Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 74.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Зав.МБДОУ №34 «Колокольчик»
____________________________
Перспективный план
фронтальных занятий
в старшей логопедической группе
для детей с ФФНР
Учитель – логопед:
Неткачева Е.С.
РСО – Алания
г.Моздок
на 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Неделя | № Занятия | Звук/ Буква | Тема | Развитие общей и мелкой моторики | Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | Формирование лексико-грамматических категорий | Связная речь | Обогащение словаря | |
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
1 | 1 | Лето | Упражнение для развития координации речи с движением. | Знакомство с понятиями «речевые звуки» «не речевые звуки» | Лето. Подбор прилагательных к слову «лето». | Исправление предлогов в предложении. | Предметный словарь: лето, солнце, радуга, гром, гроза, солнцепек. Словарь признаков: жарко, душно, солнечно. Предикативный словарь: плавать, загорать, играть. | ||
2 | 1 | Звук, слово, предло-жение |
Д/Сад | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Пальцы дружная семья | Знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение». Учить определять количество слов в предложении. | Д/сад. Подбор глаголов к сущ. д/с (что делают в д/с?) | Составление предложения по действиям. Игра «где мы были мы не скажем, а что делали покажем» | Предметный словарь: Заведующая д/сада, старший воспитатель, логопед, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию. | |
3 | 1 | У | Осень | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал» | Выделение гласного звука среди среди других звуков – «хлопни в ладоши» Знакомство с буквой, понятие гласный звук, буква. Подбор слов со звуком У | Осень. Формирование номинативного словаря (словаря существительных) по теме. | Посмори, запомни и назови (составление предложений с заданным словом) | Предметный словарь: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, листопад, тучи, урожай, сад, листья, лес, овощи, фрукты, слякоть, погода. Предикативный словарь: падают, осыпаются, летят, шуршат, наступает, приходит, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, желтеют, сохнут, вянут, моросит. Словарь признаков: ранняя, поздняя, грустная, унылая, хмурая, пасмурный, дождливая. Качественный словарь: холодно, пасмурно, дождливо | |
2 | А | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал» | Выделение ударного звука в начале слова. Знакомство с буквой. Называние слов со звком А. | Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом | .Составление предложений с предлогом «с» «Кто с кем?» | ||||
4 | 1 | У – А | Деревья осенью | Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «На березе, осине…» | Анализ звукового ряда (ау – уа) Звуковая линейка | Деревья осенью. Листья. Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. | Окончи предложение. | Предметный: Дерево, трава, корень, ствол, кора, ветка, листья, ель, сосна, береза, дуб, каштан, рябина, клен, ива, почка, сережка, гроздь, шишка, желудь, хвоя, иголка, лист. Предикативный: Сажать, копать, поливать, появляться, распускаться, цвести, зреть, падать, собирать, срывать, находить, дышать, желтеть, сохнуть, ломать, охранять. Признаков: Хвойный, лиственный, плодовый, березовый, дубовый, кленовый, каштановый, рябиновый, еловый, сосновый, высокий, низкий, толстый, тонкий, наземный, подземный, сухой, красивый, полезный, ядовитый. Качественный: Высоко, низко, много, мало, вкусно, свежо, опасно. | |
2 | И | Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «На березе, осине…» | Выделение слов со звуком [ И ] из предложений. Знакомство с буквой. Анализ слогов с изменением гласных уа, ИА. | Деревья осенью. Листья. Образование прилагательных от существительных. | Составить предложение по образцу. | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
1 | 1 | П - Пь | Овощи | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски…» | Определение позиции звука [ П ] в слове (начало, конец). Знакомство с термином согласный звук: твердый, мягкий. Анализ обратного слога АП. Чтение слогов АП, УП, ИП | Овощи. Расширение знаний детей об особенностях различных овощей. | Д/упр. «Вершки – корешки» | Предметный словарь: овощи, фрукты, баклажан, перец, кабачок, петрушка, салат, редис, тыква, лук, чеснок, свёкла, картофель, фасоль, горох, капуста. Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, собирать, выдёргивать, срезать, варить, сушить, солить. Словарь признаков: морковный, тыквенный, фасолевый, гороховый, картофельный Словарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно. | |
2 | К - Кь | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски…» | Выделение слова с заданным звуком из ряда слов. Знакомство с буквой. Дифференцировать звуки в словах. Подбор слов на звуки [ К ] [ Кь ] | Труд взрослых на полях и в огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени. | Распространение предложений (прилагательных) На столе лежит огурец – зеленый, твердый, овальный. | ||||
2 | 1 | Т - Ть | Фрукты | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Компот» | Определение позиции звука [ Т ] в словах (начало, середина, конец). Дифференцировать звуки на слух в словах. Подбор слов на звуки [ Т ] [ Ть ] | Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имён существительных в форме родительного падежа множественного числа. | Составление простых предложений по вопросам. (Что лежит на столе?) | Предметный словарь: фрукты, апельсин, мандарин, груша,: яблоко,, виноград, персик, абрикос, лимон, ананас, киви; урожай, сад, огород, деревья. Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, собирать, зреть. Словарь признаков: спелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные Словарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно. | |
2 | К - Т | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Компот» | Определить количество звуков в слоге на слух (звуковая линейка) АТ, ТА, КАТ, КТА. | Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования. | Составление рассказа о фруктах по предложенному наглядному плану. | ||||
3 | 1 | П – Т – К | Насекомые | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика | Произношение, чтение обратных слогов. Образование слов с заменой гласны (тик – так – тук). | Насекомые. Закрепление употребления имён существительных в родительном падеже. | Составление загадок о насекомых. | Предметный словарь: бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, гусеница, божья коровка; крылышки, голова, хоботок, лапки, спинка. Предикативный словарь: летать, порхать, жужжать, звенеть, пищать, вредить, поедать, собирать, приносить. Словарь признаков: красивые, разноцветные, вредные, полезные, опасные | |
2 | О | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка» | Выделение слова с заданным звуком среди ряда слов Знакомство с буквой. | Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме. | Закончи предложение «Скажи одним словом» | ||||
4 | 1 | Х – Хь | Перелетные птицы | Физкультминутка «У леса на опушке» Пальчиковая гимнастика «Эта птичка» | Выделение первого и последнего согласного звука в слове. Анализ обратного слога. | Перелётные птицы. Формирование навыков словообразования. | Пересказ рассказа по опорным картинкам. | Предметный словарь: ласточка, соловей, грач, журавль, цапля, кукушка, лебедь, ворона, сорока, голубь, воробей, сова, глухарь, синица, снегирь, дятел; гнездо, скворечник, кормушка, птенцы, корм, голод, холод, перелёт. Предикативный словарь: летать, кормить, выводить, клевать, щебетать, каркать, куковать, чирикать. Словарь признаков: дикие, проворные, быстрые, перелётные, зимующие Качественный: Голодно, холодно, жалко, грустно, высоко, низко, далеко, близко, много, мало. | |
2 | К – Х | Физкультминутка «У леса на опушке» Пальчиковая гимнастика «Эта птичка» | Дифференциация звуков на слух. Подбор слов на звук [ К ] [ Х ]. Звуковой анализ слов муха, мука | Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласкательной формы имён существительных. | Закончи предложение. | ||||
НОЯБРЬ | |||||||||
1 | 1 | Ы | Грибы / Ягоды | Физкультминутка «Запретное движение» Пальчиковая гимнастика «Опята» | Выделение заданного звука в обратных слогах: ЫМ, ОМ… Знакомство с буквой. | Грибы. Согласование имен существительных с числительными. | Закончи предложения «Скажи наоборот» | Предметный словарь: боровик, лисичка, груздь, подберёзовик, рыжик, мухомор, шампиньон; ножка, шляпка, грибник, корзина, лукошко. Предикативный словарь: собирать, срезать, любоваться. Словарь признаков: осенний, толстый, тонкий, ядовитый, несъедобный, грибной Качественный: Быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо. | |
2 | А, У, И, Ы, О | Физкультминутка «Запретное движение» Пальчиковая гимнастика «Опята» | Упражнять в различении терминов «слог», «звук». Подбор с заданным звуком. | Ягоды. Образование прилагательных от существительных. | Составление предложений по предметным картинкам (ягоды) Я нарву в корзину … смородины. | ||||
2 | 1 | М - Мь | Домашние животные | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Кошка» | Группировка картинок к М МЬ. Определение количества слогов по слоговой лесенке. Звуковой анализ слова мак обозначать фишками. | Домашние животные и их детёныши. Закрепление и расширение знаний детей по теме. | Составление предложений по опорным словам (неопределенная форма) (кошка, сидеть, окошко) | Предметный словарь: кот, котёнок, собака, щенок, лошадь, жеребёнок, корова, телёнок, свинья, поросёнок, коза, козлёнок, овца, ягнёнок; рога, копыта, вымя, шерсть; сарай, конура, конюшня, свинарник. Предикативный словарь: ходить, бегать, прыгать, мяукать, лаять, рычать, хрюкать, жевать, сторожить, ловить, ухаживать, приносить (пользу) Признаков: Домашний, мягкий, пушистый, ласковый, сильный, быстрый, добрый, злой, глупый, умный, кудрявый, веселый, заботливый; кошачий, собачий, лошадиный, коровий, козий. | |
2 | Н - Нь | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Кошка» | Познакомиться со звуком и буквой. Упражняться в различении на слух, подбор слов на звуки [ Н ] [ Нь ], звуковой анализ слов. Чтение слогов Нина - Ната | Домашние животные. Место обитания домашних животных. Закрепление знаний по теме. | Пересказ рассказа по опорным картинкам | ||||
3 | 1 | Н - М | Дикие животные | Речь с движением «Ежик» Пальчиковая гимнастика «У лисы» | Дифференцировать звуки на слух в словах, предложениях, тексте. Подарим картинки Нате и Маше. Звуковой анализ слов: кино, муха | Дикие животные и их детёныши. Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи. | Составление предложений по картинке серия «Дикие звери» | Предметный словарь: заяц, зайчонок, лиса, лисёнок, волк, волчонок, медведь, медвежонок, белка, бельчонок; берлога, нора, дупло, логово; рога, копыта, шерсть, мех, иголки, лапы. Предикативный словарь: прыгать, охотиться, бежать, убегать, догонять, искать, собирать, сушить, накалывать (на иголки). Словарь признаков: дикий, пушистый, колючий, ловкий, быстрый, неуклюжий, косолапый, зубастый, хитрый, хищный Качественный: Быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно. | |
2 | Б | Речь с движением «Ежик» Пальчиковая гимнастика «У лисы» | Знакомство со звуком и буквой. Анализ слов: бак, бок, бык. подбор слов со звуком Б | Дикие животные. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имён существительных и притяжательных прилагательных по теме. | Составь предложение. Упражнение «Кто с кем?» | ||||
4 | 1 | Б - Бь | Одежда | Речь с движением «Я умею обуваться» Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» | Дифференциация звуков на слух. Игра «Живое слово». Выкладывание слов бант, бинт. | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация типов одежды по сезонам. | Упражнять в правильном согласовании слов в предложении. | Предметный словарь: шуба, пальто, плащ, куртка, пиджак, рубашка, блуза, майка, свитер, сарафан, фартук, перчатки, варежки, шарф, платок, рукав, воротник, манжета, карман, пуговица, пояс. Предикативный словарь: расстёгивать, застёгивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, надевать, снимать.
Словарь признаков: шёлковый, шерстяной, кожаный, меховой, пуховый, резиновый, зимний, летний Качественный: Аккуратно, небрежно, удобно, неудобно, красиво, чисто, грязно, тесно. | |
2 | П - Б | Речь с движением «Я умею обуваться» Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» | Игра «Замени звук в слове» Подбор слов на звук [ Б ] [ П ]. | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Образование относительных прилагательных. | Составление предложений с заданными словами (по картинкам – одежда) (лежат… висят…) |
Перспективный план.
на II период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Неделя | № Занятия | Звук/ Буква | Тема | Развитие общей и мелкой моторики | Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | Формирование лексико-грамматических категорий | Связная речь | Обогащение словаря |
ДЕКАБРЬ | ||||||||
1 | 1 | С | Зима | Физкультминутка со скороговоркой. Пальчиковая гимнастика «Снежок» | Знакомство со звуком и буквой [ С ] Звуковой анализ слова сок(количество гласный, согласных). Место звука в слове. | Зима. Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. | Составление предложений по картине «Зима» | Предметный словарь: время года, декабрь, январь, февраль, зима, снег, мороз, снеговик, снегопад, лыжи, санки, коньки, снежки, метель, буря, вьюга. Предикативный словарь: падает, летит, кружится, лепят, катаются, сгребают, чистят. Словарь признаков: морозная, холодная, лёгкий, пушистый Качественный: Холодно, тепло, морозно, пасмурно |
2 | Сь | Физкультминутка со скороговоркой. Пальчиковая гимнастика «Снежок» | Выделение гласного звука в середине слова (жук, бок, рак, бук, суп). Дифференцировать звуки на слух в словах. | Зима. Зимние месяцы. Уточнение и расширение словаря по теме. | Составление предложений по образцу. «Мяч нужен футболисту» | |||
3 | Физкультминутка со скороговоркой. Пальчиковая гимнастика «Снежок» | Звуко-слоговой анализ слов гусь, гуси, сам, сама | Употребление сущ-ных с уменьшительно-ласкательными суф-ми. Образование притяжательных прилагательных. | Составление предложений из данных наборов слов. (На, сова, суку, сидит.) | ||||
2 | 1 | С – Сь | Мебель | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Снежок порхает..» | Дифференциация звуков на слух. Определение количества слогов в слове | Мебель. Расширение предикативного словаря. | Составление предложений по демонстрируемым действиям. Мяч под столом. Мяч между столами. Мяч на столе. | Предметный словарь: диван, кровать, кресло, табурет, стул, шкаф, стол, полка; крышка, спинка, ножка, сиденье. Предикативный словарь: убирать, вытирать, ставить, ремонтировать. Словарь признаков: мягкая, деревянный, книжный, письменный, обеденный Качественный: Мягко, твердо (жестко), высоко, низко, вверху, внизу, аккуратно, осторожно, опасно. |
2 | З | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Снежок порхает..» | Знакомство со звуком и буквой. Составление слова ЗОНТ. Подбор слов на каждую букву. | Мебель. Практическое закрепление в речи употребления имён существительных в различных падежах. | Составление предложений на заданную тему (что вы купите в свою квартиру) | |||
3 | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Снежок порхает..» | Деление слов на слоги. Работа над 2-сложными словами со стечением согл.звуков. | Учить понимать значение сложных слов, образовывать слова от существительных и глаголов, подбирать прилагательные с противоположным значением, правильно употреблять глаголы с разными приставками. | Составление описательных рассказов по картине. | ||||
3 | 1 | Зь | Посуда | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Стул» «Стол» | Дифференцировать звуки на слух в словах | Посуда. Расширения знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. | Составление сложного предложения с союзом «Для того чтобы» | Предметный словарь: кастрюля, сковорода, таз, чайник, тарелка, миска, чашка, стакан, блюдце, сахарница, соусница, конфетница, сухарница, хлебница. Предикативный словарь: мыть, чистить, готовить, наливать, варить, жарить, печь, кипятить, угощать. Словарь признаков: кухонная, столовая, чайная, фарфоровая, глиняная, стеклянная, хрустальная, металлическая. Качественный: Осторожно, чисто, грязно, аккуратно, неаккуратно, горячо, тяжело, быстро. |
2 | З – Зь | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика | Дифференцировать звуки на слух. Определение количества слогов в слове. | Посуда. Закрепление предложно-падежных конструкций. | Составление распространенных предложений о посуде. | |||
3 | Упражнение для развития координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Стул» «Стол» | Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы слов. | Уточнить пространственное значение предлогов В, ИЗ, учить правильно их употреблять. Развивать умение образовывать и употреблять относительные прилагательные. Учить согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. | Составление рассказа о предметах посуды по предложенному наглядному плану. | ||||
4 | 1 | Сь – Зь | Новый год | Речь с движением «Шел по лесу Дед Мороз» Пальчиковая гимнастика «Елка» | Дифференциация звуков (картинки). Различать звук, слог, слово. Определять количество слогов. | Новый год. Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. | Заучивание стихотворения «Снежинки» | Предметный: Новый год, елка, верхушка, шишка, гирлянда, бусы, хлопушка, дождик, фонарики, маска, дед Мороз, Снегурочка, хоровод, подарки. Предикативный: кружится, летать, сверкать, блестеть, скрипеть, таить, скользить. Словарь признаков: зимний, ясный, красивый, веселый, добрый, новогодний, еловый, елочный, легкий, хрупкий. Качественный: нарядно, весело, красиво, сказочно, осторожно. |
2 | С – З | Речь с движением «Шел по лесу Дед Мороз» Пальчиковая гимнастика «Елка» | Дифференциация звуков (картинки). Различать звук, слог, слово. Определять количество слогов. | Новый год. Развитие навыка словообразования. | Заучивание стихотворения «Новый год» | |||
3 | В – Вь | Речь с движением «Шел по лесу Дед Мороз» Пальчиковая гимнастика «Елка» | Знакомство со звуком и буквой. Воспроизведение слогового ряда слогов. Подбор слов на звуки. Добавь первый звук …агон, …итя, …олк, …вата, …илка, …еник. | Новый год. Закрепление употребления имён существительных в творительном падеже. | Заучивание стихотворения «С Новым годом!» | |||
ЯНВАРЬ | ||||||||
1 - 2 | Каникулы | |||||||
3 | 1 | Д – Дь | Животные жарких стран | Физкультминутка «Жираф» Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей» | Выделение заданного звука в словах на слух. Знакомство с буквой. Преобразование слов: ком – дом – том. | Животные жарких стран. Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже. | Составление предложений путем введения дополнений. | Предметный словарь: жираф, слон, бегемот, зебра, лев, тигр, антилопа, леопард, верблюд, крокодил, кенгуру, обезьяна; шерсть, мех, шкура, рога, грива.
Предикативный словарь: добывать, прыгать, охотиться, рычать, охранять. Словарь признаков: высокий, пятнистый, лохматый, сильный, полосатый, огромный, хищный Качественный: Далеко, близко, высоко, низко, быстро, вверх, вниз, медленно, жарко, холодно. |
2 | Т – Ть | Физкультминутка «Жираф» Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей» | Определение звука [ Т ] в словах (начало, середина, конец). Дифференцировать звуки на слух в словах. Подбор слов на звуки [ Т ] [ Ть ] | Животные жарких стран. Формирование навыка словообразования по теме. | Составление описательных рассказов по картине. | |||
3 | Физкультминутка «Жираф» Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей» | Правильное произношение и различение звуков Д-Т. Звонкие и глухие согласные. | Совершенствовать умение детей образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Учить детей согласовывать числительные с существительным в роде и числе. | Составление предложений на заданную тему. | ||||
4 | 1 | Ть – Дь | Семья | Физкультминутка «Вышел Тима погулять» Пальчиковая гимнастика «Брату впору башмаки» | Правильное произношение и различение звуков Дь-Ть. Звонкие и глухие согласные. | Семья. Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. | Образование сложноподчи-ненных предложений с союзами «потому что», «чтобы», «для того чтобы». | Предметный словарь: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, тётя, дядя, племянник, племянница, родители, семья, родственники; фамилия, имя, отчество. Предикативный словарь: готовить, убирать, ухаживать, стирать, работать, гладить, отдыхать, жить. Качественный словарь: родные, близкие; добрый, радостный, заботливый |
2 | Г | Физкультминутка «Вышел Тима погулять» Пальчиковая гимнастика «Брату впору башмаки» | Правильное произношение и различение звука Г. Знакомство с буквой. Составление слова ГОГА | Семья. Словообразование притяжательных прилагательных. | Распространение предложений однородными глаголами. | |||
3 | Физкультминутка «Вышел Тима погулять» Пальчиковая гимнастика «Брату впору башмаки» | Выделение заданного звука в словах на слух. | Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из стихотворного текста. | Составление сложноподчи-ненных предложений с союзом «а». Папа старше сына, а сын младше папы. | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||
1 | 1 | Г – Гь | Инструменты | Речь с движением «Плотник» Пальчиковая гимнастика «Грабли» | Воспроизведение слогов, слогового ряда на слух. Определять количество слогов. | Инструменты. Закрепление навыка употребления имён существительных в творительном падеже. | «Ответь на вопрос» - употребление предлога «в». Куда пойдет мама, если нужно сшить платье? | Предметный словарь: лопата, метла, топор, валик, нож, пила, отвертка, молоток… Предикативный словарь: копать подметать, мести, красить, резать, пилить. |
2 | Г – К | Речь с движением «Плотник» Пальчиковая гимнастика «Грабли» | Воспроизведение слогов, слогового ряда на слух. Выделение нужного звука на слух, замена звуков в словах, называние имен на эти звуки. | Инструменты. Формирование словаря глаголов. | Упражнять в правильном согласовании слов в предложении. | |||
3 | Речь с движением «Плотник» Пальчиковая гимнастика «Грабли» | Дифференцировать звуки на слух в словах. | Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и сущ-ных. | Составление предложений с заданными словами. (топор, веник.) | ||||
2 | 1 | Э | Морские, речные и аквариумные обитатели | Речь с движением «Рыбка плавает в водице» Пальчиковая гимнастика «Акула» | Выделение звука из ряда гласных. Знакомство с буквой. Упражнять в различении терминов «слог», «звук». | Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование притяжательных прилагательных. | Составление рассказов – описаний, по плану. | Предметный: усы; карп, окунь, щука, карась, плотва, гуппи, меченосец, туловище, голова, хвост, плавник, жабры, чешуя; река, море, аквариум. Предикативный: плавать, ловить; плыть, глотать, кормить, ухаживать. Признаков: Красивый, маленький, большой, прозрачный, разноцветный, широкий, узкий, водный, речной, морской, блестящий, хищный, опасный. |
2 | Й | Речь с движением «Рыбка плавает в водице» Пальчиковая гимнастика «Акула» | Определение количества звуков. Знакомство со звуком и буквой. Выложить слово ПОЙ – ПЕЙ | Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование отыменных прилагательных. | Придумывание конца рассказа. | |||
3 | Речь с движением «Рыбка плавает в водице» Пальчиковая гимнастика «Акула» | Звуко-слоговой анализ слов эта, этот, эти, дети, ветка. Упражнение с разрезной азбукой (кассой) | Развивать умение детей употреблять и дифференцировать предлоги движения В —ИЗ, К —ОТ, НА —С. | Составление предложений на заданную тему. | ||||
3 | 1 | Е | День защитников отечества | Речь с движением «Солдат» Пальчиковая гимнастика «Лошадки» | Знакомство со звуком и буквой Е. Выделение первого слога из слов со звуком Е. Уточнить что Е смягчает звуки. | День защитников отечества. Расширение словаря по теме «Военные профессии». | Составление предложений по опорным картинкам. | Предметный: Армия, Родина, Отечество, защитник, солдат, боец, воин, танкист, летчик, пограничник, моряк, герой, враг, граница, овчарка (служебная собака), служба, мир, земля, небо, море, танк, корабль, катер, самолет, вертолет, ракета, автомат, пистолет. Предикативный: Служить, защищать, охранять, воевать, беречь, заботится, плыть, ехать, лететь, догонять, находить, стрелять, ловить, управлять. Словарь признаков: Смелый, храбрый, отважный, боевой, опасный, почетный, трудный, воздушный, морской, наземный, добрый, находчивый, быстрый, злой. Качественный: Мирно, спокойно, далеко, близко, тихо, громко, смело. |
2 | Я | Речь с движением «Солдат» Пальчиковая гимнастика «Лошадки» | Знакомство с буквой Я. Выделение слова с заданным звуком из ряда слов. Звуковой анализ слова ОПЯТА | День защитников отечества. Формирование глагольного словаря по теме. | Составление предложений по вопросам. | |||
3 | Речь с движением «Солдат» Пальчиковая гимнастика «Лошадки» | Чтение слогов по окошкам. Закрепление представления о мягкости согласных звуков. | Учить употреблять существительные в Т. падеже единственного и множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом. Совершенствовать умение детей употреблять в речи приставочные глаголы. | Составление предложений по опорным словам. | ||||
4 | 1 | Ш | Транспорт | Физкультминутка «Шофер» Пальчиковая гимнастика «Шла по улице машина» | Знакомство со звуком и буквой Ш. Выделение звука на слух. Анализ слова КОШКА. Определение места звука в слове. | Транспорт. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. | Составление предложений по опорным словам. | Предметный словарь: самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, пароход, теплоход, автомобиль, грузовик, самосвал, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электричка; кабина, кузов, салон, сиденье, колёса, руль, фары, крыло, мотор, пропеллер, дорога; капитан, лётчик, пилот, машинист, водитель, велосипедист, мотоциклист. Предикативный словарь: ехать, плыть, лететь, заводить, перевозить, управлять. Словарь признаков: легковой, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный Качественный: Высоко, низко, глубоко, мелко, далеко, близко,быстро, медленно. |
2 | Ш | Физкультминутка «Шофер» Пальчиковая гимнастика «Шла по улице машина» | Закрепление правильного произношения звука «Ш». Преобразование слов (мышка – мишка). Составление схем. | Дифференциация транспорта по видам. | Составление вопросительных предложений и ответов на них. | |||
3 | Ш – С | Физкультминутка «Шофер» Пальчиковая гимнастика «Шла по улице машина» | Определение количества слогов, называя их. Подбор слов, картинок на звуки [ Ш ] [ С ] | Транспорт. Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме. | Составление сложноподчи-ненных предложений используя союз «а» Мотоцикл едет, а самолет летит. |
Перспективный план.
на III период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Неделя | № Занятия | Звук/ Буква | Тема | Развитие общей и мелкой моторики | Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | Формирование лексико-грамматических категорий | Связная речь | Обогащение словаря |
МАРТ | ||||||||
1 | 1 | Ж | Весна | Речь с движением «Весна, весна красна» Пальчиковая гимнастика «Живая цепочка» | Знакомство со звуком и буквой. Звуковой анализ слова ЖАБА. Подбор слов на каждую букву. | Весна. Формирование и расширение семантического поля слова «жук». | Окончи предложения: У солнышка стали теплые – лучи. Из тучи идет тепленький – дождь. | Предметный словарь: месяц, . весна, март, апрель, май, начало, конец, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелётные), гнёзда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, сады, огороды. Предикативный словарь: наступила, пришла, журчат, набухают, лопаются, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнёзда, выводят птенцов, греет, светит, пригревает, зеленеет. Словарь признаков: ранняя, поздняя, тёплая, холодная, перелётные Качественный: Ярко, светло, тепло, жарко, холодно, сыро, рано, поздно, радостно, празднично. |
2 | Ж – З | Речь с движением «Весна, весна красна» Пальчиковая гимнастика «Живая цепочка» | Определение количества слогов (по картинкам) и группировка их. Воспроизведение звуков З – Ж в слогах. | Весна. Развитие словаря прилагательных. | Составить загадки о насекомых. | |||
3 | Речь с движением «Весна, весна красна» Пальчиковая гимнастика «Живая цепочка» | Закрепление правильного произношения и различение звуков. Схема предложения. | Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительные формы прилагательных. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы с противоположным значением. | Составить три предложения по сюжетной картине из волшебного сундучка. | ||||
2 | 1 | Ж – Ш | Мамин праздник | Физкультминутка. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Помощники» | Дифференцировать звуки Ж – Ш в слогах, словах, предложениях. Формировать навыки звукового анализа и синтеза. | Мамин праздник. Формирование словаря по теме. | Подбор слов в предложениях, обозначающих действие (мама, суп, бабушка, пол) | Предметный словарь: праздник, подарки, букет. Предикативный словарь: поздравлять, дарить, радоваться, помогать, любить. Словарь признаков: заботливая, ласковая, строгая, красивая, стройная, умная, трудолюбивая Качественный: Нарядно, красиво, празднично, тепло, светло, весело, честно. |
2 | Ш – Ж С – З | Физкультминутка. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Помощники» | Дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях. | Мамин праздник. Развитие навыков словообразования. | Составление сложноподчи-ненных предложений по вопросу «За что?» | |||
3 | Физкультминутка. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Помощники» | Обозначение цветными фишками букв (гласные, согласные). Определение ударного слога. | Развивать умение употреблять в речи предлоги НА, С (СО). Учить детей составлять предложения, используя данные предлоги. | Заучивание стихотворения «Мама, бабушка, сестра» В.Нестеренко | ||||
3 | 1 | Л | Перелетные птицы | Физкультминутка. «Ласточка» Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц..» | Познакомить со звуком и буквой. Автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях. | Перелётные птицы весной. Формирование семантического поля слова «Ласточка». | Закончи предложение. | Предметный словарь: ласточка, соловей, грач, журавль, цапля, кукушка, лебедь, ворона, сорока, голубь, воробей, сова, глухарь, синица, снегирь, дятел; гнездо, скворечник, кормушка, птенцы, корм, голод, холод, перелёт. Предикативный словарь: летать, кормить, выводить, клевать, щебетать, каркать, куковать, чирикать. Словарь признаков: дикие, проворные, быстрые, перелётные, зимующие Качественный: Голодно, холодно, жалко, грустно, высоко, низко, далеко, близко, много, мало. |
2 | ЛЬ | Физкультминутка. «Ласточка» Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц..» | Выделение слов с заданным звуком . Игра «Замени звук». Подбор слов на заданный звук. | Перелётные птицы весной. Расширение глагольного словаря по теме. | Составление вопросительных предложений и ответов на них. | |||
3 | Физкультминутка. «Ласточка» Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц..» | Правильное произношение и различение звуков Л-ЛЬ. Деление слов на слоги | Продолжать учить детей образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. | Составление предложений с предлогами «на», «с», «вокруг», «между», «из-за», «около» | ||||
4 | 1 | Л – ЛЬ | Цветы | Речь с движением «Что сделать, чтоб вырос красивый цветок?» Пальчиковая гимнастика «После зимней спячке» | Дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях. Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза. | Цветы. Уточнение и расширение словаря по теме. | Составление рассказов – описаний о цветах по плану. | Предметный словарь: подснежник, одуванчик, ландыш, нарцисс, тюльпан, василёк, ромашка, гвоздика, колокольчик, букет. Предикативный словарь: растут, ухаживают, поливают, рыхлят. Словарь признаков: красивые, душистые |
2 | Ц | Речь с движением «Что сделать, чтоб вырос красивый цветок?» Пальчиковая гимнастика «После зимней спячке» | Знакомство со звуком и буквой. Подобрать слова на слоги ца, цо, цы. | Формирование и расширение семантического поля слова «цветок». | Придумывание конца рассказа. | |||
3 | Речь с движением «Что сделать, чтоб вырос красивый цветок?» Пальчиковая гимнастика «После зимней спячке» | Закрепление навыка печатания и чтения. Составление схем слов со стечением согласных типа цветы, птенцы | Учить подбирать слова со сходным значением. Совершенствовать умение употреблять существительные в Р. падеже единственного и множественного числа, согласовывать числительные с существительными и прилагательными. | «Путешествие пчелы» Использование в рассказе предлогов. | ||||
АПРЕЛЬ | ||||||||
1 | 1 | Ц – С | Наша страна | Физкультминутка. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Небо синее в России» | Сравнение звуков, различение их на слух в слове. Воспроизведение слогов на слух. Определить количество звуков. Анализ слов ЦАПЛЯ – САБЛЯ | Наша страна. Упражнение в образовании синонимических рядов. | Составление сложно- подчиненных предложений по вопросу «За что?» | Предметный словарь: страна, республика, город, улица, национальность, президент. Предикативный словарь: строит, поднимает, управляет. Словарь признаков: высокий, многоэтажный, низкий, кирпичный, деревянный, каменный Качественный: Долго, медленно, чисто, грязно, аккуратно, красиво, осторожно. |
2 | Ю | Физкультминутка. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Небо синее в России» | Знакомить с буквой. Знакомство со смягчающей функцией Ю. | Наша страна. Уточнение и расширение словаря по теме. | Составление предложений по опорным словам. | |||
3 | Физкультминутка. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Небо синее в России» | Мягкие согласные. Обозначение мягкости при помощи гласных. Закрепление ударения. | Формировать знания и представления детей о городе, республике, флаге и гербе Северной Осетии, национальности. Обогащать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме. Воспитывать у детей любовь к родному городу, своей республике. | Образование сложно- подчиненных предложений с союзами «потому что», «чтобы», «для того чтобы». | ||||
2 | 1 | Р | Профессии | Физкультминутка. Речь с движением «Дворники» Пальчиковая гимнастика «Маляры» | Знакомство со звуком и буквой. Игра «Живые звуки». Звуковой анализ и синтез слогов. | Профессии. Расширение словаря по теме. | Составление распростра-ненных предложений. | Предметный словарь: профессия, повар, учитель, врач, парикмахер, продавец, портниха, водитель, дворник, почтальон, рабочий, библиотекарь, строитель, пожарный, писатель, художник. Предикативный словарь: работает, учит, готовит, пишет, рисует, тушит, убирает, лечит, шьёт. Словарь признаков: трудолюбивый, ленивый, заботливый, смелый Качественный: Нарядно, красиво, празднично, тепло, светло, весело, честно. |
2 | РЬ | Физкультминутка. Речь с движением «Дворники» Пальчиковая гимнастика «Маляры» | Выделение слов с заданным звуком. Игра «Договори слово». Подбор слов на заданный звук | Профессии. Формирование навыков словообразования и расширение словаря. | Пересказ рассказа по вопросам. | |||
3 | Физкультминутка. Речь с движением «Дворники» Пальчиковая гимнастика «Маляры» | Самостоятельное составление схем слов. Закрепление правильного произношения и различение звуков. Преобразование слогов и слов.
| Развивать умение детей употреблять в речи предлоги НА, С, СО. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы. Совершенствовать умение детей образовывать и употреблять в речи прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением. | Составление предложений по опорным словам. | ||||
3 | 1 | Р – РЬ | Наш дом | Физкультминутка. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Есть у Егора чудесные вещи» | Дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях. Игра «Новоселье» | Наш дом. Упражнение в образовании слов сложного состава. | Составить предложение со словом «дом», употребляя предлоги. | Предметный словарь: дом, подъезд, этаж, лифт, крыша, лестница, квартира, спальня, зал, прихожая, кухня, балкон. Предикативный словарь: жить, заботиться, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, убирать, помогать. Словарь признаков: чистый, уютный, заботливый Качественный: Высоко, низко, далеко, близко. |
2 | Р – Л | Физкультминутка. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Есть у Егора чудесные вещи» | Дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях. Игра «Наоборот» Звуковой анализ слов РОЖКИ – ЛОЖКИ | Наш дом. Уточнение и расширение словаря по теме. | Выучить стихотворение «Новый дом» | |||
3 | Физкультминутка. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Есть у Егора чудесные вещи» | Закрепление правильного произношения и различение звуков. Слова сложной звуко-слоговой структуры | Учить понимать значение сложных слов, образовывать слова от существительных и глаголов. | Употреблять в правильном согласовании слов в предложении. | ||||
4 | 1 | Ч | Сад – огород – лес | Физкультминутка «Гусеница» Пальчиковая гимнастика «Кулачки мы вместе сложим»» | Знакомство со звуком и буквой. Воспроизведение на слух слогового ряда, чтение слогов. Выкладывание слова ЧАСЫ | Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». | Составление предложений по опорным словам (сад, вишня, растет) | Сад – огород – лес |
2 | Ч – ТЬ | Физкультминутка «Гусеница» Пальчиковая гимнастика «Кулачки мы вместе сложим»» | Речевая зарядка. Группировать слова со звуками [ Ч ] [ ТЬ ]. | Сад – огород – лес. Разграничение понятий по теме. | Составление предложений с заданным словом. | |||
3 | Физкультминутка «Гусеница» Пальчиковая гимнастика «Кулачки мы вместе сложим»» | Дифференциация звуков. Закрепление навыка печатания и чтения. | Составление описательных рассказов о ели, яблоне, помидоре. | |||||
МАЙ | ||||||||
1 | 1 | Ф – ФЬ | Человек | Речь с движением «Эй, ребята, что вы спите?!» Пальчиковая гимнастика «Дружба» | Знакомство со звуком и буквой. Определение твердого и мягкого звука в слове. Подбор слов на каждую букву. | Человек. Расширение словаря по теме. | Составление предложений по предложенным картинкам. | Предметный словарь: Голова, лицо, рот, зубы, губы, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, ладони, пальцы, кулак; мыло, мыльница, шампунь, расческа, полотенце Предикативный словарь: мыть, вытирать, полоскать, чистить, расчесывать, держать, брать, ходить, бегать, поднимать, опускать, поворачивать, смотреть, слушать, дышать. Словарь признаков: Чистый, грязный, красивый, некрасивый, горячий, холодный, скользкий, приятный. Качественный: Вперед, назад, вверх, вниз, сильно, слабо, чисто, грязно, хорошо, плохо. |
2 | Ф – В | Речь с движением «Эй, ребята, что вы спите?!» Пальчиковая гимнастика «Дружба» | Различение терминов – слог, слово, предложение. Выложить предложение «У ВОВЫ ФЛАГ» | Человек. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. | «Расскажи – ка». Составление описательного рассказа по наглядному плану. | |||
3 | Речь с движением «Эй, ребята, что вы спите?!» Пальчиковая гимнастика «Дружба» | Произнесение и различение звуков. Развитие навыков чтения и печатания. | Уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогами К, ОТ, учить составлять предложения с этими предлогами. Учить образовывать употреблять в речи превосходную степень прилагательного. | Составление предложений по вопросам. | ||||
2 | 1 | Щ | День победы | Речь с движением Пальчиковая гимнастика «Пять телят» | Знакомство со звуком и буквой. Воспроизведение слогового ряда. | 9 мая «День победы» | Составление предложений по опорным словам. | |
2 | Щ – Ч | Речь с движением Пальчиковая гимнастика «Пять телят» | Скажи слог наоборот. Замени 1 звук в слове. Покажи букву. | 9 мая «День победы» Развитие навыков словообразования. | Закончи предложение. | |||
3 | Речь с движением Пальчиковая гимнастика «Пять телят» | Чтение слогов, слов, печатание букв (ЧАЙНИК – ЩУКА) | Учить детей образовывать глаголы совершенного вида oт глаголов несовершенного вида с помощью приставок. | Упражнять в правильном согласовании слов в предложении. | ||||
3 | 1 | Щ – ТЬ | Школа | Речь с движением «День стоял веселый» Пальчиковая гимнастика «Мы писали» | Вставить пропущенные буквы. Подбор слов на звуки. | Школа. Школьные принадлежности. Согласование притяжательных местоимений с существительными. | Составление предложений по опорным словам. | Предметный словарь: школа, класс, парта, библиотека, столовая, физкультурный (музыкальный) зал, учитель, ученик, учебник, портфель, пенал, тетрадь, линейка, ручка, карандаш, альбом. Предикативный словарь: учить, читать, писать, решать, заниматься. Словарь признаков: прилежный, внимательный, трудолюбивый Качественный: Рано, поздно, весело, скучно, быстро, медленно, далеко, близко. |
2 | Щ – Ч СЬ -ТЬ | Речь с движением «День стоял веселый» Пальчиковая гимнастика «Мы писали» | Дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях. Развивать навыки звукобуквенного анализа. | Школа. Школьные принадлежности. Расширение словаря по теме. | Исправить ошибку в предложении. У меня есть портфеля. | |||
3 | Речь с движением «День стоял веселый» Пальчиковая гимнастика «Мы писали» | Закрепление навыков чтения и печатания | Продолжать учить понимать и употреблять многозначные слова. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными. | Составление предложений по картине. | ||||
4 | 1 | Мягкие и твердые согласные | Лето | Речь с движением Пальчиковая гимнастика «На ромашке две букашки…» | Дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях. Анализ предложения. | Лето. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. | Закончи предложение. | |
2 | Глухие и звонкие согласные | Речь с движением Пальчиковая гимнастика «На ромашке две букашки…» | Дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях. | Лето. Формирование и расширение словаря по теме. | Составление описательных рассказов о лете. | |||
3 | Речь с движением Пальчиковая гимнастика «На ромашке две букашки…» | Игра « Скажи наоборот», «Замени звук» | Развитие диалогической речи. Обогащение лексики синонимами, родственными словами. | Исправление предлогов в предложении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное занятие в старшей логопедической группе
Тема : Дифферециация предлогов НА и ПОД...
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"
Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"
Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"
Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...
Перспективный план фронтальных занятий в старшей группе для детей с ФФН
Перспективный план фронтальных занятий в старшей группе для детей с ФФН...
Итогового фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Мир весной»
Итогового фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Мир весной»Задачи:Коррекционно-образовательные:- активизировать и закрепля...
План - конспект фронтального занятия для старшей логопедической группы по теме: «Звуки [с], [ш]. Игрушки»
План - конспект фронтального занятия для старшей логопедической группы по теме: «Звуки [с], [ш]. Игрушки»Цель: учить детей различать звуки [с], [ш]; расширить и с...