Методическая разработка по дифференциации звуков у детей с нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии на тему
Методика использования звуковых схем - таблиц в работе с детьми, страдающими фонетико - фонематическим недоразвитием, выраженном в смешении звуков по звонкости - глухости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_teme.docx | 15.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 242 комбинированного вида»
Приволжского района г. Казани
Методические разработкая
«Использование звуковых схем – таблиц в обучении дифференциации звуков».
Учитель – логопед
Пилецкая О.В.
первая квалификационная категория
Метод звуковых таблиц – схем позволяет добиться хороших результатов при дифференциации звуков по глухости – звонкости. Но так же можно подготовить таблицы для дифференциации звуков по твердости – мягкости, по способу образования звуков.
Чередование звуков в схеме – таблице может быть каким угодно. может быть каким угодно.
Для наилучшего усваивания детьми звуки в таких схемах – таблицах должны наиболее четко отображать свои артикуляционные и фонетические признаки.
Например звук Ш глухой – горлышко спит, язык поднят вверх, Губы тянуться вперед широкой трубочкой.
Звук Ж – звонкий, горлышко не спит, язык поднят вверх, губы вытянуть вперед широкой трубочкой.
Звук ф – глухой - горлышко спит, губно – зубной, в – звонкий – горлышко не спит, губно – зубной, что отражается в схематичном изображении звуков.
Виды работы со звуковыми таблицами – схемами.
1 Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он, как правило, успевает по всем предметам, и наоборот. Раннее выявление, предупреждение и коррекция специфических нарушений письма и чтения у детей обусловлено тем, что письмо и чтение как деятельность играют важнейшую роль в жизни человека: стимулируют психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку, влияют на формирование личности.
Но любую проблему легче предупредить, чем корректировать.
Совершенствование зрительно – пространственного восприятия ведется при закреплении таких понятий как «вер», «низ», «влево», «вправо».
Такая работа ведется при использовании звуковых схем – таблиц в игре «Путешествие по комнатам звуков»
По инструкции педагога ребенок передвигает фишку по схеме, заходя в гости к дифференцируемым звукам, называя их. При этом кроме дифференциации звуков решается проблема предупреждения специфических проблем дисграфии и дислалии.
2 Другая форма работы по звуковым таблицам – подбор картинок с заданными звуками, деление предметных картинок по определенным звукам и составление простых и сложных предложений с этими катинками.
Таким образом звуковые схемы – таблицы помогают в игровой форме проводить сложный процесс дифференциации звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по развитию восприятия у детей с нарушением зрения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К...
Методическая разработка "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушениями зрения и речи"
Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка с нарушением зрения и речи элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся преп...
Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с тяжёлым нарушением речи.
Представлена схема, разделы, по которым проводится индивидуальная работа....
Дифференциация звуков у детей, имеющих нарушения речи при использовании упражнений с динамическими объектами
В статье раскрываются способы формирование навыка самоконтроля за правильным произношением и различением звуков при воспроизведении слов разной звукослоговой наполняемости с применением компьютерных т...
Методическая разработка по дифференциации звуков "С" и "Ш" на тему: «Спасём братьев-лесовичков!"
Цель:Совершенствование умения детей дифференцировать звуки (с) - (ш). Обобщение представления о зиме как времени года;Задачи:Коррекционно-образовательные: -активизировать речевую и интеллектуальную де...
Методическая разработка по дифференциация звуков «Л(ЛЬ)-Р(РЬ) «Что нарисовал Каляка-Маляка»
Дифференциация звуков «Л(ЛЬ)-Р(РЬ)» в словосочетаниях, предложениях и в связной речи;Согласование прилагательных и местоимений с существительными....
Методическая разработка «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»
Методическая разработка«Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»...