Мастер-класс для родителей по развитию артикуляционной моторики
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Позднякова Екатерина Владимировна

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, их активное участие, уход от практики дистанцироавния родителей, позволяют значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребенка. Между учителем-логопедом и родителями устанавливается система непрерывной эффективной обратной связи, способствующая превращению семьи в активного субъекта коррекционного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике «Сказки о веселом язычке».

ЦЕЛЬ: пропаганда среди родителей и детей с нарушением речи знания об артикуляционной гимнастике как основе правильного звукопроизношения.

ЗАДАЧИ:

- познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи (губ, языка, нижней челюсти);

- показать важность роли артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;

-познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики дома;

-развивать навыки взаимодействия родителей с детьми и учителем-логопедом в совместной деятельности.

Оборудование: зеркала по количеству участников, салфетки, картинки-иллюстрации к упражнениям, игрушки, памятки для родителей, артикуляционная сказка с описанием упражнений.

Участники: воспитанники старшей группы, их родители.

Словарная работа: артикуляция, органы артикуляции, артикуляционные упражнения.

Подготовительная работа: разучивание с детьми комплекса артикуляционных упражнений, разработка памятки для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики».

План-конспект проведения мастер-класса.

  1. Организационный момент.

Знакомство с участниками мастер-класса «Представьте себя» (дети называют свои имена, а затем - имена присутствующих родителей.) Например: - Меня зовут Лиза, а мою мамочку –Оля.(садятся за столы парами).

2) Вступительное слово учителя-логопеда:

 - Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Вот все и познакомились. Сегодня мы узнаем, зачем язычку делать зарядку и проведем совместную артикуляционную гимнастику. Оказывается, звуки речи образуются в результате сложного взаимодействия языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба и щёк – органов артикуляционного аппарата. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специально разработанных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и точности движений органов, участвующих в процессе произнесения звуков речи.

Цель артикуляционной гимнастики – формировать полноценные движения органов артикуляционного аппарата и умение объединять простые движения в сложные, необходимые для произнесения звуков, координировать последовательность действий.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

 1.   Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.   Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.

3.   Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4.  Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.

3) Существуют специальные правила проведения артикуляционной гимнастики, которые перечислены в памятке для родителей. Послушайте внимательно, сегодня они вам пригодятся в совместной работе.

Памятка для родителей: «Правила проведения артикуляционной гимнастики».

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день до еды или через час после еды.
  • Выполняется она, сидя перед зеркалом, соблюдая правильную осанку и зрительно контролируя выполнение движений. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится ( вверху или внизу)?
  • Движения необходимо выполнять точно, четко, плавно и поочередно, под счёт.
  • Темп артикуляционных движений, от медленного и неторопливого вначале, постепенно нарастает по мере автоматизации выполнения комплекса движений.
  • Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет новых упражнений, освоенных ребенком с учителем-логопедом.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений постепенно возрастает, параллельно с увеличением темпа движений.
  • Желательно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики под счёт или словесное сопровождение, текст которого произносит взрослый.

4) Учитель - логопед:

- Предлагаю взрослым выполнять движения вместе со своими детьми. Для подготовки мышц языка к выполнению артикуляционных упражнений сделаем своему язычку массаж, чтобы он стал гибким и послушным. Помогут в этом зубы и губы. Смотрим в зеркало и выполняем движения:

Язычок погладим ласково губами,

А потом пошлёпаем бережно губами.

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем мы его зубами.

И опять погладим ласково губами.

Чтоб послушным стал язык,

Чтоб работать он привык!

(Движения выполняют одновременно все участники).

5) После самомассажа языка можно делать артикуляционные упражнения. Выполнять артикуляционную гимнастику весело и интересно возможно, используя книгу Куликовской Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

0

Описание как отдельных упражнений артикуляционной гимнастики, так и подобранных комплексов упражнений («логопедических сказок») сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми.

1-ый комплекс (сказка первая «Домашняя») поможет закрепить у детей названия органов артикуляции, 3-ий (сказка третья «Учебная») — будет способствовать тренировке ориентирования в пространстве, 5-ый (сказка пятая «Зоологическая») — научит имитировать движения некоторых животных.

Установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи.

3-ий комплекс гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д.

Рука ( с варежкой или без нее) может помогать движению языка и в проведении других комплексов артикуляционной гимнастики.

 «Сказки веселого язычка» (Куликовская Т.А)

«Домашняя сказка» — поможет закрепить у детей названия органов артикуляции.

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ-

ЛОГОПЕД: Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин- ЯЗЫЧОК.

Он удобно в доме лег.

Широко открывать рот.

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: В этом доме две стены.

Это ЩЕКИ нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар раздуться.

Надувать и втягивать щеки.

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта ЧЕЛЮСТЬ НИЖНЯЯ

В домике подвижная.

Вращать нижней челюстью.

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: Потолок вверху, внутри.

Это НЕБО. Посмотри.

Можно к небу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Широко открыть рот. Погладить языком по небу. «Постучать языком по небу.

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери- ЗУБЫ. Осторожно.

Закрываются надежно.

Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: Двери-ГУБЫ гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться.

После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в « трубочку».

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

 

Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, зубов и языка, необходимых для четкого, правильного произношения звуков. Предлагаю выполнять упражнения всем вместе, чтобы родители научились приёмам проведения артикуляционной гимнастики и смогли дома помогать своим детям. Иллюстрации к упражнениям подскажут, как это сделать в игровой форме.

ОСНОВНЫЕ (БАЗОВЫЕ) УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Логопед показывает картинки язычка для гимнастики, мягкие игрушки и пальчиковые зверушки.

ЛОГОПЕД: Упражнение «Бегемотики»

Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счет от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: Упражнение « Лягушка и слоник»

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счет «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губы вперед и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка- слоник» пять-шесть раз на счет «раз-два».

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: Упражнение «Блинчики»

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: Упражнение « Киска сердится»

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счет до восьми-десяти.

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: Упражнение «Парус».

Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два-три раза.

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

ЛОГОПЕД: Упражнение «Качели».

Давай покачаем язычок на качелях: Улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два»- подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.

Логопед показывает.

Родители перед зеркалом повторяют.

После того, как все упражнения будут усвоены ребенком, переходим к выполнению упражнений, специально подобранных в зависимости от того, какие звуки ребенок выговаривает неправильно.

Проблема в том, что детям свойственно конкретное контекст-зависимое мышление и простое монотонное выполнение артикуляционных упражнений для них невозможно. Родителям также часто бывает трудно запомнить все упражнения и тем более мотивировать детей к занятиям. Для решения этой проблемы я предлагаю использовать «Артикуляционную Сказку». Основная цель «Сказки» - задать простой и понятный контекст, в который ребенок и родители смогут органично вписать артикуляционные упражнения, которые в противном случае были бы скучными и непонятными.

«Артикуляционная Сказка» — это история, которую родители читают ребенку, а в дальнейшем ребенок сам рассказывает ее и делает соответствующие упражнения. Дополнительным мотивационным фактором является то, что ребенок сам может придумывать некоторые детали рассказа (отмечено в тексте) .

Текст сказки я вклеила в тетрадь для домашних занятий. Также в тетрадь вклеила инструкцию с описанием упражнений.

Артикуляционная сказка.

Жили-были и дружили лягушка (1) и слоник (2). И был у них красивый домик. Вот однажды решили они сделать в доме ремонт. Сначала покрасили крышу (3) в …. (ребенок сам придумывает цвет, затем покрасили стены (4) в …. … цвет. Взяли …. краску и покрасили дверь (5). Рядом с домом стоял забор (6, они и его покрасили в …. .Дом получился красивее прежнего. Мимо проходил бегемот (7, увидел такой расписной теремок и решил зайти в гости. Лягушка и слоник обрадовались (8) гостю. Поставили самовар, испекли блинов (9, налили в чашки (10) чай и конфеты (чупа-чупс) достали (11). А потом лягушка взяла барабан (12, а слон — гармошку (13) и стали они играть. Поиграли, поплясали и на улицу пошли, пока шли — гриб (14) нашли. Потом на горку (15) побежали и на качелях (16) покачались. День уже заканчивался, стемнело (17) и друзья пошли домой, а бегемота к себе жить позвали.

Цифрами в тексте отмечены следующие упражнения:

«Улыбка»

«Трубочка»

«Маляр» (рот открыт, гладим кончиком языка верхнее небо от зубов назад и обратно.)

«Орешек» (С усилием надавливаем кончиком языка сначала на одну щеку, а потом на другую — «красим стены».)

Облизываем губы по кругу кончиком языка. Рот приоткрыт.

Чистим зубы языком. Проводим кончиком языка по поверхности всех зубов сначала с внешней, а затем с внутренней стороны. Движения языка плавные.)

«Бегемот» (Широко открыть рот, взрослый считает до 5) .

Чередование «Улыбки» и «Трубочки»

«Лопатка» или «Блин» (Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу и удерживать в состоянии покоя под счет до пяти; закрыть рот.)

«Чашечка» (Из положения «Лопатка» загнуть кончик и края языка внутрь и вверх.)

«Иголочка» (Рот открыт, показать узкий острый язык и удерживать под счет до пяти; убрать язык. Перед ртом ребенок держит палец так, будто это конфета леденец на палочке и тянется к ней языком.)

«Барабанщик» (Улыбнуться, широко открыть рот и постучать слегка напряженным кончиком языка по альвеолам верхних зубов, многократно и отчетливо произнося звук «д», постепенно ускоряя темп. Рот все время открыт.)

«Гармошка» (Язык в положении «Грибок». Не отрывая языка и не смыкая губы, открывать и закрывать рот. При этом движется только нижняя челюсть.)

«Грибок» (Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, присосать широкий язык всей плоскостью к небу. Губы не прикрывают зубы. Следить, чтобы края языка были плотно прижаты к боковым деснам и небу.)

«Горка» (Рот широко открыт. Зацепиться языком за нижние зубы. Спинка языка упруго выгибается, доставая средней частью кончиков верхних зубов) .

«Качели» (Рот широко открыт. Кончик языка последовательно касается верхней и нижней губы.)

«Часики» (Рот полуоткрыт, языком делаем равномерные колебания от одного уголка рта к другому.)

Данная сказка задает простой ясный контекст, в который вписаны упражнения артикуляционной гимнастики на разные группы звуков. При этом история достаточно просто запоминается и мотивирует ребенка к работе, что ускоряет процесс работы как дома, так и в кабинете логопеда.

Итак, Вам предложены различные способы проведения артикуляционной гимнастики. Попробуйте применить их в работе с детьми.

6) Подведение итогов, заключительная беседа: - Уважаемые дети и родители! Помогла ли вам сегодняшняя встреча узнать, зачем язычку делать зарядку? Что вы узнали нового и важного? Чему научились?

Ожидаемые результаты:

1) Родители будут более информированы о содержании коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми по коррекции дефектов звукопроизношения.

2) Взаимодействие родителей, детей и учителя-логопеда в коррекционной работе даст положительный и более быстрый результат.

3) Адекватная оценка родителями возможностей своего ребенка сделает их активными участниками педагогического процесса.

4) Родители получат навыки проведения артикуляционной гимнастики и смогут дома в совместной деятельности помогать детям.

5) В непосредственном общении с детьми у родителей появится возможность закреплять сформированные навыки и развивать эмоциональный контакт с ребенком.

6) В случае возникновения затруднений при выполнении ребенком артикуляционных упражнений родители смогут обратиться за консультацией к учителю-логопеду или самостоятельно найти ответ в специальной литературе по логопедии.

Литература:

  1. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.
  2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика. Считалки.
  3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: ИД «Литера», 2004.
  4. Материалы с сайта Logorina. Ru: презентация «Выполняем артикуляционные упражнения и развиваем восприятие, память, мышление, внимание.»; Матыкина Т.А., Рабочая тетрадь к артикуляционным упражнениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению пособий для развития мелкой моторики.

Мастер-класс проведен для родителей. Изготовление пособий по развитию мелкой моторики своими руками....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий»

Конспект мастер- класса пригодится для работы старших  воспитателей,педагогов дополнительного образования,для воспитателей в работе с родителями....

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Мастер-класс Формирование словаря прилагательных через развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников

Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уж...

Мастер - класс «Биоэнергопластика как нетрадиционная форма развития артикуляционного аппарата»

Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овлад...

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...