Развитие речи детей раннего возраста
презентация по логопедии по теме
Презентация к докладу "Развитие речи детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.95 МБ |
Доклад | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родители должны быть внимательны к речи своего малыша и, при малейших сомнениях, в случае отсутствия активной речи у ребенка 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов: -логопеда, -психолога, -психоневролога, -стоматолога, ортодонта, -оториноларинголога (ЛОР), -провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.)
Возможные причины: - негативные факторы в период беременности и родов; - «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом; - перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист; - частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет; - наследственные факторы; - снижение слуха; - анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата; - сосание пальца;
Особенности развития речи детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет
К полутора годам: - ребенок говорит отдельными словами. - слова дополняются жестами, мимикой, интонацией. - часто общепринятые слова заменяются на звукоподражания. - ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки – м,п,б,к,г,т,д,н,ф,в,х,й.
С полутора лет: Быстро растет активный словарь малыша – к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов, - он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова во фразу. - облегченные слова заменяются правильными. - появляются прилагательные и местоимения. - начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. - речь эмоциональна и выразительна.
На третьем году: - осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие сь, зь, ць, ль. - многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) малыш нередко заменяет мягкими свистящими. - интенсивно развивается мышление внимание становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. - он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы.
К трем годам: - пассивный и активный словарь ребенка достигает 1000 – 1200 слов. кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. - ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падежах. .
Какие отклонения в развитии ребенка раннего возраста должны насторожить заботливых родителей?
Для ребенка второго года жизни необходимо обратить внимание на следующие отклонения в речевом развитии: • присутствуют трудности в понимании обращенной речи (простой инструкции и двухступенчатой: «Подойди к столу и возьми кубик»); • в активной речи ребенок «застрял» на этапе лепета; • наблюдаются трудности формирования интонационной стороны речи (ребенок затрудняется в самостоятельной речи воспроизвести интонацию вопроса, требования); • при общении малыш использует очень мало общеупотребительных слов (3-5), чаще – звукоподражания, лепет; • к двум годам малыш испытывает затруднения при зрительном различении предметов, различных по величине (большой - маленький), по цвету (красный, синий, желтый, зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник).
Для ребенка третьего года жизни важными диагностическими показателями отклонения в речевом развитии являются следующие: • отсутствие в самостоятельной речи ребенка фразы из 2-4 слов; • ребенок НЕ называет величину предметов (большой - маленький), основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат); • нарушения слоговой структуры слова (сокращение или перестановки слогов в словах типа «киска», «машина»); • стойкие запинки при произнесении слов, фраз, многократные повторения или растянутое произнесение звуков или слогов на фоне мышечного напряжения; • нарушение произношения простых по артикуляции согласных звуков (М, Н, Т, Д, Ф, В, К, Г, Х); • искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты); • ребенок НЕ проявляет интереса к слушанию сказок, стихов; плохая слуховая память; • ребенок НЕ интересуется процессом «словотворчества».
Игры
Игры на развитие слухового восприятия «Угадай, что звучит» «Угадай, где звучит» «Угадай, чей это голос» «Кто позвал?» «Различение слов, близких по звуковому составу»
Игры на развитие артикуляционной моторики Динамические: «часики», «лошадка», «качели», «почистим зубки», «маляр», «вкусное варенье», и т.д. Статические: «улыбочка», «заборчик», «чашечка», «иголочка», «горка», «трубочка», и т.д «Рожицы».
Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков «Покажи, как плачет Ляля», «Как воет волк», «Как летит самолет», «Лошадка». - «Звукоподражания»
Игры на развитие мелкой моторики - стихи для игр с пальчиками -из бытового: завязывайте шнурки, привязывайте предметы друг к другу, застегивайте пуговички, перебирайте мелкие предметы (крупу, например).
Игры для развития словарного запаса и грамматической связи слов в предложении. 1. «Спрячь игрушку»: 2. «Поможем кукле Кате запомнить посуду» 3. «Чей малыш?», «Чья мама?»: 4. «Покорми зверей»: 5. «Назови маленький предмет». 6. «Подскажи словечко»: 7. «Кто как кричит?»: 8. «Сделай, как я скажу»:
Игры для развития самостоятельной фразовой речи игры- театрализации
Исправлять искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, т.к. у ребенка- дошкольника ещё недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и тем самым избежать серьезных проблем.
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет)
Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.
Родители должны быть внимательны к речи своего малыша и, при малейших сомнениях, в случае отсутствия активной речи у ребенка 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов логопеда,
психолога,
психоневролога,
стоматолога, ортодонта,
оториноларинголога (ЛОР),
провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.)
Возможные причины:
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха;
- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
- сосание пальца;
Особенности развития речи детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет
К полутора годам:
- ребенок говорит отдельными словами.
- слова дополняются жестами, мимикой, интонацией.
- часто общепринятые слова заменяются на звукоподражания.
- ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки – м,п,б,к,г,т,д,н,ф,в,х,й.
С полутора лет:
- Быстро растет активный словарь малыша – к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов,
- он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова во фразу.
- облегченные слова заменяются правильными.
- появляются прилагательные и местоимения.
- начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные.
- речь эмоциональна и выразительна.
На третьем году:
- осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие сь, зь, ць, ль.
- многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) малыш нередко заменяет мягкими свистящими.
- интенсивно развивается мышление
- внимание становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый.
- он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы.
К трем годам:
- пассивный и активный словарь ребенка достигает 1000 – 1200 слов.
- кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. –
- ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падежах.
.
Какие отклонения в развитии ребенка раннего возраста должны насторожить заботливых родителей?
Для ребенка второго года жизни необходимо обратить внимание на следующие отклонения в речевом развитии:
• присутствуют трудности в понимании обращенной речи (простой инструкции и двухступенчатой: «Подойди к столу и возьми кубик»);
• в активной речи ребенок «застрял» на этапе лепета;
• наблюдаются трудности формирования интонационной стороны речи (ребенок затрудняется в самостоятельной речи воспроизвести интонацию вопроса, требования);
• при общении малыш использует очень мало общеупотребительных слов (3-5), чаще – звукоподражания, лепет;
• к двум годам малыш испытывает затруднения при зрительном различении предметов, различных по величине (большой - маленький), по цвету (красный, синий, желтый, зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник).
Для ребенка третьего года жизни важными диагностическими показателями отклонения в речевом развитии являются следующие:
• отсутствие в самостоятельной речи ребенка фразы из 2-4 слов;
• ребенок НЕ называет величину предметов (большой - маленький), основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);
• нарушения слоговой структуры слова (сокращение или перестановки слогов в словах типа «киска», «машина»);
• стойкие запинки при произнесении слов, фраз, многократные повторения или растянутое произнесение звуков или слогов на фоне мышечного напряжения;
• нарушение произношения простых по артикуляции согласных звуков (М, Н, Т, Д, Ф, В, К, Г, Х);
• искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты);
• ребенок НЕ проявляет интереса к слушанию сказок, стихов; плохая слуховая память;
• ребенок НЕ интересуется процессом «словотворчества».
Игры
(КАРТИНКА, как дети играют)
Игры на развитие слухового восприятия
«Угадай, что звучит»
«Угадай, где звучит»
«Угадай, чей это голос»
«Кто позвал?»
«Различение слов, близких по звуковому составу»
Игры на развитие артикуляционной моторики
Динамические: «часики», «лошадка», «качели», «почистим зубки», «маляр», «вкусное варенье», и т.д.
Статические: «улыбочка», «заборчик», «чашечка», «иголочка», «горка», «трубочка», и т.д
«Рожицы».
Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков
«Покажи, как плачет Ляля».
«Самолет».
«Лошадка».
«Звукоподражания»
Игры на развитие мелкой моторики
- стихи для игр с пальчиками
-из бытового: завязывайте шнурки, привязывайте предметы друг к другу, застегивайте пуговички, перебирайте мелкие предметы (крупу, например).
Игры для развития словарного запаса
и грамматической связи слов в предложении.
1. «Спрячь игрушку»:
2. «Поможем кукле Кате запомнить посуду»
3. «Чей малыш?», «Чья мама?»:
4. «Покорми зверей»:
5. «Назови маленький предмет».
6. «Подскажи словечко»:
7. «Кто как кричит?»:
8. «Сделай, как я скажу»:
Игры для развития самостоятельной фразовой речи
игры- театрализации
Советы логопеда родителям детей раннего возраста
1. Посмотрите на себя.
Даже если вы молчаливы от природы — все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него.
Сопровождайте свои действия словами!
2. Посмотрите ребенку в глаза.
Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3. Следите за своей речью.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу, не в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок !!!!! Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение,
старайтесь произносить как можно более выразительно.
4. «Повторение — мать учения».
Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае меняя порядок слов («Папа пришел, пришел наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
5. Не перегружайте ребенка.
Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6. Следите за эмоциями.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
7. Дайте «попробовать на зуб».
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть - изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз коротко, четко, выразительно.
8. Постоянно общайтесь с ребенком.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!
9. Экспериментируйте с речью.
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: ди-ди-ди, да-да-да, ма-ма-ма, ба-ба-ба, би-би-би; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе.
Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.
10. Поощряйте попытки ребенка говорить.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать и слушать свой голос.
11. Расширяйте словарный запас
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это пассивный словарь; говорит -это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал: Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. В дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действии. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т. д.
12. Развивайте фонематический слух.
Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос - нож, уточка - удочка и т.>д.). Просите ребенка хлопать в ладоши (топать, стучать по столу и т. п.) медленно, быстро, тихо, громко.
13. Учите звукоподражаниям.
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку. Помните только, что вместе с «маленьким словом» вы должны сказать ребенку и полное: «Бух, упал».
14. Читайте!
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
15. Развивайте мелкую моторику.
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами - все это поможет речи; а в будущем - и письму.
16. Будьте терпеливы.
Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, старайтесь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим.
Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Следует помнить, что дефекты речи, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются и на всю жизнь и могут повлиять на успеваемость в школе (трудности чтения и письма), выбор профессии, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправлять искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, т.к. у ребенка- дошкольника ещё недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и тем самым избежать серьезных проблем.
КАК ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.
Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту
Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку.
Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.
Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.
Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).
Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала
Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.
Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.
Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
Необходимо контролировать длительность занятия
Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
Необходима четкая структура занятия
Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.
Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры – «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в „Курочку и цыплят“ и т. п. Варианты окончания игры – „Курочка с цыплятами пошли домой“ (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются – до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.
Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.
Необходима смена видов деятельности
Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.
Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.
Гибкость
Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.
Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
Перенос знаний
Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.
Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.
Малышам необходима положительная оценка их деятельности
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!».
Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"
В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
Цель: Повышение профессионального уровня в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...
План профессионального самообразования воспитателя второй группы раннего возраста. Тема: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» План профессионального самообразования воспитателя...
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста
Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....