Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателем в старшей группе компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
В данной методической разработке представлен систематизированный опыт совместной работы учителя - логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности. Понедельные задания соответствуют тематическому планированию. Задания направлены на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя и связной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сентябрь 4 неделя ( 21.09.15 – 25.09.15) «Детский сад. Игрушки. Профессии в детском саду»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Солнце скрылось за домами, Покидаем детский сад. Я рассказываю маме Про себя и про ребят. Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду. | «Солнышко над головой» Шаги на месте. Показывают на себя, а потом на воображаемую маму. Показывают на себя, а потом на других ребят. Далее движения по тексту. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Раз, два, три, четыре, пять, Буду я друзей считать: Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. Будем пальчики сгибать, И опять начнём считать. | Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца. Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца. Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для губ Упражнения для языка | «Улыбка». «Трубочка» (губы в улыбке – трубочке) «Лопаточка» (удержание языка под счёт 10), «Качели» | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Радость, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Объяснить детям, для чего они ходят в детский сад. Познакомить с помещениями. Напомнить правила поведения. Чтение с обсуж-ем: В Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку – Яшь «Не только в детском саду»., А. Барто. Составить рассказ об игрушке. |
Октябрь 1 неделя (28.09 15 – 02.10.15) «Осень. Признаки осени. Деревья»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Дует, дует ветер, дует, завывает. Желтые листочки с древа срывает. Падают листочки прямо нам под ножки. | Энергичные взмахи руками Имитация срывания листьев Наклон вперед, руки касаются ног | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, вот с березки золотой Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. | Плавные, волнообразные движения ладонями Загибают по одному пальчику на обеих руках Спокойно укладывают ладони на стол | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнения для губ Упражнения для языка | Рот открыть (удерживать под счет до 5); попеременное открывание и закрывание рта. «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке) «Лопаточка» (удерживать под счет до 10); | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко Но вдруг набежала тучка. Но ветер унес тучки и вы снова… | Улыбнулись, обрадовались Нахмурились, огорчились Улыбнулись. | |
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с последующим обсуждением: м. Волошин «Осенью», А. Плещеев «Осень наступила…» (выучить наизусть), М. Пришвин «Листопад», «Осинкам холодно». Декоративное рисование «Орнамент из осенних цветов». Экскурсии по осеннему лесу: рассматривание деревьев, цветов, листьев, грибов. |
Октябрь 2 неделя (05.10. 15 – 09.10.15) «Овощи. Огород»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Огород у нас в порядке – Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. Лето всё она толстела, Разрасталась вширь и ввысь. А теперь ей тесно белой, говорит – посторонись! | Действия по тексту. «Сажают» Показывают руками круг перед собой. Руки в стороны, а затем вверх. Руки разведены в стороны. Отталкивающие движения руками. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Купите лук, зелёный лук, Петрушку и морковку! Купите нашу девочку, шалунью и плутовку! Не нужен нам зелёный лук, петрушка и морковка, Нужна нам только девочка, шалунья и плутовка. | Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. Разгибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнения для губ Упражнения для языка | Рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременное открывание и закрывание рта. «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке) «Лопаточка» (удерживать под счет до 10);»Иголочка» | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Нахмурить брови, поднять брови в удивлении. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение: русская народная сказка «Вершки и корешки», Ю. Тувим «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (натуральные овощи). |
Октябрь 3 неделя (12.10. 15 – 16.10.15) «Фрукты. Сад»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
В саду фруктовом яблоня посажена была. Она цветами белыми Весною расцвела. Следил наш старый дедушка, известный садовод. Чтоб наливала яблоня румяный сладкий плод. | Машут руками над головой. Сажают яблоню. Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок» Цветок распускает лепестки. Изображают старого дедушку с палочкой. Машут руками над головой. Пощипывают щёки. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Мы делили апельсин. Много нас, А он – один. Эта долька – для ежа! Эта долька – для чижа! Эта долька –для котят! Эта долька – для бобра! А для волка – кожура! Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь, кто куда… | Изображают апельсин – пальчики в кулаке. Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного. Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнения для губ Упражнения для языка | Спокойное открывание и закрывание рта. «Улыбка» – «Трубочка» «Лопаточка» (удержание языка под счёт до 10) «Иголочка». «Лопаточка» - «Иголочка» | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Радость, удивление, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение текстов: Л. Толстой «Косточка», загадки о фруктах. Лепка «Фрукты на блюде». |
Октябрь 4 неделя (19.10. 15 – 23.10.15) «Ягоды сада и леса»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Мы шли, шли, шли, Землянику нашли. Сели, поели, и дальше пошли. (Проговариваем несколько раз, меняя название ягоды) | Идут по кругу. Наклоняются. Приседают. Опять идут. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Что очень любит детвора Срывать с колючего куста И собирать в корзинку? Конечно же малинку. | Сжимают и разжимают кулаки. Пальцы обеих рук поочерёдно касаются большого пальца Из одной руки делают «лукошко», другой «кладут ягодки». | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Спокойное открывание и закрывание рта. Поцелуй губами. (Губы вытянуты вперед трубочкой) «Лопаточка»(удержание языка под счёт до семи) | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Радость, удивление, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение текстов Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка». Лепка «Ягоды в корзинке» |
Октябрь 5 неделя (26.10. 15 – 30.10.15) «Лес. Грибы»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Мы в лесок пойдём, Мы грибок найдём. В шапочке нарядной, Светло-шоколадной. Ты не прячь, грибок, Под листок свой бок. | Маршируют. Изображают шапочку. Закрывают лицо руками. Руки на поясе. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Этот гриб на толстой ножке Ищут на лесной дорожке. Он к сравненьям не привык И зовётся боровик. | Соединить все пальцы с большим на правой руке. Соединить все пальцы с большим на левой руке. Одновременно соединить все пальцы с большим на обеих руках. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Спокойное открывание и закрывание рта. «Расчёсывание» верхней и нижней губ зубами. Многократное произнесение звука П. «Маляр» (красить верхнее нёбо кончиком языка). | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно»,В.Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» (с обсуждением прочитанного). Рисование «Осенний лес». |
Ноябрь 2 неделя (09.11. 15 – 13.11.15) «Семья. Человек. Части тела»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Руки требуют заботы, Ведь у них полно работы: Трудно целый день писать, И лепить, и рисовать. Потянулись вверх, потом Руки шире разведём. Вот и всё. Конец зарядке. Сели вновь за стол, ребятки. | Руки вытягиваю перед собой. Имитируют движения письма. Хлопают в ладоши. Поднимают руки кверху. Разводят руки в стороны. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один | Обхватить правой ладонью левую и покачивать Наоборот Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Спокойное открывание и закрывание рта. Жевательные движения в медленном темпе. Отставление нижней губы от десен. Втягивание нижней губы внутрь рта. «Болтушка» - движение языком вперед – назад. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение произведений: Е.Благинина «Аленушка», А.Барто «Девочка чумазая», Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» |
Ноябрь 3 неделя (16.11. 15 – 20.11.15) «Одежда. Головные уборы»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Шапка шерстяная, наверху помпон, Круглый, словно мячик, и пушистый он. Есть ещё у шапки отворот цветной, В этой шапке можно бегать и зимой. Бабашка вязала шапку не спеша, Шапка шерстяная вышла хороша. | Изображают шапку и помпон. «Круглый мячик» показывают руками. Показывают отворот «ушей» у шапки. Бегут. «Вяжут спицами» Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Маша варежку надела, Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика – пропал! В свой домишко не попал! Маша варежку сняла, Поглядите- ка нашла! | «Надевают» Пальцы сжаты в кулак, кроме большого. Загибают и большой пальчик. Показывают «домик». «Снимают» Пальцы сжаты в кулак, кроме большого. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Рот открыть и удержать под счет до пяти. «Обезьянки»: движение нижней челюстью вправо- влево. «Расчесывание» верхней и нижней губы зубами. Надувание обеих щек. «Болтушка» - движение языком вперед - назад | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Радость, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка». Роспись варежки, фартука, сарафана. Аппликация «Коврик»(из кусочков ткани). |
Ноябрь 4 неделя (23.11. 15 – 27.11.15) «Обувь»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Туфельки нарядные, Туфельки парадные, Лаковые, с ремешком, И подошва с каблучком. Туфли Маше в самый раз Можно выходить на пляс. | Правая нога вперёд, на носок. Левая нога вперед, на носок. Правая нога вперед, на пятку. Левая нога вперед, на пятку. Руки на поясе, пляшут. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
В магазине много есть Обуви хорошей, Есть сапожки и ботинки, Босоножки, валенки, галоши. | Показывают «домик» Идут пальчиками по столу. Соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Рот открыть и удержать под счет до пяти. «Обезьянки» «Улыбка – трубочка» «Качели» - движения языком вверх – вниз: к верхней – нижней губе, к верхним – нижним зубам, к верхним – нижним альвеолам. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: Ш. Перро «Кот в сапогах», Л. Воронкова «Маша – растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Саша Черный «На коньках». Роспись «Сапожок». Рисование иллюстрации к сказке «Кот в сапогах» |
Декабрь 1 неделя (30.11. 15 – 04.12.15) «Зима. Признаки зимы»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Кружатся снежинки в воздухе морозном. Падают на землю кружевные звёзды. Вот одна упала. Ой, не тай, снежинка, Подожди немножко, белая пушинка. | Кружатся на носочках. Медленно приседают, руками показывают падение снежинок. Встают, ловят «снежинку» на ладонь. Бережно прикрывают «снежинку» и сдувают её. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк, Ручейком пирог утёк. Пирожки себе пеки, Не из снега – из муки. | Дети два раза медленно опускают ладони на стол. Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог. «Бегут» пальчиками обеих рук по столу. Показывают, как пекут пирог. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Спокойное открывание и закрывание рта. Удержание открытого рта по счет до пяти. Улыбка» – «Трубочка» Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней. «Болтушка» - движение языком вперед - назад | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Удивление, огорчение, радость | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», выучить и выразительно рассказывать стихотворение М Карема «Снеговик». Рисование «Снег идёт» на голубом фоне. Аппликация «Зима». Ручной труд «Снежинка» |
Декабрь 2 неделя (07.12. 15 – 11.12.15) «Зимующие птицы»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Зарумянились кустарники не от утренней зари. Это красные фонарики Засветили снегири. Чистят перышки пунцовые, Воду пьют из родника. Переливы бубенцовые Мне слышны издалека. | Пощипывают щёки «Фонарики» Взмахи руками, как крыльями «Чистят пёрышки» «Пьют» Ритмичные хлопки в ладоши | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Летела, летела сорока Через бабушкины ворота. Вот она крыльями забила, Бабушкин кисель разлила. | Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга Скрещенные ладони помахивают, как крылья. Хлопают в ладоши. Руки перед собой, пальцы растопырены. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Лёгкое постукивание зубами (губы разомкнуты) Отставление нижней губы от зубов и дёсен. Попеременное надувание правой, а затем левой щёк. Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней. «Болтушка» - движение языком вперед – назад. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке». Наблюдение за птицами на территории детского сада. Аппликация «Снегири на ветках», Лепка «Птицы на кормушках» |
Декабрь 3 неделя (14.12. 15 – 18.12.15) «Мой дом. Мой адрес»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Чтоб построить новый дом, Каменщика позовём. Кирпичи кладет он в ряд, Стены ровные стоят. А работает так ловко, Тут нужна своя сноровка. | Показывают руками дом и приседают. Машут рукой. «Выкладывают» кирпичи. Стоят, руки по швам. Прыгают н месте. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Туки-туки молотком, Строю, строю новый дом. Будет он большой, как ель, Будут окна, будет дверь. Всех в него я поселю: Мышку, зайчика, лису. | Стучат кулаками одним по другому. Ладони располагают под углом, кончики пальцев соприкасаются. Делают из пальцев «окно» и «дверь». Хлопают в ладоши. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов. «Улыбка – трубочка» «Почистим» нижние зубки | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Нахмурить брови, поднять в удивлении. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Выучить наизусть домашний адрес. Чтение: П. Воронько «Лучше нет родного края», К. Мурзалиев «Твой дом», сказка «Три поросенка», . Нарисовать свою дом. |
Декабрь 4 неделя (21.12. 15 – 25.12.15) «Мебель. Виды мебели»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Коля, Коля, Николай, За собою убирай! У тебя ленивы руки: Под столом ремень и брюки, Не в шкафу рубаха, Николай – неряха! | Дети идут по кругу друг за другом. Хлопают в ладоши. Приседают. «Рисуют» четырехугольник. Грозят пальчиком и качают головой. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
В доме жалуется пол, «До чего мой труд тяжел: Тумба, кресло и столы, Там кровать, а тут шкафы. Еле-еле их терплю – Только жалобно скриплю!» | Дети поочередно кладут кисти рук на стол. Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Лёгкое постукивание зубами (губы разомкнуты) Отставление нижней губы от зубов и дёсен. Одновременное надувание-втягивание обеих щек. «Качели» - движения языком вверх – вниз: к верхней – нижней губе, к верхним – нижним зубам, к верхним – нижним альвеолам. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Радость, обида. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Рассмотреть иллюстрации мебели. Читать К. Чуковский «Федорино горе». Экскурсия в магазин мебели. |
Январь 3 неделя (11.01. 16 – 15.01.16) «Домашние животные и их детёныши»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Вот такой коташка, Круглая мордашка, А на каждой лапке коготки-царапки. Все ему игрушки – кубик и катушка. Котик, словно мячик, по квартире скачет. | Идут «кошачьим» шагом. Гладят лицо. Изображают когти. Прыжки на месте. Прыгают друг за другом по кругу. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку – на донышке. Ждут меня котятки, малые ребятки. Дай им сливок ложечку, творогу немножечко, Масла, простоквашки, молочка да кашки. | Показывают, как доят корову. Делают «мордочки» из пальчиков. Загибают по одному пальчику на обеих руках. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Рот открыть, удерживать позу под счет до шести. «Обезьянки» «Трубочка – поцелуй» Движение языком вперед-назад. Удерживать «лопаточку» под счет до пяти. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?, А. Шибаев «Кто кем становится?», К. Чуковский «Путаница». Нарисовать домашнего питомца. |
Январь 4 неделя (18.01. 16 – 22.01.16) «Домашние птицы»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
На дворе у бабушки Живности не счесть: Гуси, куры, утки и индюшки есть. | Руки на поясе, делают наклоны. Бегают по группе, машут «крыльями». | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Гусь гогочет очень важно: «Ах, какой же я отважный. Никого не пропускаю, Больно за ноги щипаю». | Поочередно соединять все пальцы на правой руке с большим. Поочередно соединять все пальцы на левой руке с большим. Поочередно соединять все пальцы обеих рук с большими. Одновременно соединять все пальцы обеих рук с большими – щипание | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Рот открыть, удерживать позу под счет до шести. «Обезьянки» «Трубочка – поцелуй» Движение языком вперед-назад. Удерживать «лопаточку» под счет до пяти. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: К. Ушинский «Петушок с семьёй», потешка «Петушок, петушок…» , р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко», сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Лепка «Птичий двор» |
Январь 5 неделя (25.01. 16 – 29.01.16) «Дикие животные и их детеныши»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Вот летят, кружась, снежинки, Кружевной плетут узор, На поляны, на тропинки Ляжет сказочный ковер. Кто теперь заметит зайку в белой шубке на снегу? Ну-ка где он? Угадайте-ка, в поле или на лугу? | Взмахи руками, разведёнными в стороны. Вращательные движения рук перед собой. Показывают влево, а затем вправо. Широко разводят руки в стороны. Поворачиваются друг к другу лицом и показывают друг на друга. Приседают. Прячут лицо. Поворачиваются влево, а затем вправо. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Скачет белка-шалунишка, Рвет с сосновых веток шишки, Лапками сжимает ловко И несёт в свою кладовку. | «Бегают» пальчиками по столу. Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках. Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой, затем левой руке. «Бегают» пальчиками по столу. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Рот открыть, удерживать позу под счет до шести. Расчесывание нижней губы,затем верхней губы зубами. «Трубочка – поцелуй» «Расчесывание» зубами языка. Покусывание и пошлепывание языка. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Белка и волк», И.Соколов-Микитов «В берлоге», «На лесной дороге»,»Белки», русская народная сказка «Хвосты». Слепить из пластилина диких животных, аппликация «Лесная полянка зимой». |
Февраль 1 неделя (01.02. 16 – 05.02.16) «Зоопарк»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Черепаха всех смешит, Потому что не спешит. Но куда спешить тому, Кто всегда в своем дому? | Медленно идут по кругу. Приседают на корточки, прикрывают голову руками – делают «домик». | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Там, где с деревьев свисают лианы, Разные в джунглях живут обезьяны: Лазают там шимпанзе, павианы, Есть и гориллы, и орангутанги. | Пальцы раздвигают в стороны, руки поднимают вверх. Сжимают и разжимают пальцы. Загибают поочередно пальцы. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Рот открыть, удерживать позу под счет до шести. «Обезьянки» «Трубочка – поцелуй» «Расчесывание» зубами языка. Покусывание и пошлепывание языка. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Злость, радость. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
1 морж – 2 моржа – 5 моржей, 1 кит – 2 кита – 5 китов, 1 тюлень – 2 тюленя – 5 тюленей, 1 олень – 2 оленя – 5 оленей, 1 слон – 2 слона – 5 слонов, 1 тигр – 2 тигра – 5 | ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением Р. Киплинг «Слоненок», Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок», Б. Житков «Про слона». Рисование «Зоопарк». |
Февраль 2 неделя (08.02.16 – 12.02.16) «Транспорт. Виды транспорта»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
От зелёного причала оттолкнулся теплоход. Раз, два – он назад шагнул сначала. А потом шагнул вперед – раз, два. И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход. | Шаг вперед, руки опущены. Два шага назад. Два шага вперед. Руки вытянуты вперед и сомкнуты – это «нос» теплохода; движения по кругу мелкими шажками. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Хлопаем перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест-накрест руки сложим. | Движения по тексту. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Спокойное открывание и закрывание рта. Поднимание верхней губы (видны верхние зубы),опускание нижней губы(видны нижние зубы). «Трубочка – поцелуй» «Лошадки», «Грибок» | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Удивление, огорчение, радость. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: Б. Житков «Железная дорога», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», М. Ильин «Как ребята переходили улицу». Конструирование из крупного конструктора «Мост», «Модель перекрестка», раскрашивание и рисование различного транспорта по выбору ребенка. |
Февраль 3 неделя (15.02.16 – 19.02.16) «Защитники Отечества»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
В пограничников играем, землю нашу охраняем. Мы гурьбой садимся в санки, Мчимся вихрем в жаркий бой. Мы – танкисты, санки – танки, Враг – сугробы под горой. | Идут друг за другом, маршируя. Бегут друг за другом, размахивая над головой воображаемым оружием. Идут друг за другом, приложив руку к голове (к козырьку). | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Вышли танки на парад, Стали строем ровно в ряд. Раз, два, три, четыре, пять – Очень просто их считать. | «Шагают» пальчиками по столу. Ладони прижаты друг к другу. Соединяют попарно пальцы правой и левой рук. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Спокойное открывание и закрывание рта. Поднимание верхней губы (видны верхние зубы),опускание нижней губы(видны нижние зубы). «Трубочка – поцелуй» «Лошадки», «Грибок» | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с последующим обсуждением: С. Алексеев «Первая колонна», А. Митяев «Мешок овсянки», Е.Благинина «Шинель» (выучить наизусть). Изготовление поздравительной открытки для пап и дедушек. |
Февраль 4 неделя (22.02. 16 – 26.02.16) «Правила дорожного движения. Профессии на транспорте»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
На улице нашей машины, машины. Машины малютки, машины большие. Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые. - Эй, машины, полный ход, я – примерный пешеход: Торопиться не люблю, вам дорогу уступлю. | Дети двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль. Делают разворот, двигаются в противоположную сторону. Когда все «машины проехали», один из детей – пешеход – переходит улицу и произносит эти слова. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Шуршат по дорогам Веселые шины, Спешат по дорогам машины, машины… А в кузове важные, срочные грузы – Цемент и железо, изюм и арбузы. | Гладят руками по столу. Хлопают в ладоши. Берут в руки воображаемый руль, крутят его. Загибают по одному пальцу. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Спокойное открывание-закрывание рта. Удержание открытого рта под счет до пяти. «Хоботок». Движение «Хоботком» вправо-влево. «Вкусное варенье» «Лошадка» | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Обида, злость, веселье. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением И. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Коршунов «Едет, спешит мальчик». Работа с конструктором «На улице» (модель перекрестка) |
Март 1 неделя (29.02. 16 – 04.03.16) «Весна. Первые весенние цветы. Мамин праздник»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Снова нет ручьям покоя – день и ночь журчат в кустах. Ходит солнце золотое в чистых-чистых небесах. Льёт лучи на лес и луг И на все цветы вокруг. | Бегут по кругу, друг за другом. Спокойно идут друг за другом. Приседают –встают. «Цветок» над головой. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Весна пришла по снежному ,по влажному ковру. Рассыпала подснежники, Посеяла траву. Теперь зовет со всех концов Гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов. | «Ходят» пальчиками по столу. Руки на столе, ладонями вверх. Раздвигают – сдвигают пальцы. Руки согнуты в локтях, пальцы открыты. Загибают по одному пальчику на каждой руке. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Удержание открытого рта под счет до пяти. Улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать под счет до пяти. Поднять язык к верхним зубам. Удерживать до пяти. Опустить язык к нижним зубам. Удерживать до пяти. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Удивление, восторг. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Е.Благинина «Посидим в тишине», А Крестинский,Н. Полякова «Заколдованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка».Изготовление поздравительной открытки для мамы. |
Март 2 неделя (07.03. 16 – 11.03.16) «Труд людей весной»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода- Побежит за трактористом к синей речке борозда. Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном. | Идут друг за другом. Бегут друг за другом. Идут друг за другом. «Сеют» | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Пекарь, пекарь Из муки испеки нам колобки, Да сушки – Ванюшке, Да баранки – Танюшке, Да бублики – Гришке, Да крендель – Маришке. | Хлопают в ладоши. Пекут колобки. Соединяют большие и указательные пальцы. Соединяют большие и средние пальцы. Соединяют большие и безымянные пальцы. Хлопают в ладоши. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Имитация жевания. «Расчесать» зубами нижнюю губу. «Расчесать» зубами верхнюю губу. «Маляр». Упереть кончик языка в правую щеку, а затем в левую. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», «Хлеборобы»,М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Аппликация «Комбайн»,лепка «Бублики», булочки, батон». |
Март 3 неделя (14.03. 16 – 18.03.16) «Перелетные птицы весной»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Ласточки летели, все люди глядели. Ласточки садились, все люди дивились. Сели, посидели, взвились, полетели, Песенки запели. | Бегут по кругу, машут руками. Приседают, руки заводят за спину, складывают крылья. Бегут по кругу, машут руками. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
С юга птицы домой возвращаются, Громким криком встречая весну, Птичья трель над землей разлетается, Гонит сонную прочь тишину. | Последовательно соединять все пальцы правой руки с большим. Последовательно соединять все пальцы левой руки с большим. Последовательно соединять все пальцы правой руки с большим. Последовательно соединять все пальцы левой руки с большим. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Рот открыть, удерживать позу под счет до шести. «Обезьянки» «Улыбка –трубочка» Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю. Поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним. Упирать кончик языка в левую, затем в правую щеку. Широко открыть рот и многократно произнести звук А. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», В. Гаршин «Лягушка-путешественница», В. Бианки «Птичий год – осень» |
Март 4 неделя (21.03. 16 – 25.03.16) «Профессии. Инструменты»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Быть шофёром хорошо, А лётчиком - лучше. Я бы в лётчики пошёл, Пусть меня научат Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер. «В небеса, мотор, вези, чтобы птицы пели». | Крутят» воображаемый руль. Широко расставляют руки, как крылья у самолёта. Имитируют действия | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Чтоб здоровыми мы были, Звуки все произносили, Кто заботится о нас? Логопеды, воспитатели, массажисты, медсестра И, конечно, доктора. | Сжимают и разжимают ритмично кулачки. Сжимают и разжимают кулачки, собранные в щепоть. Сжимают и разжимают ритмично кулачки. Открывают по одному пальчику на каждой руке, начиная с большого
| |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Рот открыть, удерживать позу под счет до шести. «Обезьянки» «Улыбка –трубочка» Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю. «Качели». Упирать кончик языка в левую, затем в правую щеку. Широко открыть рот и многократно произнести звук А. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Радость, грусть. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с последующим обсуждением: В. Маяковский «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар». |
Апрель 1 неделя (04.04. 16 – 08.04.16) «Космос»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Мы летим к другим планетам! Объявляем всем об этом. Весь игрушечный народ с нами просится в полет. Жмется Заинька к ракете: - Полечу я с вами, дети, На любую из планет, где волков зубастых нет. | Бегут по группе врассыпную. Делают повороты туловища вправо, влево. Прыгают, как зайчики. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Раз, два, три, четыре, пять – Будем в космос мы играть. Приготовились к полету, Запускаем космолеты. «Старт!» - и к звездам мы летим, Там друзей найти хотим. | Разгибать каждый пальчик, начиная с большого пальца правой руки. Разгибать каждый пальчик, начиная с большого пальца левой руки. Соединять пальцы обеих рук, начиная с больших. Разъединять пальцы обеих рук, начиная с мизинцев. Хлопок в ладоши. Развести руки в стороны. Описать руками круг, соединить руки внизу. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Широко открыть рот и многократно произнести звук А. Имитация жевания. «Улыбка – трубочка» «Лопаточка», «Чашечка», «Лопаточка – чашечка». Попеременное надувание щек. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Добрый- злой. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение отрывков из книги В.Синицына «Первый космонавт». Коллективная работа «Космос» (аппликация). |
Апрель 2 неделя (11.04. 16 – 15.04.16) «Бытовые приборы»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Что за шум на кухне этой? Будем жарить мы котлеты. Мясорубку мы возьмем. Быстро мясо провернем. Миксером взбиваем дружно Все, что нам для крема нужно. Чтобы торт скорей испечь, Включим мы электропечь. | Действия по тексту. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Мы компьютер покупаем, Ждал его я целый год! Но одно меня смущает: Мышь в компьютере живет. | Сжимают и разжимают пальцы. Хлопают в ладоши. Сжимают и разжимают пальцы. Пальцами «бегут» по столу. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Имитация жевания. «Улыбка – трубочка» «Лопаточка», «Чашечка», «Лопаточка – чашечка». Попеременное надувание щек. «Лопаточка», «Чашечка», «Лопаточка – чашечка». Попеременное надувание щек. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Придумывать загадки о бытовой технике. |
Апрель 3 неделя (18.04. 16 – 22.04.16) «Посуда. Продукты питания»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
К самовару гости прибежали, Дружно чашки наполняли: Вкусный чай у самовара, Он с ромашковым отваром. | Дети стоят в кругу, один ребенок посередине. Идут к середине круга, здороваются. Расходятся. Идут по кругу, друг за другом | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
У метро - стеклянный дом. Покупаем в доме том Сыр, сметану и печенье, Колбасу и вкусное варенье. | Изображают «дом». «Шагают» пальчиками по столу. На каждый продукт соединяют пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Рот открыть и удержать открытым под счет до пяти. «Расчесать» нижнюю губу, а затем – верхнюю. «Лопаточка» (удерживать до пяти) «Почистим» языком внутреннюю сторону нижних зубов. Покусывание языка зубами, а затем – расслабление. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Испуг, радость. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: В. Пальчискайте «Хлеб», латышская народная сказка «Каравай», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», немецкая сказка «Горшочек каши». Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Лепка «Чайный сервиз» |
Апрель 4 неделя (25.04.16 – 29.04.16) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Ходят волны на просторе. Вы узнали – это море. Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся То зароются в песке. | Идут по кругу, плавно машут руками. Делают произвольные движения. Приседают и встают. Ложатся на спину, руки и ноги вверх, трясут ими. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
На закате дремлет пруд. По воде круги плывут – Это маленькие рыбки Разыгрались там и тут. | Руки кладут под щеку. На столе пальцами рисуют круги. Складывают руки вместе и делают «рыбку» Сжимают и разжимают пальцы. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Имитация жевания. Поцелуй(5 раз) «Лопаточка». Удерживать язык под счет до пяти. «Вкусное варенье» «Маляры» | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Удивление, радость. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением С. Сахарнов «Морские сказки», С.Воронин «Добрая раковина» (из книги «Необыкновенная ромашка»), Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Носов Н. «Карасик», р.н.с. «По щучьему веленью», Гурвич И. «Левушка-рыбак». |
Май 1 неделя (02.05.16 – 06.05.16) «Моя страна. Мой город. День Победы. »
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Нет на свете Родины красивей – Боевой страны богатырей. Вот она, по имени Россия, От морей простерлась до морей. | Дети шагают на месте. Изображают «богатырей». Шагают на месте и широко разводят руки. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Раз, два –Москва. Три, четыре – мы в Сибири. Раз, два, три, четыре, пять – Выходить в Москве опять. | Два хлопка в ладоши. То же. Соединяют пальцы, начиная с большого. «Шагают» по столу. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Имитация жевания. «Улыбка – трубочка» Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю. Поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним. Упирать кончик языка в левую, затем в правую щеку. Широко открыть рот и многократно произнести звук Э. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с последующим обсуждением: Н. Забила «Наша Родина», Н. Рубцов «Привет, Россия», П. Воронько «Лучше нет родного края», Н. Тихонов «Кремль», А. Прокофьев «Нет на сете Родины красивей…» (выучить наизусть).Коллективная работа (аппликация)»Мой родной город» |
Май 2 неделя (09.05.16 – 13.05.16) «Насекомые »
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Я шагаю по лужайке – сверху ясно мне видна Вся зеленая страна. Вот улитка – добрый гномик – На себе таскает домик. Вот стоит высотный дом – муравьи хлопочут в нем. | Движения по тексту. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек, И веселый мотылек, Жук –жучок и стрекоза, Как фонарики, глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. | Взмахи перекрещенными руками рук. На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца. «Колечки»- указательные и большие пальцы соединены. Взмахи перекрещенными руками рук. перекрещенными руками рук. Тихо кладут руки на стол. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Имитация жевания. «Улыбка – трубочка» Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю. Поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним. Упирать кончик языка в левую, затем в правую щеку. Широко открыть рот и многократно произнести звук Э. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Нахмуриться, улыбнуться. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением: К Бальмонт «Комарики-макарики»,Л. Мадзалевский «Мотылек»,Э. Мошковская «Кузнечик», А.Плещеев «Мой садик».Аппликация «Бабочка» Наблюдение за насекомыми на территории детского сада. |
Май 3 неделя (16.05.16 – 20.05.16) «Цветы (садовые и луговые)»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения | Отметка о выполнении |
1. Развитие общей моторики. | ||
Только солнышко взойдет, Мак на грядке расцветет. Бабочка капустница на цветок опустится. Поглядишь, а у цветка Больше на два лепестка. | Тянемся на носочках к солнышку, руки вверх. Разводим руки в стороны. Машем руками, как крыльями. Приседаем. Прыгаем и хлопаем в ладоши. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Наши алые цветы распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают. | Плавно разжать пальцы. Помахать руками перед собой. Плавно сжать пальцы. Плавно опустить их на стол. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для челюсти Упражнение для губ Упражнение для языка | Медленное открывание и закрывание рта под счет до пяти (язык у нижних зубов) «Толстячки –худышки» «Трубочка – Улыбка» (5 раз) Самомассаж: покусать язык, расслабить – пя-пя-пя | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Восторг, огорчение. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
| ||
6. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
| ||
7. Развитие связной речи | ||
Чтение с обсуждением Е. Серова «Подснежник». Рисование цветов. Аппликация «Ваза с цветами». |
Май 4 неделя (23.05.16 – 27.05.16) «Лето. Признаки лета »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности
C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положите...
Сообщение на педсовете" Взаимосвязь работы учителя-логопеда со специалистами ГБДОУ, не имеющем групп компенсирующей направленности"
В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе...
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...
Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Приоритетные направления деятельности:совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью де...
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...
Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя, работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит отражен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда коррекционно–развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год.
Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка……..……………………&helli...