презентация"Формирование связной речи через сказку с использованием ИКТ"
презентация для интерактивной доски по логопедии на тему


Развитие связной речи-одна из ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznoy_rechi_s_ispolzovaniem_ikt.pptx162.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование Связной речи дошкольников через сказку с использованием ИКТ Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 66 «Белочка» г.Смоленск Синдицкая Ирина Михайловна

Слайд 2

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари .

Слайд 3

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условия, форм общения ребенка с окружающим. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Слайд 4

Связная речь, по мнению Н. П. Ерастова, характеризуется наличием четырех основных групп связей:

Слайд 5

Речь считается связной, если для нее характерны: содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей); ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Слайд 6

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Потому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи — диалог и монолог, которым присущи свои особенности (табл. 1). Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание.

Слайд 7

Различия диалога и монолога Диалог Монолог Состоит из реплик или цепи речевых реакций Осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников Собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания Речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной; характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание Связность обеспечивается двумя собеседниками Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника) Это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто Характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность логическая завершенность, синтаксическая оформленность . Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание Связность обеспечивается одним говорящим Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий

Слайд 8

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Слайд 9

Актуальность данной проблемы определяется также уникальными возможностями дошкольников в речевом творчестве: слова и предложения не являются для них, по меткому выражению К.И.Чуковского “скроенными и сшитыми”, дети“создают” родной язык, проявляя при этом много творчества. Но, как известно, примерно к шести годам ребенок усваивает большинство языковых правил и неминуемо утрачивает “врожденные”способности к словесному творчеству. Приходит время творчества не столько словесного, сколько смыслового: дети придумывают не слова или выражения, а рассказы, истории и сказки. Использование склонности старших дошкольников к придумыванию различных сказок и историй составляет ресурс не только для развития речевой деятельности детей, но и имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Наиболее сложным в педагогической практике являются поиски содержания и средств построения работы по развитию связной речи. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки , технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие). Хочется подробнее остановиться на приёме сказкотерапия в логопедической практике

Слайд 10

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Слайд 11

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды. На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных. Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чётккая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Слайд 12

Сказка несёт в себе ряд функций: Функция социализации; Креативная ; Голографическая; Развивающее – терапевтическая; Культурно – этническая; Лексико – образная.

Слайд 13

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Слайд 14

Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие : Словесная режиссерская игра; Пересказ от лица литературного героя; Словесное рисование; Психогимнастика ; Метод «А что потом»; Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»; Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»; Метод «Придумывание кратких историй»; Метод «Моделирование»; Метод «Сказка про самого себя»; Метод «Перевирание сказки»; Метод «Бином фантазии»; Метод «Сказки по-новому»; Метод «Сказка – калька»

Слайд 15

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Слайд 16

Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику , мы разработали занятия с использованием информационных компьютерных технологий. Наглядность и красочность их использования позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при работе со сказкой.

Слайд 17

У ребенка интенсивнее развивается абстрактное и логическое мышление, стимулируется развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками. ИКТ оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности. Создателем оригинальных литературных произведений.

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи через обучение детей творческому рассказыванию

Обобщение педагогического опыта работы.Развитие связной речи детей через обучение творческому рассказыванию            Основные задачи по р...

Круглый стол: «Формирование связной речи через составление описательного рассказа»

Конспект реализации одной из инновационных форм работы с родителями - круглый стол  могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных учреждений....

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Формирование связной речи через использование сюжетно-ролевой игры.

Речь - одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взг...

Конспект занятия с детьми (развитие связной речи через сказку) средний возраст

Конспект занятия с детьми среднего возраста (развитие связной речи через сказку)...

Развитие связной речи через сказки и игры. «Играйте со своими детьми!»

Огромной любовью пользуются у детей сказки и игры. Сказка-учит человека жить, вселяет веру в торжество добра и справедливости.За фантастикой  и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения...

Презентация «Развитие связной речи через решение проблемных ситуаций с использованием информационных технологий»

ull;Задачи:1. Формирование навыков рассказывания с элементами творчества.2. развитие целенаправленного восприятия и произвольного внимания, наглядно – образной и вербальной памяти. 3.Цели: раз...