогулки, игры со снежками, сгребание снега лопатками, собирание снега в горку.
Ход занятия:
I. Беседа с детьми о времени года.
- Какое сейчас время года? (Зима)
II. Протаптываем дорожку в снегу под музыку В. Агафонникова «Большие и маленькие ноги».
- Большие ноги шли по дороге,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
III. Пришли на импровизированный участок.
1. В группе стоят: искусственная ёлка, снеговик из ваты, около ёлки таз со снегом.
2. Наблюдение за снегом:
- Какой снег? (Белый.)
- А теперь потрогаем снег руками. Какой снег? (Холодный.)
- Ребятки, а ещё снег липкий, из него можно лепить. (Слепить снежок, показать детям.)
- Какой снег? (Липкий.)
3. Лепка снеговика воспитателем. Дети наблюдают. Воспитатель объясняет:
- Леплю снежок, положу его на поднос; леплю ещё снежок, положу его на снежок; леплю маленький снежок, положу на снежок. Получился снеговик.
- Что я, ребятки, слепила? (Снеговика.)
Поставим снеговика на стол.
4. Самостоятельная лепка снеговика детьми.
Дети ставят своего снеговика на поднос. Смотрим, что у нас получилось.
- Что вы слепили? (Снеговика.)
IV. Гимнастика для рук.
1. Дети выполняют движения согласно тексту.
- Раз, два, три, четыре –
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, твёрдый, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним
И сломаем.
2. Игры со снежками.
3. Пляска под музыку М. Старокаданского «Зимняя пляска». Дети выполняют действия согласно тексту «Ручки с вами мы погреем…»
V. Заключительная часть.
- Вот какие мы молодцы, каких снеговиков слепили, давайте их проводим на улицу, чтобы они в группе не растаяли.
Приложение 2.
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные ».
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей умение называть взрослых животных ;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию;
- уточнить характерные признаки внешнего вида диких животных.
Развивающие:
- развивать движения, воображение, речевое общение со взрослыми и друг с другом;
- развивать умение детей передавать простейшие образные действия персонажей;
- расширять активный словарный запас детей, совершенствовать грамматическую структуру их речи;
- развивать координацию движений, чувство ритма, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к животному миру, к окружающей жизни, любознательность;
- воспитывать положительное отношение к подвижным играм и физическим упражнениям.
Предварительная работа воспитателя:
изготовление декорации зимнего лиса, макеты деревьев, ёлочек;
подготовка оборудования;
заучивание стихотворений, физкультминуток;
изучение методической литературы: «Стихи и рассказы о животном мире» Громова О.Е., «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Картушина М. Ю., «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Савина Л.П.
Предварительная работа с детьми:
Рассматривание с детьми картинок с изображением диких животных (зайца, лисы, медведя, волка).
Беседа о характерных признаках внешнего вида диких животных.
С малоактивными, застенчивыми детьми работа на развитие координации движений, чувство ритма, мелкой моторики рук, по ориентированию в пространстве, выполнение движений соответствующие тексту (собираться в кружок, кружиться).
С активными детьми проведена работа по заучиванию стихотворений.
Демонстрационный материал: декорация зимнего леса, макеты деревьев, ёлочки, игрушки животных и детенышей (зайчик, лиса, медведь, волк), дидактические картинки с изображением взрослых диких животных.
Структура занятия:
Вводная часть.
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
- Вступительная беседа
Основная часть.
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
- беседа с опорой на декорацию зимнего лиса;
- художественное слово (чтение отрывка стихотворения И.Сурикова «Зима» с выполнением движений в соответствии с текстом);
- игра «Зайка серенький сидит» (выполнение движений в соответствии с текстом);
- беседа, чтение стихотворения Л. Парамоновой;
- беседа с детьми;
- физкультминутка с выполнением движений;
- беседа с детьми;
Заключительная часть.
Цель: подвести итог занятия.
- Рассматривание и беседа с опорой на дидактические картинки с изображение взрослых животных.
Ход занятия
Вступительная беседа. Дети стоят вокруг воспитателя.
- Ребята на прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горки на ледянках, наблюдали, как старшие дети катаются на лыжах. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес и посмотреть, какие живут там животные. Лес большой и в нем можно заблудиться, поэтому старайтесь двигаться дружно, не обгонять друг друга. А чтобы, весело было идти, мы будем петь песенку (заходят под музыку А. Дементьев, Семернин «Простая песенка»).
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
- Ну, вот и пришли мы с вами в лес. Посмотрите, пожалуйста, сюда (дети смотрят на декорацию зимнего леса). Какие здесь деревья?
(Большие, маленькие.)
- Скажите, а что на деревьях?
(Снег.)
- Правильно зимой деревья покрыты снегом (индивидуальная и хоровая работа в проговаривании короткого предложения). А кто знает, какой снег зимой?
(Холодный, мокрый, белый.)
- Правильно. А сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы повторяйте за мной движения (детям читается отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима»).
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
- Молодцы! А теперь давайте пойдем дальше. Посмотрим, какие животные живут в лесу (дети идут и видят зайчиху под ёлочкой). Кто же это сидит под ёлочкой?
(Зайчик.)
- Скажите, пожалуйста, какой он (обращается внимание детей на зайчика).
(Пушистый, маленький.)
- Правильно (детям разрешается потрогать, погладить). Уши у зайчика длинные, она очень хорошо слышит. Посмотрите, как я показываю (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем).
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Раз-два, раз-два и ушами шевелит!
(В случае затруднений проводится индивидуальная помощь или попросить показать руками ушки на голове.)
- Ребята, посмотрите, какой у нас грустный зайчонок. Давайте развеселим его, хорошо! Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной. Слушайте внимательно.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так он ушами шевелит (садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони).
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (встают, ритмично хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать (прыгают на месте).
Кто-то зайку напугал
Зайка прыг и убежал (топают ногами).
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой у нас зайчик стал веселый. Скажите, пожалуйста, от кого зайчик убежал?
(От лисички, от волка.)
- Правильно зайчик убежал от лисы. Ребята прежде, чем отправиться дальше, давайте мы поиграем с нашими пальчиками.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
- Посмотрите, а кто там прячется? (детям показывается лиса).
(Лиса.) (Детям разрешается потрогать, погладить.)
- Ребята, лиса живет в норе .
- А кто покажет, как лисичка ходит? (Дети показывают, в случае если не смогут оказать помощь.) Молодцы! Ребята, давайте мы пойдем дальше. Может ещё, кого встретим.
- Ой, посмотрите, это берлога и там кто-то спит. Кто же это? (Дети смотрят на игрушку.)
(Мишка.)
- Правильно. Медведь в берлоге спит. Поэтому громко не кричите, мишку не сердите. А вы знаете, как мишка будет просыпаться? Давайте я вам покажу, а вы повторяйте за мной. Поднимаем вверх сначала левую, потом правую руку и встаем на носочки. (В случае затруднений оказать помощь маленьким и малоактивным детям.)
Молодцы, все умеют потягиваться, как мишка.
- Давайте я вам расскажу про мишку стишок, а вы повторяйте за мной движения.
Как под горкой подставляют ладонь под кулачок.
Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.
И на горке кладут ладонь на кулачок.
Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.
А под снегом подставляют ладонь под кулачок.
Спит медведь кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку.
Тише, тише, подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки.
Не шуметь. грозят указательным пальцем.
(В случае затруднений оказать индивидуальную помощь.)
- Ребята нам пора возвращаться. Понравилось вам наше путешествие в зимний лес? (Послушать высказывания детей.) К сожалению, нам не удалось увидеть всех зверей, живущих в лесу. Скажите, кого мы встретили в лесу? (На мольберте выставляются дидактические картины с изображением взрослых животных: зайчика, лису, медведя, волка. В случае затруднений оказать помощь детям.)
- Правильно, молодцы, ребята.
- Скажите, а это, какие животные?
- (Дикие.)
(В случае если скажут, что домашние, объяснить ошибку.)
- Правильно это дикие животные. Они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Ребята, давайте попрощаемся с дикими животными и скажем «До свидания» (дети уходят под музыку В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать»).
Приложение 3.
Конспект занятия по рисованию
Тема: «На деревья, на лужок тихо падает снежок»
Цели:
- познакомить с нетрадиционной техникой рисования (комочком бумаги);
- закрепить знание белого цвета;
- развивать речь, мелкую моторику;
- воспитывать интерес к образу зимы, желание рисовать.
Оборудование: тонированные альбомные листы с нарисованными на них деревьями и кустарниками; гуашь белого цвета, салфетки, кусочки бумаги, картина "Зима в лесу".
Ход занятия:
- Ребята, послушайте, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чём оно.
На деревья на лужок
Тихо падает снежок
Улеглись снежинки
Белые пушинки.
- О чём говорится в этом стихотворение?
- А расскажите мне какой он снег?
- Можно принести снег домой? Почему? Что произойдёт со снегом?
- В какое время года можно увидеть много, много снега?
Давайте посмотрим на картину, что на ней изображено.Что вы видите?
- Где мы видим снег на картине?
- А кто знает, как падает снег? Давайте покажем. (Дети вместе с воспитателем показывают как падает снег сверху вниз.)
- Ребята, а вы хотели бы оказаться прямо сейчас на снежной полянке?
Я вам предлагаю самим нарисовать такую полянку. Согласны? Тогда проходите все за столы и садитесь на свои места.
- Что нам нужно для того чтобы нарисовать снежную полянку?
- Почему мы будем рисовать краской белого цвета?
- А чем же мы будем рисовать?
- Я вас сейчас превращу в волшебников. Закрывайте все глазки.
Раз, два, три в волшебников превратись.
Вот вы теперь волшебники, а у волшебников всё должно быть волшебным даже пальчики. Давайте мы сейчас с вами поиграем нашими пальчиками, и они тоже станут волшебными.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, плотный, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз - подбросим, два- поймаем
Три подкинем и сломаем.
Ваши пальчики готовы творить чудеса. Посмотрите у вас на столе лежат кусочки бумаги, возьмите каждый по одной бумажке. А теперь пальчиками сделайте из этой бумажки комочек. Посмотрите, какой комочек получился у меня. А теперь вы покажите мне свои комочки. Замечательно. Вот этими комочкам мы и будем рисовать снег. Опускаем комочек в белую краску и делаем отпечаток на своём листе. Но у нас снегу должно быть много поэтому и отпечатков мы делаем много. Вспомните, как летит снег? Куда он ложится?
(Дети самостоятельно рисуют, воспитатель хвалит детей.)
- Вам понравилось занятие? Что мы с вами делали?
- Мне тоже очень понравилось, как вы занимались
Приложение 4. Конспект НОД по ознакомлению с миром природы с элементами экспериментирования Задачи: Образовательные: - Расширять представления детей о деревьях, познакомить с елкой; - Показать свойства снега; Развивающие: - Развивать внимание, моторику рук; Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к природе. Материал: Игрушка снеговик, искусственная елка, тарелка со снегом, наборы «Собери снеговика» на каждого ребёнка. Интеграция: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье. Ход занятия: Вносится игрушка Снеговик. Восп.: "К нам в гости пришел Снеговик. Он пришёл со своей подружкой ёлочкой. Снег.: Здравствуйте, ребята! Я принес подарочек – настоящий снег.(Перед детьми ставится чашка с растаявшим снегом). Ой, где же он?Здесь одна только вода! Восп.: Не расстраивайся, снеговик, ты ни в чём не виноват. Ребята, куда снег пропал, как вы думаете? Принесём снег в группу и посмотрим, что с ним произойдёт. Помощник воспитателя приносит снег. Восп.: (Дети трогают снег в тарелке) Какой снег? (белый, пушистый, холодный). Я вам каждому в ладошку положу немножко снега (кладет). Что случилось со снегом? (Снега в ладошке нет, там водичка. Снег растаял) Правильно, в тепле снег превращается в водичку, он тает. Физкультминутка. Восп.: Кто, скажите, сможет, дети, Повторить движенья эти? Руки вверх я подниму. Это тоже я могу. Вправо-влево разведу Это тоже я могу. И, как птица полечу. Это тоже я могу. Головою поверчу. Это тоже я могу. А потом присяду, встану. Это тоже я могу. Восп.: "А что нам еще Снеговичок принес? (Ёлочку) Какая ёлочка? (Зеленая, пушистая) Потрогайте иголочки у ёлочки. (Трогают) Какая елочка? (Колючая). Что есть у ёлочки? ( Ствол, ветки, иголочки.) Про елочку есть загадка: Зимой и летом одним цветом. Какого цвета иголочки у елочки зимой и летом? (Зеленого) Восп.: Ребята, а чтобы снеговичку и ёлочке никогда было не скучно, давайте сделаем им из бумаги друзей – снеговичков. Дети складывают из бумаги снеговичков. Восп.: Ребята! У нас в группе тепло. Снеговичок боится, что растает, поэтому он говорит нам: "До свидания" и уходит на улицу. Дети, давайте вспомним, что мы узнали про снег. ( Снег белый, пушистый, холодный, в тепле тает, превращается в воду). А что мы узнали про елочку? ( Елочка зеленая, пушистая, колючая.У нее есть ствол, ветки, иголочки. Иголочки не опадают). Восп.: "Молодцы! Наше занятие закончено.» |
Приложение 5.
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители!
Тема недели: «Дикие животные зимой».
Рекомендуем поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия зимой. Вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище.
Побеседовать с ребенком о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.
Задание 2. Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их. Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.
Кто где живет
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая — в норе,
Жучка — в теплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Белочка - хозяйка.
Ветер гонит по земле мёрзлых листьев стайку
Приготовилась к зиме белочка-хозяйка.
В срок она ушанку сшила, серым мехом опушила.
Примеряла боты собственной работы.
Заготовленные впрок шишки спрятала в мешок
И колоть без спешки принялась орешки.
Славно в белкином жилище — в нем порядок, тишина.
Пусть холодный ветер свищет, белке вьюга не страшна.
Прочитать ребенку рассказы о животных, обсудить их, попросить ребенка пересказать их (по выбору):
Лиса
Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
Белка
Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.
Волк
Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку; Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут... Где сторожа нет, да запоры плохи — несдобровать овце.
Медведь
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
Приложение 6.
Консультация для родителей на тему:
«Игры с детьми зимой дома и на улице».
Все родители задумываются над тем, в какие игры можно поиграть с ребенком на свежем воздухе. Обычная зимняя прогулка с ребенком может превратиться, как по волшебству в увлекательный досуг, ведь снег дарит родителям и детям уникальную возможность во всю насладится всеми прелестями и радостями зимних забав. Помимо традиционных зимних развлечений существует масса увлекательных и интересных игр для детей различной возрастной группы, которые позволяют ребенку творчески развиваться и активно двигаться.
Дети очень любят снег и игры зимой на улице. А вот если нет на улице снега, то выбрав похожие игры, можно поиграть в них и дома.
Лепим снеговика
Лепка снеговика, хорошо развивает моторику, также и фантазию ребенка. Если же снега нет, можно предложить ребенку сделать мини-снеговика из пластилина, либо из теста (мука, соль, вода). Ее плюс в том, что она не растает и будет радовать ребенка всю зиму.
Катаемся на санках
Когда ребенок катается на санках, у него развивается равновесие, он учится принимать самостоятельно решения. Для начала нужно найти не опасные склоны, и, до тех пор пока малыш не почувствует себя уверенным, можете ездить вместе с ним. Также если нет снега, есть выход, возьмите одеяло и катайте ребенка на одеяле на скользком полу, как бы на “санках”.
Угадывайте следы
На прогулке зимой начните искать вместе с ребенком следы, пусть он их угадывает. Склоняйте малыша выдумывать о них – это пополнит его языковые навыки. Находясь дома, можно воплотить следы на бумаге с помощью красок или печати из картофеля.
Играйте в снежки
Хорошее упражнение – это снежки. Оно вырабатывает рефлекс, который помогает уклониться от противника, отлично улучшает координацию движения. Также сели нет снега, попробуйте поиграть и дома. За место снежков можно использовать мятую бумагу, комочки из ваты или свернутые в клубки носки.
Рисование на снегу палочкой
Если вы любите летом рисовать палочкой на сыром песке, то зимой вы можете попробовать рисовать ей на снегу.
Поиск клада
Эта увлекательная игра требует небольшой подготовительной работы. Вам надо будет заранее купить в ближайшем магазине "клад". Это может быть угощение (маленькая шоколадка, конфетка), игрушка или сувенир.
«Сокровище» нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать под снегом в определенном месте.
Лучше всего прятать клад в лесу или во дворе собственного (частного) дома (дачи).
По заданию ребенок должен найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три направо.
С кочки на кочку
Игра заключается в следующем — начертите на снегу круги диаметром 30–40 сантиметров. Расстояние между кругами — 40–50 сантиметров. Малыш выступает в роли лягушонка. Ему надо прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок.
Ледяные дорожки
Эта детская зимняя игра с участием родителей поможет ребенку научиться удерживать равновесие на льду.
Ребенок идет по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду, стараясь не упасть.
Варежка-подружка
Если некому составить компанию ребенку для прогулки по снегу, сделайте ему варежку-подружку. На варежку, у которой потеряна пара, пришейте пуговицы вместо глаз, при помощи ниток сделайте рот или нарисуйте лицо. Пусть малыш научит варежку, как надо играть в зимние игры на улице.
Барьеры
Лопатой соберите снег и превратите его в барьеры различной величины. Малыши быстро перебираются через все барьеры, не задев их.
Рисуем зерном
Есть еще один способ рисовать на снегу, который понравится не только детям, но и птицам - рисунки зерном и семечками. Наберите всякой крупы, мелкой и большой, темной и светлой. Можно крупу также рассыпать в пластиковые бутылки и сделать сбоку дырочки, откуда она будет струйкой высыпаться. Если сделать рисунок перед окном, можно будет потом наблюдать из дома за пернатыми поклонники вашего творчества.
Таким образом, игровые упражнения, игры на свежем воздухе не только приносят детям радость, но и полезны для здоровья. К тому же такого рода прогулки, совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания, всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.
Приложение 7.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми».
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Главная задача каждой семьи – вырастить здорового, закалённого, жизнерадостного, сильного и ловкого ребёнка. Для этого необходимо воспитывать у малыша потребность ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, регулярно заниматься физической культурой: играть в подвижные игры в помещении и на прогулке, бегать, прыгать, играть с мячом, кататься на санках, лыжах и т.д. Движения составляют основу любой детской деятельности, особенно игровой. Ограничение двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма, негативно сказывается на его физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Во время проведения подвижных игр на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Физические упражнения на свежем воздухе оказывают закаливающее действие на детский организм, что повышает его устойчивость к простудным респираторным заболеваниям, увеличивают двигательную активность детей, способствуют более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.
Особенную ценность имеют игры, в которые дети играют вместе с родителями. Личный пример взрослого повышает интерес детей к двигательной деятельности, благотворно влияет на воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Важно интенсивные подвижные и спортивные игры с бегом, прыжками чередовать с более спокойными, чтобы предупредить у ребёнка переутомление от активных занятий физической культурой.
Удивляйте и радуйте своих детей. Активно участвуйте в детских забавах, это поможет сблизить всех членов семьи и наладить взаимопонимание.
«Ваня в валенках гулял»
На игровой площадке на снегу «цветной водой» обозначаются напротив друг друга две линии, расстояние между которыми 2.5 – 3 м. Ребёнок встаёт за первой линией, напротив него, за второй линией, становится мама. Она исполняет роль» ловишки». Ребёнок прыжками на двух ногах приближается к «ловишке», мама при этом произносит: «Ваня в валенках гулял, прыгал, бегал и скакал. Ваня с горочки скатился, валенок с ноги свалился. Ваня крикнул: «Эй. Постой! В чём теперь пойду домой»? После слов ребёнок разворачивается и убегает от мамы – «ловишки» в свой домик за первую черту. Мама догоняет ребёнка.
«Снежные шары»
Перед началом игры мама, папа и ребёнок скатывают из снега 2 – 3 больших шара . Они ставятся на площадке на расстоянии 30 – 50 см друг от друга по одной линии. Затем игроки лепят 6 – 10 снежков и кладут их на расстоянии1 -2 м от снежных шаров. Мама говорит: «Будем мы бросать снежки в эти снежные шары. Раз, два, не зевай, в снежный шар попадай.» Все начинают бросать снежки в снежные шары.
«За снежинкой»
На площадке «цветной водой» очерчивается круг диаметром 50 – 80 см. Ребёнок становится в круг, мама встаёт рядом с кругом. Она исполняет роль снежинки. Мама дотрагивается до ребёнка и произносит: «За мной!» После этого она идёт по площадке в умеренном темпе, выполняя различные движения (идёт на носочках, ставит руки в стороны, поднимает руки вверх и т.д.), меняя направление движения. Ребёнок идёт за ней, выполняя такие же движения. Примерно через полминуты мама произносит: «В кружок!» Ребёнок и «снежинка» устремляются к кругу, стараясь занять его первым.
«Санные горки»
«Цветной водой» напротив друг друга на расстоянии 4 – 6 м обозначаются две линии длинной 2,5 – 3 м. За первую линию становятся родители и ребёнок на небольшом расстоянии друг от друга, рядом с каждым из них санки. Мама говорит: «Ты за саночки берись и беги скорее, быстро саночки вези, будет веселее!» Играющие становятся за санками, берутся за их задний край и начинают толкать санки вперёд. Необходимо двигаться как можно быстрее, стараясь первым достигнуть противоположной линии. Победителем считается игрок, который первым пересёк финишную черту.
«Кто быстрее?»
Перед игрой ребёнок вместе с родителями лепит небольшого снеговика. Напротив снеговика на расстоянии 5 – 6 м «цветной водой» обозначается линия старта длинной 2 м. Играющие встают за линию старта. Мама произносит: « Перед нами снеговик, пусть совсем он не велик. Но он любит пошутить, да детей повеселить. Побежим к нему быстрее, бежать вместе веселее». Играющие бегут наперегонки к снеговику. Побеждает тот игрок, который первым прибежал к снеговику и дотронулся до него.
«Движущаяся мишень»
На игровой площадке на противоположных сторонах на расстоянии 3 м друг от друга «цветной водой» обозначаются две линии длинной 4 – 5 м. за одной из них становится ребёнок и родитель (папа). Они лепят из снега несколько снежков и кладут их на линию рядом с собой. За другую линию становится мама, которая держит в руках верёвку от санок. Она говорит: «На старт внимание, марш!» - и начинает медленно двигаться вдоль линии, везя за собой санки. Ребёнок и папа в это время бросают в неё снежки. (По несколько штук каждой рукой.) По окончанию метания, мама и папа меняются местами, готовятся новые снежки, игра возобновляется. В эту игру также можно играть с одним из родителей.
«Кружева на снегу»
Родители и ребёнок заранее дома изготавливают из «цветной воды» разноцветные льдинки, замораживая их в морозильнике. На утоптанной снеговой площадке игроки «цветной водой» рисуют разнообразные кружева, украшая их, как мозаикой, разноцветными льдинками. После окончания игры родители и ребёнок определяют, у кого на кружеве получился более интересный и красивый узор.
Приложение 8.
Консультация для родителей на тему: «Одежда для прогулок зимой».
Правильно одеть ребёнка – значит в большей степени обезопасить его от простудных заболеваний, дать возможность свободно двигаться и комфортно себя чувствовать.
Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, защищает от излишней потери тепла. Сама одежда не греет, но между ней и телом, а так же в порах ткани находится воздух, являющийся плохим проводником тепла. Теплосохраняющие свойства одежды зависят от её покроя, количества слоёв и от качества ткани, из которой она сшита.ткань сохраняет тепло тем лучше, чем больше воздуха заключено в ней. Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани: шерсть, вельвет, трикотаж, флис, синтепон. Достоинством всех этих тканей является ещё и то, что все они обладают хорошей воздухопроницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося между одеждой и телом. Из этих тканей шьют одежду, предназначенную для холодного времени года.
Одежда должна соответствовать возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребёнка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, высокие, тесные воротники. Надо следить, чтобы резинка трусиков или пояс другой одежды малыша были достаточно свободными и находились точно на талии, то есть между верхней частью бёдер и нижней частью рёбер. Слишком тугая и высоко расположенная резинка или пояс сжимают ребёнку грудную клетку и стесняют ему дыхание.
Верхняя зимняя одежда защищает детей от холода, ветра и влаги, поэтому должна состоять не менее чем из двух слоёв: нижнего – теплозащитного и верхнего – ветрозащитного, предохраняющего от проникновения под одежду наружного воздуха. Конституция зимней одежды должна обеспечивать большую герметичность, исключающую поступление воздуха через застёжки, воротники, рукава.
Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоёв одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать скорость ветра. Замечено, что при одной и той же отрицательной температуре воздуха человек мёрзнет тем сильнее, чем больше скорость ветра.
Большое значение имеет индивидуальные особенности ребёнка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребёнок должен быть одет теплее, чем активный. Одевая ребёнка помните, что дети мёрзнут меньше, чем взрослые, потому что они больше двигаются.
Приложение 9.
Консультация для родителей С пальчиками поиграй, язычок не забывай! |
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук? К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, выполняя простые упражнения, сопровождая стихотворным текстом, и не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой. Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. Вот вся семейка. Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами. Увлекательно проходит игра со спичками: - можно выкладывать узоры по образцу; - по памяти; - придумать самостоятельно из определенного количества спичек. Упражнение «Разноцветные прищепки» Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Ежик вырос в десять раз , Получился дикобраз. Игры с бусинками. Помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». Игра «Мозаика» Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Картины из круп и макарон (гречка, просо, фасоль, рис, горох, семечки). Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. На крупе рисую горы, лес дремучий, а потом нарисую выше тучи, дом, в котором мы живем. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить- получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук. Упражнение «Шнурок» Вот сегодняшний урок у меня в руке шнурок, Змейкой извивается, вперед ползти пытается. Упражнение «Карандаш» Пальчики не отдыхают карандаш перебираю *** Гусеница вверх ползет, вниз ползет Никогда не упадет. Игры - шнуровки Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка. На глазах слезинки -ведь свои ботинки Шнуровать не может маленький Сережа. Ты не плачь Сережа, пальчики шнуровка развивает ловко. Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни.
Приложение 10. Картотека подвижных игр Подвижная игра «Карусель» Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус. Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит: Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите, Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра! Дети останавливаются Подвижная игра «Зайка беленький сидит» Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость. Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст: Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями И ушами шевелит. рук, подняв их к голове, Вот так, вот так имитируя заячьи уши. Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши. Надо лапочки погреть Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих Надо зайке поскакать. ногах на месте. Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать. (Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается, кто испугал зайку Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает игрушку). Дети убегают на свои места. Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики». Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их. Подвижная игра «Снег идёт» Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя. Воспитатель читает стихотворение: Белый снег пушистый в воздухе кружится, И на землю тихо, падает, ложится. Дети бегают по кругу, кружатся. Подвижная игра «Снежинки и ветер» Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании. Воспитатель произносит слова: А сейчас я посмотрю: Кто умеет веселиться, Кто мороза не боится. Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть. Подвижная игра «Зайцы и волк» Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место. Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст: Зайки скачут: скок, скок, скок – На зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идёт ли волк? Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель Подвижная игра «Мороз Красный Нос» Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге. Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова: Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики! Девочки и мальчики! (Дети идут навстречу воспитателю.) - Заморожу! Заморожу! Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются. Подвижная игра «Птички летают» Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу. Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, «летают» (бегают, размахивая руками – «крыльями»), приседают, «клюют» зёрнышки (стучат пальчиками по земле). Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!» - дети бегут на свои места. Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы дети не толкались и могли свободно занять свои места. Нужно показать детям, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать одним словом: «Солнышко!» или «Дождик!» Дети должны знать, по какому сигналу что нужно делать Подвижная игра «У медведя во бору» Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит. После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»
Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост количества образовательны...
Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...