Методическая разработка по дифференциации звуков у детей с нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии на тему

Пилецкая Оксана Владимировна

Методика использования звуковых схем - таблиц в работе с детьми, страдающими фонетико - фонематическим недоразвитием, выраженном в смешении звуков по звонкости - глухости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_teme.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 242 комбинированного вида»

Приволжского района г. Казани

Методические разработкая

«Использование звуковых схем – таблиц в обучении дифференциации звуков».

                                                              Учитель – логопед

Пилецкая О.В.

                                                                первая квалификационная категория

                                                             

Метод звуковых таблиц – схем позволяет добиться хороших результатов при дифференциации звуков по глухости – звонкости. Но так же можно подготовить таблицы для дифференциации звуков по твердости – мягкости, по способу образования звуков.

Чередование звуков в схеме – таблице может быть каким угодно. может быть каким угодно.

Для наилучшего усваивания детьми звуки в таких схемах – таблицах должны наиболее четко отображать свои артикуляционные и фонетические признаки.

Например звук Ш глухой – горлышко спит, язык поднят вверх, Губы тянуться вперед широкой трубочкой.

Звук Ж – звонкий, горлышко не спит, язык поднят вверх, губы вытянуть вперед широкой трубочкой.

Звук ф – глухой -  горлышко спит, губно – зубной, в – звонкий – горлышко не спит, губно – зубной, что отражается в схематичном изображении звуков.

Виды работы со звуковыми  таблицами – схемами.

1 Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он, как правило, успевает по всем предметам, и наоборот. Раннее выявление, предупреждение и коррекция специфических нарушений письма и чтения у детей обусловлено тем, что письмо и чтение как деятельность играют важнейшую роль в жизни человека: стимулируют психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку, влияют на формирование личности.

Но любую проблему легче предупредить, чем корректировать.

Совершенствование зрительно – пространственного восприятия ведется при закреплении таких понятий как «вер», «низ», «влево», «вправо».

Такая  работа ведется при использовании звуковых схем – таблиц в игре «Путешествие по комнатам звуков»

По инструкции педагога ребенок передвигает фишку по схеме, заходя в гости к дифференцируемым звукам, называя их. При этом кроме дифференциации звуков решается проблема предупреждения специфических проблем дисграфии и дислалии.

2 Другая форма работы по звуковым таблицам – подбор картинок с заданными  звуками, деление предметных картинок по определенным звукам и составление простых и сложных предложений с этими катинками.

Таким образом звуковые схемы – таблицы помогают в игровой форме проводить сложный процесс дифференциации звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по развитию восприятия у детей с нарушением зрения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К...

Методическая разработка "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушениями зрения и речи"

Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка с нарушением зрения и речи элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся преп...

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с тяжёлым нарушением речи.

Представлена схема, разделы, по которым проводится индивидуальная работа....

Дифференциация звуков у детей, имеющих нарушения речи при использовании упражнений с динамическими объектами

В статье раскрываются способы формирование навыка самоконтроля за правильным произношением и различением звуков при воспроизведении слов разной звукослоговой наполняемости с применением компьютерных т...

Методическая разработка по дифференциации звуков "С" и "Ш" на тему: «Спасём братьев-лесовичков!"

Цель:Совершенствование умения детей дифференцировать звуки (с) - (ш). Обобщение представления о зиме как времени года;Задачи:Коррекционно-образовательные: -активизировать речевую и интеллектуальную де...

Методическая разработка по дифференциация звуков «Л(ЛЬ)-Р(РЬ) «Что нарисовал Каляка-Маляка»

Дифференциация звуков «Л(ЛЬ)-Р(РЬ)» в словосочетаниях, предложениях и в связной речи;Согласование прилагательных и местоимений с существительными....

Методическая разработка «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»

Методическая разработка«Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»...