Автоматизация сонорных звуков
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Игры и упражнения с предметными картинками позволяют реализовывать в коррекционной работе с детьми данные дидактические принципы. А так же эффективно решать задачи:
1. Автоматизировать корригируемые звуки
2. Обогащать лексический запас
3. Формировать грамматический строй речи
4. Учить строить простые и сложносочинённые предложения
5. Развивать интонационную выразительность
6. Развивать психические процессы – восприятие, воображение
7. Формировать позитивное мышление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_avtomatizatsii_zvukov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы автоматизации звуков (Л, ЛЬ):
• В открытых прямых слогах (ЛА, ЛО,ЛУ,ЛЫ,ЛЭ)
• В слогах со стечением согласных прямых (ЛКА, ФЛА, БЛА, ЗЛА, ТЛА (то же самое и с другими гласными)) и обратных( АЛК, АБЛ, АЗЛ, АТЛ (то же самое и с другими гласными))
• В обратных закрытых слогах (АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)
Автоматизация звука Л в открытых прямых слогах
(в словах – картинках звук Л в прямых слогах)
Пояснение: ребёнок называет слово-предмет, выстраивая картинки в «паровозик» («пирамидку», «хороводик»).
Вопросы:
- Что у тебя в ладошке? (У меня в ладошке луна)
- У тебя всё белое? (У меня белая луна)
- У тебя всё голубое.
- У тебя всё полосатое.
- Что под белым, а что под голубым? (Картинки лежат под белым и под голубым листочком; ребёнок достаёт и отвечает на вопрос)
Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных
Пояснение: в прямых слогах (ЛКА, ФЛА, БЛА, ЗЛА, ТЛА (то же самое и с другими гласными)), в обратных слогах (АЛК, АБЛ, АЗЛ, АТЛ (то же самое и с другими гласными)). В словах – картинках звук Л в слогах со стечением согласных.
Вопросы:
- У тебя всё жёлтое.
- Что в лодке плавает?
- Что в глубине лужи?
- Что на облаке?
- Что каталось на облаке? (На облаке катался клоун)
- Кто (что) тебе приснился?
- Что (кого) заколдовал волшебник (колдун)?
Автоматизация звука Л в обратных закрытых слогах
(АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)
Пояснение: в словах – картинках звук Л в обратных закрытых слогах.
Вопросы:
- Кто (что) в лодке плавал?
- Что видел осёл?
- Что откусил козёл?
- Что нарисовал толстяк?
- Что съел волк?
- О чём (ком) мечтал слон?
- Что нашёл слоник?
Автоматизация звука ЛЬ в открытых прямых слогах
Пояснение: в словах – картинках звук (ЛЬ) в прямых слогах.
Вопросы:
- Что (кто) твоё любимое?
- Что ты любишь?
- Что лиса любит?
- Что маленькое?
- Что фиолетовое?
- Что зелёное?
- Что лишнее?
- Что нашли в поле?
- Что лежит в коляске?
- Над чем летит лебедь?
- Что любили люди?
- Под чем спрятали ключ?
- Что ты купишь? (- Я куплю лису)
Автоматизация звука ЛЬ в слогах со стечением согласных
Пояснение: в словах – картинках звук ЛЬ в слогах со стечением согласных.
Вопросы:
- Что в люльке?
- Что в маленькой люльке?
- Что в большой люльке?
- Что нашли в лесу?
- Что на ключ закрыли?
- Что в клеточке?
- Что нарисовали в большой клеточке?
Автоматизация звука ЛЬ в обратных слогах
Пояснение: (в словах – картинках звук ЛЬ в обратных слогах).
Вопросы:
- Что (кто) клюётся?
- О чём мечтает журавль?
- Что клюёт журавль?
- Что (кто) любит карамель?
- Что (кто) лизнул карамель?
- Что (кто) лизнул щавель?
- Кому (чему) звенит будильник?
- Кого (что) лизнул бульдог?
Дифференциация звуков Л, ЛЬ
Пояснение: с картинками со звуками Л, ЛЬ.
Вопросы:
- Что маленькое?
- Что большое?
- Был маленький, а стал большой?
- Что лёгкое?
- Что тяжёлое?
- Что было тяжёлое, а стало лёгкое?
- Что гладкое?
- Что колючее?
- Что было гладкое, а стало колючее?
- Что любит Поля?
- Что под белым, а что под зелёным?
- Что на полочке лежало?
- Чем ты любовался?
- Кто плёл плётку для слона?
Этапы автоматизации звуков (Р, РЬ):
• В открытых прямых слогах (РА, РО,РУ, РЫ, РЭ)
• В слогах со стечением согласных: прямых (РКА, ФРА, БРА, ЗРА, ТРА (то же самое и с другими гласными)) и обратных (АРК, АБР, АТР (то же самое и с другими гласными)).
• В обратных закрытых слогах (АР, ОР, УР, ИР, ЕР).
Автоматизация звука Р в прямых слогах
Пояснение: в словах – картинках звук Р в прямых слогах.
Вопросы:
- У тебя всё розовое.
- Что на дороге?
- Кто (что) катался на карусели?
- Чем (кем) ты дорожишь?
- Что тебе всего дороже?
- Кого (что) заморозили?
Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных
Пояснение: в словах – картинках звук Р в слогах со стечением согласных.
Вопросы:
- У тебя всё круглое.
- У тебя всё яркое.
- У тебя всё квадратное.
- У тебя всё грустное.
- У тебя всё красное.
- У тебя всё другое (-У меня другой круг).
- Чем ты играл?
- Что в трубе?
- Что в траве?
- Что в журнале?
- Что кувыркалось?
- Кто (что) врунишка?
- Что на рынке продавалось?
- Что (кто отражается) в зеркале?
- Кто (что не дружит) с грубияном?
- У кого (чего) выросли крылья?
- С кем (чем) дружит кролик?
Автоматизация звука Р в обратных слогах
Пояснение: в словах – картинках звук Р в обратных слогах.
Вопросы:
- Кто (что) любит мир?
- Кто (что) любит пир?
- Кто (что) забрался в шатёр?
- Кто (что) забрался на забор?
- Кто (что) играет в компьютер?
- Кто (что) любит слушать хор?
Автоматизация звука РЬ в прямых слогах
Пояснение: в словах – картинках звук РЬ в прямых слогах.
Вопросы:
- Что тебе подарили?
- Что ты рисовал?
- Кто (что) захрюкал?
- Кого (что) привезли на паровозе?
- Что (кто) прямо перед тобой?
Автоматизация звука РЬ в слогах со стечением согласных
Пояснение: в словах – картинках звук (РЬ) в слогах со стечением согласных.
Вопросы:
- У тебя всё кривое.
- У тебя всё грязное.
- У тебя всех по три.
- У тебя всех по тридцать три.
- У тебя всех по триста тридцать три.
- Что ты спрятал под тряпочкой?
- Что ты встряхивал?
- На что ты посмотрел?
- Что стряпала бабушка?
- Кто (что) смотрелся в зеркало?
- Что видел в трюме корабля?
- С кем (чем) играла матрёшка?
Дифференциация звуков Р – Л
Пояснение: с картинками со звуками Р – Л.
Вопросы:
- Кто (что) был весёлый, а стал грустный?
- Кто загрустил?
- Кто развеселился?
- Кто разрушил теремок?
- Кого (что) увидел грач?
Дифференциация звуков Л, ЛЬ – Р, РЬ
Пояснение: с картинками со звуками Л, ЛЬ – Р, РЬ.
Вопросы:
- На кого (что) смотрел волк?
- Что спрятали в ладошках?
- Что слева от …?
- Что справа от …?
- Кто дружелюбный?
- Кто закрыл дверь на ключ?
- Про кого эта история? (- эта история про …)
- Про кого (что) ты прочитал историю?
- Про кого (что) ты придумал историю?
- Кто любовался красной рыбой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим стихи по мнемодорожкам (автоматизация сонорных звуков)
Презентация детских стихов о животных для заучивания по мнемодорожкам, которые расположены по мере усложнения. Данный материал может применяться для автоматизации сонорных звуков и развития памя...
“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи детей дошкольного возраста” (из опыта работы)
Проводить автоматизацию сонорных звуков в слогах, словах и предложениях при помощи дидактических игр....
В помощь логопеду. Сборник домашних заданий. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль.
Данный сборник содержит практический материал в помощь логопеду. Преимущество в том, что здесь подобраны игры и упражнения для закрепления поставленных звуков дома.В данном пособии охвачены все ...
Отчет по самообразованию "Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает с...
“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста”.
“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста”....
Индивидуальная работа воспитателя по автоматизации сонорных звуков
Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные заняти...
Автоматизация сонорных звуков
Автоматизация сонорных звуков в игре...