«Дифференциация звуков [с] - [ш]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, фразах.
Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Упражнять в пересказывании небольшого текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_fonetiko.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (подготовительная группа).
Цели:
- Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
- Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, фразах.
- Учить определять позицию звука в слове.
- Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.
- Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
- Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
- Упражнять в пересказывании небольшого текста.
Оборудование:
- Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
- Мячик.
- Игрушки: гномик Шумка и Самоделкин.
- Наборное полотно.
- Колокольчик.
Лексический материал:
- Слова, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш].
- Скороговорки.
- Слова – паронимы.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Я сегодня шла к вам в сад и мне повстречались гномик Шумка и Самоделкин. Они передали вам загадки и просили отгадать их. И еще они пообещали прийти к вам в гости.
Отгадывание загадок.
Когда апрель берет свое
И ручейки бегут, звенят
Я прыгаю через нее,
А она через меня
- Скакалка.
- Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.
- Звук [с].
Сижу верхом
Не ведая на ком.
- Шапка.
- Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове - отгадке.
- Звук [ш].
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силен, но добродушен,
Потому что это …..
- Слон.
Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.
- Звук [с].
Твой хвостик я в руке держу,
Ты полетишь – я побегу.
- Шарик, шар.
- Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.
- Звук [ш].
- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. Шумка и Самоделкин будут очень довольны.
- Сообщение темы занятия.
- Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?
- Звук [с] и звук [ш].
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить.
- Актуализация имеющихся знаний у детей.
- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?
- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
- А при произнесении звука [ш]?
- Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.
- Что мы можем сказать про эти звуки?
- Они согласные, глухие, твердые.
- Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.
- Дидактическая игра «Поймай звук».
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.
ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.
- А теперь давайте также поиграем, только со словами.
ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.
- Дидактическая игра «Скажи наоборот».
- Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].
СА – ША СО – ШО АС – АШ ОС – ОШ
СА–СА–ША – ША–ША–СА
ША-ША-СА – СА-СА-ША
- «Речевая зарядка».
- У гномика Шумки очень хорошая память и он помнит все телефонные номера своих друзей. Ребята, я буду называть слоги, а вы повторяйте их за мной.
СА-ША-СА ШО-СО-ШО УС-УШ-УС АШ-ОС-УШ
ША-ША-ША – мама моет малыша.
ШУ-ШУ-ШУ – я письмо тебе пишу.
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – у Вовы Колесо.
- Пальчиковая гимнастика.
- Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».
Две сороконожки
Бежали по дорожке
Бежали, бежали
Друг друга повстречали
Так друг друга обнимали,
Что мы еле их разняли.
- Дидактическое упражнение «Измени слово».
- А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем.
Сутки – шутки каска – кашка
Марс – марш миска – мишка
Басня – башня маска – Машка
- Отработка согласования прилагательных с существительными.
- А теперь подумайте, про что можно сказать…
ШЕРСТЯНОЙ (свитер, шарф);
ШЕРСТЯНЫЕ (носки, рукавицы);
ШЕРСТЯНАЯ (шаль, накидка);
ШЕРСТЯНОЕ (платье, одеяло).
СМЕШНОЙ - ОЕ, - ЫЕ, - АЯ.
ДУШИСТЫЙ - ОЕ, - ЫЕ, - АЯ.
- Отработка лексико – грамматических категорий (словообразование) – образование существительных, обозначающих людей по их занятиям.
- Ребята, назовите профессию человека, который…
Играет в шахматы –
Играет в футбол –
Играет на пианино –
Играет в баскетбол –
Играет в хоккей –
- Физкультминутка.
- Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.
Мы по лесу шли – шли,
Только шишку нашли.
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Лягушка – попрыгушка –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.
- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Шумка и Самоделкин очень любят превращать все слова в ласковые. И хотят поиграть вместе с вами. Я буду называть вам слова, а вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш].
Петух – петушок
Хлеб –
Ладонь –
Гнездо –
Окно –
Солнце –
Черепаха –
Травка –
- Дидактическое упражнение «Отгадай слово».
- Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].
…амолет …ляпа
…анки …апог
…уба …апка
…обака …алаш
…ина …амокат
- Дидактическая игра «Подари картинки»
- Ребята, Шумке и Самоделкину друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им?
- Да.
- Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Самоделкину, а какие гномику Шумке, и почему?
- Самоделкин любит картинки, в названии которых есть звук [с], потому что в слове «Самоделкин» слышится звук [с]. А гномик Шумка любит картинки, в названии которых есть звук [ш], потому что в слове «Шумка» слышится звук [ш].
- Дидактическая игра «Что изменилось?»
- Посмотрите внимательно на эти картинки, давайте их еще раз назовем (дети называют картинки). А теперь закройте глаза. Чего не стало? (дети отвечают). Еще раз закройте глаза. Какие картинки поменялись местами? (дети отвечают). Шумка и Самоделкин говорят вам, ребята, большое спасибо за то, что вы верно поделили между ними все картинки. Они с вами прощаются и говорят что придут к вам обязательно еще раз.
- Пересказ рассказа «Пушок и Машка».
- Когда Шумка и Самоделкин уходили, они оставили вам рассказ. Послушайте его внимательно.
«У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке».
- Кто у Саши?
- У Саши собака пушок.
- Кто у Даши?
- У Даши кошка Машка.
- Что любит Пушок?
- Он любит кости.
- Что любит машка?
- Она любит мышек.
- Где спит Пушок?
- Пушок спит у Сашиных ног.
- где спит Машка?
- Машка спит на кушетке.
- Итог занятия.
- Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? Во что играли с Шумкой и Самоделкиным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...