Материал по автоматизации звуков [с], [ш].
методическая разработка по логопедии на тему
Вашему вниманию предлагаются страницы из альбома по автоматизации звуков. В данной методической разработке предложен речевой материал и игры по автоматизации звуков С и Ш (этап изолированного произношения, этап автоматизации в открытых слогах, в начале и в конце слова). Материал ориентирован на работу с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatiziruem_zvuki.docx | 250.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над звуком [С]
(автоматизация звука в начале и в конце слова в прямых слогах)
- Артикуляциолнная гимнастиака («Блинчик», «Чистим зубки», «Киска сердится», «Катушка», «Заборчик»).
- Дыхательная гимнастика («Загоним мяч в ворота», «Подуй на карандаш»).
- Выделение звука на слух в ряду других звуков, слогов, слов: Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]: среди других звуков - С, З, СЬ, Х, С, Ш, Ж, С, СЬ и т.д. ; среди слогов с другими звуками - СА-ША-СО-ЖУ-ЩУ-СЭ-ЧА-СЫ-СУ и т.д.; среди слов – сом, кот, шуба, сок, мышь, санки и т.д.
- Изолированное произнесение звука (четко и медленно, с соблюдением правильной артикуляции): Упражнение «Насос»: произнеси звук [С] отрывисто: С-С-С-С; длительно С------------------С
- Автоматизация звука в слогах и слоговых цепочках. Слоги: СА, СЫ, СЭ, СО, СУ (звук произносится утрированно, с соблюдением правильной артикуляции):
- «Пальчики здороваются» (соединяем большой палец правой/левой руки поочередно с остальными пальцами на руке, на каждое соединение произносим любой слог со звуком [С]) , «Произнеси столько слогов, сколько услышишь хлопков», «Скажи на один слог больше/меньше»; построй из счетных палочек фигуры, дотрагиваясь до каждой палочки, произноси слог;
- Слоговые цепочки: СА-СЫ-СЭ СО-СЫ-СА и т.д.
- Повтори слоговую цепочку, меняя ударение: СА-са-са, са-са-СА, са-СА-са; тоже с друми слогами.
- Проговори слова: сад, сам, сама, сани, сапог, сапоги, самолет, сабля, самокат, сын, сынок, оса, коса, усы, носы, весы , бусы, косы, осы, такса.
- Назови картинки со звуком [С] (сабля, самокат, самолет, санки, сапоги, оса, коса, коса, бусы, весы, носы, такса, усы):
* * *
* *
*
- Выполни задания по картинкам:
- «Один-много» (образование множественного числа существительных с картинками, возле которых стоит знак *);
- «Запомни и назови» (назови картинки, закрой лист и назови еще раз);
- «Чего нет?» (ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает любую картинку, ребёнок открывает глаза и отвечает на вопрос «Чего нет?» - нет самоката и т.д.);
- Что есть у Сани (составление трехсловных предложений): У Сани самолет и т.д.
- Назови все картинки, в названии которых слышится звук [С].
- Чистоговорки (произнеси четко и медленно)
СА-СА-СА – вот летит оса; СЫ-СЫ-СЫ – у осы усы; СУ-СУ-СУ – не боимся мы осу.
Работа над звуком [Ш]
(автоматизация звука в начале и в конце слова в прямых слогах)
Губы в форме «окошка» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
- Артикуляциолнная гимнастика («Лопатка», «Чистим зубки», «Окошечко», «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка»).
- Дыхательная гимнастика («Фокусник», «Сдуй снежинку»).
- Выделение звука на слух в ряду других звуков, слогов, слов: Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ш]: среди других звуков - Ш, З, СЬ, Х, С, Ш, Ж, С, Ш и т.д. ; среди слогов с другими звуками - СА-ША-ШО-ЖУ-ЩУ-СЭ-ЧА-ШИ-ШУ и т.д.; среди слов – шапка, зонт, шуба, шина, кот и т.д.
- Изолированное произнесение звука (четко и медленно, с соблюдением правильной артикуляции, на сильном выдохе): Упражнение «Шарик лопнул»: произнеси звук [Ш] отрывисто: Ш-Ш-Ш-Ш; длительно Ш------------------Ш
- Автоматизация звука в слогах и слоговых цепочках. Слоги: ША, ШИ, ШЕ, ШО, ШУ (звук произносится утрированно, с соблюдением правильной артикуляции, щеки не раздуваются):
- «Пальчики здороваются» (соединяем большой палец правой/левой руки поочередно с остальными пальцами на руке, на каждое соединение произносим любой слог со звуком [Ш]) , «Произнеси столько слогов, сколько услышишь хлопков», «Скажи на один слог больше/меньше»; построй из счетных палочек фигуры, дотрагиваясь до каждой палочки, произноси слог;
- Слоговые цепочки: ША-ШИ-ШЕ ШО-ШИ-ША и т.д.
- Повтори слоговую цепочку, меняя ударение: ША-ша-ша, ша-ша-ША, ша-ША-ша; тоже с друми слогами.
- Назови все картинки, в названии которых слышится звук [Ш] (шапка, конфета, мышь, шиповник, попугай, шляпа, шуба, флаг, кошка).
- Проговори слова:
ША: шаг, шайба, шапка, шахта, шампунь, Маша, Даша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, ваша, наша;
ШО: шёл, шёпот, шоколад;
ШИ: шина, шило, шипеть, шиповник, шить, уши, мыши, калоши, ландыши, пиши, дыши, камыши, малыши;
ШУ: шум, шуба, шутка, шутить, шутник, дышу, ношу, пишу, шея.
- Посчитай от 1 до 5: шуба, шапка, шутка. (Пример: одна шуба, две шубы………… пять шуб.)
- Закончи предложения по картинкам:
Паша играет в . В норке шуршат .
Маша надела на голову . На болоте растут .
- Доскажи словечко в рифму:
А под снегом спит медведь, По шоссе бегут машины, |
Тише, тише. Не ….. (шуметь) В темноте шуршат их …(шины) |
ЭЙ, эй, мохнатый мишка, |
Помоги достать нам …..(шишку) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактический материал по автоматизация звука ш
Артикуляционные комплексы, картинки, загадки, чистоговорки, дидактические игры...
Практический материал по автоматизации звуков "От слогов к словам и предложениям".
Нарушенный звук уже поставлен, и вы постепенно начинаете вводить его в слоги. Это только начало работы по автоматизации поставленного звука. Впереди еще предстоит длительная период по вве...
Материал для автоматизации звука /С/.
Появление данного пособия явилось результатом: с одной стороны – многолетней работы, а с другой стороны желанием обобщить опыт многих логопедов-практиков и создать необходимейшую вещь для...
Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.
Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный материал также...
Речевой материал по автоматизации звуков
Ваша радость по поводу нового поставленного звука ещё не утихла, а его уже пора быстренько закреплять в речи. Вот слоги и слова позади, где же взять материал посложнее? Нет ничего приятнее для родител...
Занимательный материал для автоматизации звука [Ш].
Загадки для автоматизации звука [ш] могут использоваться учителем - логопедом в подгрупповой и индивидуальной коррекционной деятельности. А также воспитателями на занятиях по звуковой культ...
Лексический материал для автоматизации звуков и введении их в речь.
Содержит речевой материал по автоматизации (чистоговорки, стихи, скороговорки, рассказы) свистящих, шипящих, соноров и других групп звуков....