"Основные аспекты технологии обследования и формирования произносительной стороны речи у безречевых детей"
презентация по логопедии по теме

В статье дается ответ на вопрос " Кто такой безречевой ребенок?". Далее автор знакомит с  дифференциальной  диагностикой и  логопедическим обследованием. Дано теоретическое обоснование коррекционной работы с  детьми. В заключении  показана  динамика  формирования и общения безречевых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya.docx18.95 КБ
Office presentation icon 1.ppt439.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.В.Зубарева,   

                                                                                                                       учитель-логопед,                                                                                                                      

                                        МБДОУ «Детский сад №65 - Центр развития ребенка» (г. Бийск)    

                                                     …воспитание речи есть всегда воспитание мысли,

Одно неотделимо от другого.

К.И.Чуковский                                              

Основные аспекты технологии обследования и формирования  произносительной стороны речи у безречевых детей

    Родной язык, речь – это одно из самых необходимых приобретений ребенка и является общей основой воспитания и обучения в дошкольном образовании на данном этапе.  В настоящее время значительно возросло количество безречевых детей, т.е. детей у которых отсутствует речь. Организация логопедической работы требует особого подхода, так как присутствует  комплексное органическое нарушение.

   Для полноценного общения не может служить, тот уровень речи, который характерен для этих детей - звукоподражания и звукокомплексы, отдельные нечетко произносимые обиходные слова, эмоциональные восклицания. Выработка условных связей на слова отсутствует и поэтому такая «речь» не может выступать «регулятором».

    Кто  входит в группу безречевых? Это дети с различными задержками психоречевого развития, ранним детским аутизмом, с моторной и сенсорной алалией, нарушением слуха,   интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом.

   Что мешает адекватному взаимодействию ребенка с внешним миром? Эмоциональная истощаемость, отсутствие мотивации к общению с окружающими, неумение  принимать решения в опреденной ситуации, поведеннические нарушения.

   Процесс обучения  неговорящих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников, значительная роль здесь отводится воспитанию желания общаться со сверстниками, педагогами и родителями. Это является основой занятий, а не только формирование речевой активности, развитие восприятия, внимания, памяти. Вначале мы наблюдаем за воспитанниками в неорганизованной деятельности /игры, бытовые  навыки и самообслуживание/. В результате мы должны ответить на вопросы: как ребенок общается с окружающими его людьми, умеет ли организовать игру, наличие негативного отношения  общего и речевого характера.

   В процессе корекционно- развивающей работы мы значительную роль отводим участию детей в различных видах игровой деятельности, которые отличаются степенью социального опосредования и содержанием.

Дифференциальная диагностика безречевых детей.

     Диагностика неговорящих детей, представляет значительные трудности, так как трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления.  Для  детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности. Нам важно не только провести  диагностику, но и наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация ребенка. При психолого-педагогическом обследовании мы следуем принципам, выявляющим возможные причины, механизм и симптоматику расстройств. Это помогает постановке правильного речевого диагноза.

   Процесс диагностирования организуем таким образом, чтобы каждый ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Формы общения между педагогом и самим ребенком предполагают учет его минимальной реакции (улыбка, жест, знак отрицания, фиксация взгляда на предмете и т.д.).

Главная наша задача — правильное определение первичного нарушения.

     Логопедическое обследование носит  комплексный характер:

1 часть — изучаем понимание речи, обследуем состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Цель: выявить особенности фонематического восприятия речи и понимания смыслового содержания звукового потока — семантический и эмоциональный смысл;

2 часть — изучаем неречевые функции.

Цель:   определить особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте.

3часть — изучаем невербальные компоненты  коммуникации.

Цель: выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

     Предлагаемые задания  эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них  минимальная.  Используем  различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.

       Теоретическое обоснование  логопедической работы с безречевыми детьми.

       Работу  строим  с учетом данных общей педагогики, дефектологии, логопедии и дидактических принципов, что мотивировано общностью тенденции речевого развития детей разных категорий.

1 этап - подготовительный. На данном  этапе проводим  дополнительное изучение неговорящих детей, уточняем речевой диагноз, после оценки комплекса факторов определяем  прогноз.

    Ситуацию общения  организовываем  так, чтобы она была комфортной для ребенка.

Материалы для игр и заданий подбираем в соответствии с интересами конкретного ребенка, для того, чтобы сгладить неприятные ощущения, фиксируясь на приятных, накладывать словесную формулу на аффективные реакции дошкольника. В ответ на любые звуковые реакции используется положительное подкрепление.

2 этап - начальный. На этом  этапе решаем  задачи выработки языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Все это позволяет определить направление в формировании предпосылок общения и речи.

      Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей   ребенка.

3 этап - тренировочный. Наблюдается совершенствование умений, полученных на начальном этапе. В ходе организованной деятельности речь и общение у  детей формируются спонтанно. Используем  приемы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале. Сенсорный и практический опыт  дошкольников продолжает расширяться.

       Создаем основу для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности. Устанавливаем соответствие между звучанием и артикуляцией, связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью, практически закрепляем грамматический минимум, которым дети овладели на начальном этапе. В ходе образовательной деятельности используем  упражнения, адресованные слуховой, зрительной, тактильной и двигательной модальностям. Материал располагаем в порядке возрастания сложности.   Основной акцент делаем на  развитие способности к концентрации, на формирование произвольной регуляции и распределение внимания, на расширение рамок общения с окружающими. Создаём условия, стимулирующие автоматизм всех компонентов речи, сформированный на начальном этапе.

Динамика формирования речи и общения у безречевых детей.

Желание принимать участие в организованной и неорганизованной деятельности, положительное отношение к сверстникам и педагогам появляется у детей на подготовительном этапе. У дошкольников вырабатываются необходимые формы поведения и общая активность, увеличивается объем понимаемой речи. Несмотря на это наблюдаем  существенный словарный дефицит, особенно глагольный. Общение ограниченно. Далее  появляется целенаправленность действий, подражание неречевым и речевым звукам. Возрастает понимание обращенной речи. Появляются звукоподражательные слова, рефлективные восклицания, голоса животных и птиц, слова, обозначающие наиболее употребляемые предметы и действия. Большие трудности остаются при конструировании простой фразы.

      В результате обучения после тренировочного этапа повышается речевая  активность. Дети охотно занимаются. Рамки общения с помощью мимики, жестов расширяются.  Активизируется словарь (предметный и глагольный). Возможна группировка существительных по общему понятийному признаку, операции обобщения и сравнения. Следует отметить, что в речи много лексико-грамматических ошибок, нарушается слоговая наполняемость слов, активный словарь ниже возрастной нормы. Однако воспитанники уже способны замечать ошибки и в своей речи и в речи окружающих, возможно моделирование двухсловных предложений, доступны простые грамматические конструкции.

         Дети с желанием вступают в контакт с окружающим их миром, так как пассивный и активный словарь приближается к норме. Улучшается звукопроизношение и звуконаполняемость высказываний, появляется  желание общаться и заинтересованность в контакте.

      Положительная динамика в результате нашей работы отмечается в большинстве случаев. В дошкольном возрасте во время проведения организованной деятельности дети получают только положительные эмоции, удовлетворение и чувство  самоуважения от достигнутых результатов.  Таким образом, можно сделать вывод, что специальные приемы работы по формированию произносительной стороны речи у безречевых детей способствуют эффективности  коррекционного обучения.  Они способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивают ребенка.

Литература

1.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.

2.Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Кириллова. // — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).

3. Новоторцева, Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.

4.Пятница, Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии [Текст]: Т.В. Пятница, Т.В. Башинская  // – М.: ТЦ Сфера,2010.  – 64с. (Библиотека Логопеда).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные аспекты технологии обследования и формирования произносительной стороны речи у безречевых детей Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ «Детский сад № 65-Центр развития ребенка» Зубаревой Светланы Владимировны

Слайд 2

«… воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого» К.И.Чуковский Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Слайд 3

Кто такой безречевой ребенок? Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, - не может служить для полноценного общения. Эта «речь» не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена.

Слайд 4

Что же является общим для этих детей? отсутствие мотивации к общению; неумение ориентироваться в ситуации; разлаженность поведения; повышенная эмоциональная истощаемость.

Слайд 5

Родители: их основная задача создание необходимого эмоционального фона; формирование навыков общения; закрепление полученных умений в течении всего дня. Родители не должны доделывать или дублировать работу специалистов. Ребенок должен вовлекаться в общение и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения обеспечивали основу, на которой можно строить дальнейшее обучение.

Слайд 6

Дифференциальная диагностика безречевых детей Диагностику проводим с учетом следующих принципов: комплексного подхода (дает возможность прогнозирования коммуникативного и речевого, вербального развития); системного структурно-динамического изучения психического развития (позволяет повысить эффективность психолого- педагогического изучения в целом); качественного анализа структуры дефекта (предоставляет материал для оценки деятельности).

Слайд 7

1 часть – изучаем понимание речи, обследуем состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие. Логопедическое обследование Цели: Выявить особенности фонематического восприятия речи и понимания смыслового содержания звукового потока – семантический и эмоциональный смысл Уточнить наличие готовности ребенка к общению, тенденции к совершенствованию языковой системы

Слайд 8

Задания Выявление объема и точности словаря Выявление дифференциации элементарных грамматических форм Понимание предложений Исследование слуховых функций и фонематического восприятия

Слайд 9

2 часть – изучаем неречевые функции Цели: Определить особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте В составе этих функций выделить специфические компоненты

Слайд 10

3 часть – изучаются невербальные компоненты коммуникации Цели: Выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении Изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения

Слайд 11

Основные принципы логопедической работы с безречевыми детьми принцип комплексности; принцип максимальной опоры; принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому); принцип поэтапного формирования умственных действий; принцип усложнения материала; онтогенетический принцип; принцип ведущей деятельности.

Слайд 12

Этапы работы 1 – подготовительный. Проводим дополнительное изучение детей, уточняем речевой диагноз, после оценки комплекса фактов определяем прогноз 3 – тренировочный Решает задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе. 2 - начальный Решаются задачи выработки языковых навыков и сенсомоторных эталонов

Слайд 13

Основные направления работы на подготовительном этапе. настрой ребенка на эмоциональное сопереживание установление зрительного и эмоционального контактов подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции организация произвольного внимания – развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания повышение уровня общей активности ребенка

Слайд 14

2 этап - начальный Развитие слухового восприятия; Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации; Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики; Зрительно-пространственного анализа и синтеза; Функций голоса и дыхания; Чувства ритма; Импрессивной и экспрессивной речи.

Слайд 15

3 этап - тренировочный Решаем задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе. Расширяем сенсорный и практический опыт Устанавливаем соответствие между звучанием и артикуляцией. Упорядочиваем лексический материал, практически закрепляе грамматический минимум. Создаем основу для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности.

Слайд 16

Динамика формирования речи и общения у безречевых детей Показателями речевой активности наших воспитанников является: общее количество вербальных реакций, т.е. направленных к логопеду, взрослым и детям в группе; общий объем вербальной продукции, т.е. количество слов, имеющихся в экспрессивной речи; использование небербальных компонентов коммуникации.

Слайд 17

1. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с. 2. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Кириллова. // — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда). 3. Новоторцева, Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с. 4. Пятница, Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии [Текст]: Т.В. Пятница, Т.В. Башинская // – М.: ТЦ Сфера,2010. – 64с. (Библиотека Логопеда). Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»

В методической разработке рассматриваются причины, формы, степени дизартрии.  Особенности состояния речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Представлена технология диагностическо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...

Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте с элементами ТРИЗ-технологии

Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте с элементами ТРИЗ-технологии в коррекционной группе старшего возраста....

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...