Коррекционная непосредственная образовательная деятельность на тему: « Наши помощники - органы чувств»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Елина Ольга Борисовна

    Коррекционная непосредственная образовательная  деятельность.

 

    Тема: « Наши помощники- органы чувств»

    Возрастная группа: старшая.

    Дата проведения: 29.10.2015.

Подготовила и провела Елина О.Б., учитель-логопед МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28» г. Новомосковск, Тульская область

 

Цель:  Закрепить знания детей об органах чувств.

 

Задачи:

  Образовательные:

-  активизировать словарь по теме «Органы чувств»;

- способствовать овладению логического построения высказывания;

- учить узнавать изображения, наложенные друг на друга;

-учить соотносить условное обозначение органов чувств с предметами, которые им соответствуют;

Развивающие:

-развивать слуховое, зрительное, вкусовое  восприятие, развивать обоняние;

 - развивать  общую и мелкую моторику.

Коррекционные:

- упражнять в употреблении относительных прилагательных;

- упражнять в употреблении существительных в творительном падеже;

 - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

  Воспитательные:

  - воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.

   Оборудование: проектор, диск с записями звуков осени, 12  баночек с различным наполнением, поднос с кусочками разной пищи, шпажки по количеству детей, карточки для индивидуальной работы, фломастеры на водной основе по количеству детей, мяч, колокольчик.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,

художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Предварительная работа: Беседы с детьми: «Тело человека», «Что умеют руки», «Что нам помогает познавать окружающий мир», «Правила для наших помощников». Чтение художественной литературы: Н. Орлов «Ребятишкам про глаза»,Э. Мошковская «Мой замечательный нос», С. Волкова «Язык и губы» загадки и поговорки об органах чувств,

заучивание гимнастики для глаз, физминутки.

         Методы и приемы:

- наглядный (использование мультимедийной презентации, аудиозаписи звуков осени, предметов, игрушек, картинок, соответствующих тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям); 

- словесный (вводная беседа, объяснение, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, поощрения);

-  игровой (дидактические игры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_pomoshchniki-_organy_chuvstv.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

    Коррекционная непосредственная образовательная  деятельность.

    Тема: « Наши помощники- органы чувств»

    Возрастная группа: старшая.

    Дата проведения: 29.10.2015.

Подготовила и провела Елина О.Б., учитель-логопед МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28» г. Новомосковск, Тульская область

Цель:  Закрепить знания детей об органах чувств.

Задачи:

  Образовательные:

-  активизировать словарь по теме «Органы чувств»;

- способствовать овладению логического построения высказывания;

- учить узнавать изображения, наложенные друг на друга;

-учить соотносить условное обозначение органов чувств с предметами, которые им соответствуют;

Развивающие:

-развивать слуховое, зрительное, вкусовое  восприятие, развивать обоняние;

 - развивать  общую и мелкую моторику.

Коррекционные:

- упражнять в употреблении относительных прилагательных;

- упражнять в употреблении существительных в творительном падеже;

 - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

  Воспитательные:

  - воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.

   Оборудование: проектор, диск с записями звуков осени, 12  баночек с различным наполнением, поднос с кусочками разной пищи, шпажки по количеству детей, карточки для индивидуальной работы, фломастеры на водной основе по количеству детей, мяч, колокольчик.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,

художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Предварительная работа: Беседы с детьми: «Тело человека», «Что умеют руки», «Что нам помогает познавать окружающий мир», «Правила для наших помощников». Чтение художественной литературы: Н. Орлов «Ребятишкам про глаза»,Э. Мошковская «Мой замечательный нос», С. Волкова «Язык и губы» загадки и поговорки об органах чувств,

заучивание гимнастики для глаз, физминутки.

         Методы и приемы:

- наглядный (использование мультимедийной презентации, аудиозаписи звуков осени, предметов, игрушек, картинок, соответствующих тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям); 

- словесный (вводная беседа, объяснение, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, поощрения);

-  игровой (дидактические игры).

1.Организационный момент.

  Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча, к нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

       Дети приветствуют гостей.

Логопед.  Мы начинаем  занятие,  подойдите ко мне, пожалуйста. На занятии мы будем правильно и красиво говорить. Но чтобы все у вас получалось, нужно быть внимательными и дружными.

       Дети стоят полукругом.

Логопед. Я вам  прочитаю  стихотворение,  послушайте его и скажите, о чем в нем говорится.

         Логопед читает стихотворение.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны,  чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик- запах различать,

Руки - чтобы ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Логопед. Ребята, о чем говорится в стихотворении? (Ответы детей)        

Логопед. Как можно назвать двумя словами  глаза, нос, уши, язык, кожу?

Дети. Органы чувств.

Логопед. Правильно, ребята, сегодня на занятии мы будем вспоминать, что знаем об органах чувств.  

    Дети стоят полукругом.

Основная часть.

Логопед. Отгадайте загадку

 На ночь два оконца

 Сами закрываются,

 А с восходом солнца

 Сами открываются. ( Глаза)

                           

Логопед.  Глаза - это наш орган зрения.

 Зачем человеку нужны глаза? (Ответы детей)

                                                         

 Что человек может узнать с помощью глаз об окружающем мире?

Логопед. Колокольчик звенит, нашим глазкам говорит,

                  Что гимнастика для глаз

                   Сейчас будет в самый раз.

2.Зрительная гимнастика.

«Осенний лес»

Вот стоит осенний лес!                                    Круговые движения глазами

В нем много сказок и чудес!  

Слева –сосны,                                                     Движения глазами влево- вправо

Справа - дуб,

Дятел сверху, тук да тук.                                    Движение глазами вверх- вниз

Глазки ты закрой- открой                                   Движения глазами по тексту.

И скорей бегом домой.              

Логопед предлагает детям посмотреть на экран.

  На экране листья в контурном, зашумленном и силуэтном изображении.

3.Дидактическое упражнение « Назови листок» (образование относительных прилагательных).

Логопед. Назовите, какие листья вы видите? (Ответы детей)

Логопед. Отгадайте ещё одну загадку.

У зверушки -

на макушке.

А у нас – Ниже глаз.

Дети. Уши.

Теперь мы поговорим о следующих помощниках ушах. Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека. Скажите, а зачем человеку нужны уши?

Как человеку помогают уши? (Ответы детей)

Логопед. Дети, какое сейчас время года?

 Дети. Осень.

Логопед. Давайте послушаем звуки осени, и вы назовете мне что услышали.

4.Дидактическое упражнение «Мир вокруг нас в звуках» (развитие слухового восприятия).

Логопед включает запись (шум ветра, шуршание листьев, шум дождя, крик птиц)                

 Дети слушают запись. Называют, что они услышали.

Логопед.  Вы устали предлагаю вам немного отдохнуть.

5.Динамическая пауза.

«Осень, пришла к нам в гости осень»

Березка- подружка в платьице цветном                                Дети идут  по кругу парами.      

Танцует вальс осенний с дружочком ветерком

А тетушка Тучка обрызгает дождем

Но мы не испугаемся, а тихо пропоем

Осень, пришла к нам в гости, осень                                      Хлопки три раза                      

Не серая, а яркая в наряде расписном                                   Дети поднимают руки вверх

Друг друга за руки возьмем                                                   опускают через стороны,

И шлепая по лужам гулять пойдем                                       вращая кистями рук.

Листочки сегодня шелестят дружней,                                  Дети приседают, руки вперед,                            

Поют они о осени и мы поем о ней                                       назад.

А если всем прислушаться, то можно и услышать,             Руку к правому уху - присесть

Как маленький воробушек чирикает на крыше.                  Прыжки, взмахи руками.

Дети выполняют движения.

Логопед. Вы немного отдохнули, а сейчас отгадайте еще одну загадку.

                Вот гора, а у горы

                Две глубокие норы.

                В этих норках воздух бродит:

                То заходит, то выходит (Нос)

Логопед. Правильно нос-это орган обоняния.  Подумайте и скажите, зачем человеку нужен нос?  

Что человек чувствует носом?

6. Дидактическая игра « Найди пару» (употребление существительных в творительном падеже).

Дети подходят к столу с баночками.  На столе стоят баночки с  различным наполнением (чеснок, огурец, лимон, апельсин). На дне баночек приклеены метки. У баночек с одинаковым наполнением - метки одинаковые.

У детей в  руках по одной баночке.

Логопед. Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.

 Поднесите к носу, сделайте вдох.

А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, вы уже не чувствуете запаха.

 Когда еще наш нос не чувствует запаха? (Ответы детей)

Логопед. Сейчас проверим, на сколько хорошо ваши носы умеют различать запахи.

Вы должны найти на столе баночку с таким же запахом как у вас в руке.

Дети выполняют задание.

Логопед  уточняет у детей, чем пахнут их баночки.

Логопед. Молодцы с заданием справились! Давайте продолжим говорить о наших помощниках.

Отгадайте следующую загадку.

Что поможет за обедом

Нам попробовать  компот это?

Дети. Рот.

6. Дидактическая игра « Найди пару» (употребление существительных в творительном падеже).

Дети подходят к столу с баночками.  На столе стоят баночки с  различным наполнением (чеснок, огурец, лимон, апельсин). На дне баночек приклеены метки. У баночек с одинаковым наполнением - метки одинаковые.

У детей в  руках по одной баночке.

Логопед. Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.

 Поднесите к носу, сделайте вдох.

А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, вы уже не чувствуете запаха.

 Когда еще наш нос не чувствует запаха? (Ответы детей)

Логопед. Сейчас проверим, на сколько хорошо ваши носы умеют различать запахи.

Вы должны найти на столе баночку с таким же запахом как у вас в руке.

Дети выполняют задание.

Логопед  уточняет у детей, чем пахнут их баночки.

Логопед. Молодцы с заданием справились! Давайте продолжим говорить о наших помощниках.

Отгадайте следующую загадку.

Что поможет за обедом

Нам попробовать  компот это?

Дети. Рот.

Помогает узнавать предметы на вкус-язык.      

Язык - орган вкуса у человека. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

7.Дидактическая игра "Определи на вкус" (развитие связной речи, составление предложений).

Логопед предлагает детям определить на вкус разные продукты (лимон, виноград, клюква, соленый огурец). Для этого он кладет ребенку в рот кусочки разной пищи.

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты.

Логопед. Что ты определил на вкус?

Дети. Я узнал  лимон – он на вкус кислый.

Логопед. Ребята мы с вами не поговорили еще об одних помощниках, отгадайте о  каких?

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши ... 
 Дети. Руки.

Логопед. Правильно, о руках мы сейчас и поговорим. Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)

8.Игра « Соединялки».

Логопед. Сейчас наши руки помогут нам выполнить следующее задание. Посмотрите на экран, там изображены условные обозначения органов чувств. Соедините прямой линией, на своём листе, условное изображение органа чувств с предметами, которые им соответствуют.

Логопед. Дети посмотрите на свои руки, как называется верхний слой, которым покрыты руки?  

Дети. Кожа.  

   Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует, например - мягкий предмет или твердый, холодный или горячий. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо.

9.Игра с мячом.

Раз-два - три-четыре-пять

Мы идем играть опять.

Мяч веселый хочет знать,

Как нам помощников охранять.

Дети делают круг.

Логопед становится посередине круга, кидает мяч и говорит утверждения. Если оно правильное, ребенок, кидая мяч обратно, просто повторяет его. Если неправильное, формулирует верное.

Логопед.

-Если в глаз что-то попало, надо сказать взрослым.

- Нужно мыть руки перед едой.

-Можно засовывать в нос посторонние предметы.

- Можно слушать громкую музыку в наушниках.

- Нужно ежедневно чистить зубы.

- Можно тереть глаза грязными руками.

Заключительная часть

Логопед. Ребята наше занятие подходит к концу, с каким настроением мы его закончим.

Дети. С хорошим.

Логопед. Мы с вами говорили, что на подушечках пальцев есть специальные точки можно

лечить разные болезни. Большой палец- это голова. Давайте нарисуем веселых человечков

на подушечке большого пальца, как будто просим наш организм не болеть.

Это глазки лучистые,

Это носик - курносик,

Это губки улыбкой (Дети рисуют водными маркерами на подушечке большого пальца лицо человека)

Это шейка тростинкой (Катают карандаш по наружной поверхности большого пальца).

Логопед. Ребята, что вам понравилось на занятии? ( Ответы детей). Спасибо вы меня очень порадовали своими ответами. Давайте скажем нашим гостям спасибо и досвидания.    

       

Список используемой и рекомендуемой литературы

С.А. Козлова, С.Е. Шукшина

Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мое тело.

М., 2010.

Программа « Детям об органах чувств»  

 Железногорск.

И. А. Михеева, С.В.Чешева

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда.

СПб., 2009.

А.А. Гуськова

Речевое развитие детей средствами загадки.

ТЦ « Сфера» 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Наши помощники - электроприборы"

сформировать представление о бытовых электроприборах и их значении в жизни человека...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ НА ДОРОГЕ

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВид деятельности: непосредственно-образовательная деятельностьВозрастная группа: старшая группаТема: «Наши помощник...