Как анатомические дефекты артикуляционного аппарата влияют на звукопроизношение ребенка.
статья по логопедии на тему

Балакирева (Садовникова) Марина Сергеевна

В статье представлен материал о влиянии  на звукопроизношение анатомических дефектов артикуляционного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как анатомические дефекты артикуляционного аппарата влияют на звукопроизношение ребенка.

Учителя-логопеды МАДОУ №174 г.Казани Республики Татарстан

Балакирева Марина Сергеевна, Гатиатулина Асиля Ильдаровна

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи, которые обусловлены анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. Наиболее часто встречающейся в последнее время патологией речевого аппарата считается нарушение прикуса. Это связанно с характером пищи, потребляемой современным человеком. Из-за  того что пища недостаточно жесткая, жевательный аппарат не получает запланированной природной нагрузки. В результате чего челюстные кости развиваются недостаточно. Между тем зубы остаются прежнего размера и им становится тесно.

Кроме того существуют врожденные причины нарушений: например, у человека вырастает меньше зубов, чем положено, они  «разбегаются» по челюсти, и между ними образуются широкие некрасивые щели. К внешним причинам можно отнести воздействие неблагоприятных факторов, искусственное вскармливание детей и др.

«Кривые» зубы и неправильный прикус могут стать причиной психологических проблем общения, нарушения звукопроизношения, нечеткой дикции и неблагоприятно сказаться на личностном развитии в целом.

Нарушения прикуса усугубляют заболевания десен; провоцируют развитие кариеса из-за невозможности адекватной гигиены; приводят к быстрой стираемости зубов; затрудняют, а иногда делают невозможным протезирование.

Среди других проблем – неэффективное жевание, дополнительный стресс на зубы и болезни челюстных суставов, которые в свою очередь могут вызывать хронические мигрени, боли в лице и шее. Более того из-за неправильного прикуса часто возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом и дыханием.

Неправильный прикус бывает:

  • дистальный – чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя;
  • мезиальный – выдвинутая вперед нижняя челюсть;
  • глубокий – верхние зубы перекрывают нижние больше чем на половину их длины;
  • открытый – большинство зубов верхней и нижней челюсти не смыкаются;
  • перекрёстный – одностороннее недоразвитие верхнего и нижнего зубного ряда;
  • связан с дистонией (к примеру клыков) – зубы стоят не на своем месте в зубном ряду (выше, ниже или сбоку).

Основное влияние на формирование зубочелюстной-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи, так как отклонения от нормы той или иной функции ведет к нарушениям формирования прикуса, но и отражается на здоровье ребенка в целом.

Риск развития зубочелюстных аномалий напрямую связан с нарушением осанки. И этот фактор не следует переоценивать и ждать, пока все само собой образуется.

Привычка ребенка спать на спине, запрокинув голову назад или склонив ее на грудь, ведет к нарушению роста нижней челюсти и деформациям позвоночника в шейном отделе. Неправильная посадка за столом вызывает ассиметричные изменения в плечевом поясе, которые в свою очередь, могут привести к формированию перекрестного прикуса.

Так же нарушения осанки могут быть обусловлены положением нижней челюсти (единственно подвижной кости черепа) и, следовательно, могут привести к развитию аномалий прикуса. У детей с межзубным положением языка или недоразвитием нижней челюсти всегда наблюдается переднее положение головы относительно вертикали позвоночного столба, а также ассиметрия плеч и лопаток. Физиологически правильное положение нижней челюсти у таких детей нарушено в силу инстинктивно сохраняемого при помощи наклона головы равновесия.

Если у детей нарушено нормальное соотношение развития челюстей, то функция жевания не может протекать полноценно, что несомненно отражается на общем состоянии развития ребенка. В норме при жевании рот должен быть закрыт, пищу нужно откусывать передними резцами, а разжевывать попеременно с левой или правой стороны жевательными зубами (малярами).

При различных нарушениях прикуса и при раннем удалении центральных резцов (более чем за год до их естественной смены) возникают изменения в строении зубочелюстной системы, ведущие к нарушениям артикуляции.

Нарушения произношения звуков при различных дефектах артикуляционного аппарата

Нарушения звукопроизношения

Дефекты артикуляционного аппарата

боковой сигматизм

Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краев языка с верхними зубами; парез мышц языка

свистящий сигматизм

Укороченная уздечка языка, затрудняющая подъем языка к небу

ламбдацизм

Укороченная уздечка языка

ротацизм

Короткая уздечка языка; узкое и высокое небо; чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык

дефекты группы заднеязычных звуков: каппацизм, гаммацизм, хитизм

Слишком высокое и узкое твердое небо, что затрудняет образование смычки  между ним и языком

межзубное произнесение звуков (т,т’,д,д’,н,н’)

Укороченная уздечка языка, затрудняющая подъем языка к верхним зубам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...

Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...

Сводная таблица результатов обследования звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата

Сводная таблица результатов обследования звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...