Как строение артикуляционных органов влияет на звукопроизношение детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

Богданова Марина Викторовна

Строение артикуляционного аппарата.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как строение артикуляционных органов влияет на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

Слайд 2

Возраст до семи лет наиболее благоприятен как для развития речи, так и для ее коррекции в случае нарушения. Безусловно, на ее формирование большое влияние оказывают различные факторы. Социальная и речевая среда, наличие или отсутствие задержки психического развития и других органических поражений, особенности строения речевого аппарата. Нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи называется – механической дислалией. Возникают такие изменения преимущественно во внутриутробном периоде, как правило, в первые три месяца беременности, когда происходит закладка лицевой части скелета. Особенно это касается нёбных расщелин. Но аномалии развития артикуляционных органов могут носить и приобретённый характер, являясь результатом травм, ожогов, ранений, привычки ребёнка постоянно держать пальцы во рту и т. п. Изменения, происходящие в этот момент в речевом аппарате, «заставляют» организм на них реагировать, приспосабливать мышцы к новому положению языка, щек, твердого неба. Какие же конкретно отклонения от нормы в строении артикуляционных органов могут приводить к расстройствам звукопроизношения? Прежде всего это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5 - 3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов.

Слайд 3

Наиболее характерны следующие аномалии прикуса.

Слайд 5

Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие: редкое расположение зубов; наличие диастемы (щели между верхними резцами); слишком мелкие или деформированные зубы; полное отсутствие зубов.

Слайд 6

Аномалии в строении языка: короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх; слишком маленький язык; слишком большой язык.

Слайд 7

Аномалии в строении мягкого и твердого нёба: слишком низкое твёрдое нёбо; слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо; расщелины мягкого и твёрдого нёба. ВЫСОКОЕ ГОТИЧЕСКОЕ НЕБО

Слайд 8

Аномалии в строении губ: расщелина верхней губы недоразвитие губ.

Слайд 9

Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по - разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (например, короткая подъязычная уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи. Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5 - 2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков. Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука «Р», иногда - звука «Л» и даже шипящих - звуков верхней артикуляции, посколько для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка. Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука «Р», так как в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено. Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.

Слайд 10

Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности. Одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие - то общие моменты артикуляции. Например, при наличии у ребёнка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков (С, З, Ц, Ш, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л), поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами. Дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребёнок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из - за дефектов в строении артикуляционного аппарата звучание получается искаженным.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 12

Литература Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - Спб.: Питер, 2004. - 352 с. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...

Влияние артикуляционных упражнений на развитие звукопроизношения детей дошкольного возраста

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и родителей....

Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...

Как музыкально-ритмическая деятельность влияет на развитие детей дошкольного возраста?

Что включает в себя музыкально-ритмическая деятельность и для чего она нужна детям дошкольного возраста?...

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»

Цель: передача опыта путем  прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деят...