Как анатомические дефекты артикуляционного аппарата влияют на звукопроизношение ребенка.
статья по логопедии на тему
В статье представлен материал о влиянии на звукопроизношение анатомических дефектов артикуляционного аппарата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как анатомические дефекты артикуляционного аппарата влияют на звукопроизношение ребенка.
Учителя-логопеды МАДОУ №174 г.Казани Республики Татарстан
Балакирева Марина Сергеевна, Гатиатулина Асиля Ильдаровна
В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи, которые обусловлены анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. Наиболее часто встречающейся в последнее время патологией речевого аппарата считается нарушение прикуса. Это связанно с характером пищи, потребляемой современным человеком. Из-за того что пища недостаточно жесткая, жевательный аппарат не получает запланированной природной нагрузки. В результате чего челюстные кости развиваются недостаточно. Между тем зубы остаются прежнего размера и им становится тесно.
Кроме того существуют врожденные причины нарушений: например, у человека вырастает меньше зубов, чем положено, они «разбегаются» по челюсти, и между ними образуются широкие некрасивые щели. К внешним причинам можно отнести воздействие неблагоприятных факторов, искусственное вскармливание детей и др.
«Кривые» зубы и неправильный прикус могут стать причиной психологических проблем общения, нарушения звукопроизношения, нечеткой дикции и неблагоприятно сказаться на личностном развитии в целом.
Нарушения прикуса усугубляют заболевания десен; провоцируют развитие кариеса из-за невозможности адекватной гигиены; приводят к быстрой стираемости зубов; затрудняют, а иногда делают невозможным протезирование.
Среди других проблем – неэффективное жевание, дополнительный стресс на зубы и болезни челюстных суставов, которые в свою очередь могут вызывать хронические мигрени, боли в лице и шее. Более того из-за неправильного прикуса часто возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом и дыханием.
Неправильный прикус бывает:
- дистальный – чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя;
- мезиальный – выдвинутая вперед нижняя челюсть;
- глубокий – верхние зубы перекрывают нижние больше чем на половину их длины;
- открытый – большинство зубов верхней и нижней челюсти не смыкаются;
- перекрёстный – одностороннее недоразвитие верхнего и нижнего зубного ряда;
- связан с дистонией (к примеру клыков) – зубы стоят не на своем месте в зубном ряду (выше, ниже или сбоку).
Основное влияние на формирование зубочелюстной-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи, так как отклонения от нормы той или иной функции ведет к нарушениям формирования прикуса, но и отражается на здоровье ребенка в целом.
Риск развития зубочелюстных аномалий напрямую связан с нарушением осанки. И этот фактор не следует переоценивать и ждать, пока все само собой образуется.
Привычка ребенка спать на спине, запрокинув голову назад или склонив ее на грудь, ведет к нарушению роста нижней челюсти и деформациям позвоночника в шейном отделе. Неправильная посадка за столом вызывает ассиметричные изменения в плечевом поясе, которые в свою очередь, могут привести к формированию перекрестного прикуса.
Так же нарушения осанки могут быть обусловлены положением нижней челюсти (единственно подвижной кости черепа) и, следовательно, могут привести к развитию аномалий прикуса. У детей с межзубным положением языка или недоразвитием нижней челюсти всегда наблюдается переднее положение головы относительно вертикали позвоночного столба, а также ассиметрия плеч и лопаток. Физиологически правильное положение нижней челюсти у таких детей нарушено в силу инстинктивно сохраняемого при помощи наклона головы равновесия.
Если у детей нарушено нормальное соотношение развития челюстей, то функция жевания не может протекать полноценно, что несомненно отражается на общем состоянии развития ребенка. В норме при жевании рот должен быть закрыт, пищу нужно откусывать передними резцами, а разжевывать попеременно с левой или правой стороны жевательными зубами (малярами).
При различных нарушениях прикуса и при раннем удалении центральных резцов (более чем за год до их естественной смены) возникают изменения в строении зубочелюстной системы, ведущие к нарушениям артикуляции.
Нарушения произношения звуков при различных дефектах артикуляционного аппарата
Нарушения звукопроизношения | Дефекты артикуляционного аппарата |
боковой сигматизм | Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краев языка с верхними зубами; парез мышц языка |
свистящий сигматизм | Укороченная уздечка языка, затрудняющая подъем языка к небу |
ламбдацизм | Укороченная уздечка языка |
ротацизм | Короткая уздечка языка; узкое и высокое небо; чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык |
дефекты группы заднеязычных звуков: каппацизм, гаммацизм, хитизм | Слишком высокое и узкое твердое небо, что затрудняет образование смычки между ним и языком |
межзубное произнесение звуков (т,т’,д,д’,н,н’) | Укороченная уздечка языка, затрудняющая подъем языка к верхним зубам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...
Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.
Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...
Сводная таблица результатов обследования звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата
Сводная таблица результатов обследования звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата...
Презентация "Развитие моторики артикуляционного аппарата у дошкольников с нарушенным звукопроизношением"
В презентации представлено иссдедование по данной теме....
Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.
В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. ТЕМА: «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и их основными движениями»
ТЕМА: «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и их основными движениями»...
Как строение артикуляционных органов влияет на звукопроизношение детей дошкольного возраста
Строение артикуляционного аппарата....