Конспект интегрированного занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Побылова Ирина Юрьевна

Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №2093 им.А.Н.Савельева ДО№2

_________________________________________________________  

Конспект интегрированного занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

для детей старшего дошкольного возраста

 

«Осень-художница»

Лексическая тема: «Лес, грибы, ягоды»

Составила: 

Побылова Ирина Юрьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория

Логопедические задачи:

  1. Закреплять умение образовывать качественные и относительные прилагательные.
  2. Упражнять в подбое родственных слов.
  3. Продолжать учить находить место звука в слове.

Образовательные задачи:

  1. Закреплять умение различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
  2. Продолжать знакомить с разнообразием грибов и ягод.
  3. Совершенствовать навыки сравнения двух чисел (больше, меньше, поровну) и выполнения арифметических действий в пределах десяти.

Развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие; быстроту мышления детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.                  
  2. Воспитывать у детей умение выполнять задания в малочисленной группе.

Музыкально-эстетические задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь к музыке, элементам фольклора и народной культуры.
  2. Развивать художественный вкус, артистичность.
  3. Повторять знакомые танцевальные движения.

  Задачи двигательной активности:

  1. Закреплять умение выполнять основные виды движений (прыжки со скакалкой, с мячом, через модули, забрасывание мяча в кольцо, сбивание кеглей).
  2. Развивать ловкость и выносливость.
  3. Развивать умение быстро перестраиваться и менять направление движения.
  4. Развивать чувство темпа и ритма.

Оборудование и материалы: мячи, мягкие модули, скакалки, кегли, цветные пластмассовые шарики, корзины, обручи, осенние листья, вазы, предметные картинки, плоскостные макеты деревьев, шапочки грибов.

Место проведения: музыкальный зал.

Содержание занятия

Вводная часть

Учитель-логопед: «Ребята, я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу.

По дороге золочёной

Осень щедрая идёт.

Убранный листами клёна

Сундучок она несёт.

Сундучок с её приданым

Полон солнечных даров:

Много тут брусники рдяной,

Спелых яблок и грибов.

Какие дары приготовила для нас красавица-осень?»

Дети: «Грибы, ягоды».

Воспитатель раздаёт детям по одному осеннему листочку. По залу расставлены плоскостные макеты деревьев. Под песню Г. Вихаревой «Золотые листики» дети на носочках змейкой бегут между деревьями, в правой руке листочек, левая рука на поясе.

Воспитатель убирает деревья в сторону. Дети перестраиваются парами и по центру зала выстраивают «ручеёк». Когда последняя пара детей проходит в «ручеёк», дети двумя колоннами идут в разные стороны, образуя полукруг в центре зала.

Воспитатель собирает осенние листья у детей.

Основная часть

Учитель-логопед: «Вот мы с вами и в осеннем лесу. А что мы можем найти под опавшими листьями?»

Дети: «Грибы».

Воспитатель раздаёт детям шапочки грибов.

Ритмический танец «Грибы» Т. Попатенко.

Дети встают по кругу парами, лицом друг к другу, руки на поясе. Начинают движения с правой ноги. Пружиня на левой ноге, на счёт раз-и-два-и-три выставляют правую ногу вперёд на пятку, назад на носок и снова вперёд на пятку. На счёт-и-четыре приседают. Повторяют то же самое с левой ноги.

Затем берутся за руки «лодочкой» лицом друг к другу.

На счёт раз-и-два-и делают шаг и приседают (против часовой стрелки).

На счёт три-и-четыре делают шаг и приседают (по часовой стрелке).

На следующий такт кружатся парами, выполняя подскоки вправо и влево, руки держат «лодочкой».

Следующих два такта выполняют боковой галоп парами (против часовой стрелки), ещё два такта – боковой галоп парами по часовой стрелке.

Учитель-логопед: «Дети, а что можно делать с грибами?»

Дети: «Искать, собирать, срезать, чистить, мыть, варит, сушить, жарить, солить, есть».

Игра «Съедобные – несъедобные»

Учитель-логопед: «Ребята, а все ли грибы и ягоды съедобные?»

Дети: «Нет, бывают ядовитые, которые нельзя есть».

Учитель-логопед для каждого ребёнка называет съедобные и несъедобные грибы и ягоды: «Опёнок, мухомор, лисичка, боровик, бледная поганка, брусника, ежевика, сыроежка, волчья ягода, подберёзовик, подосиновик».

Дети прыгают с мячом между ног до ориентира. Если учитель-логопед называет съедобный гриб или ягоду, то дети берут в коробке цветной пластмассовый шарик и бросают его в корзину. Если не съедобный гриб или ягода, то не бросают шарик.

Игра «Собери осенний букет»

Учитель-логопед: «Дети, посмотрите, как осень-художница раскрасила лес своими яркими красками! Какими стали осенью листья на деревьях?»

Дети: «Красными, жёлтыми, багряными, золотыми, коричневыми, разноцветными».

По залу рассыпаны листья. Каждый листочек лежит в обруче среднего диаметра. Воспитатель делит детей на 4 команды. Каждая команда получает своё задание собрать листья берёзы, осины, тополя, рябины. Чья команда быстрее соберёт букет. Звучит музыка, дети бегают по залу, собирают листья. Дети должны поднять листочек и продеть через себя обруч снизу вверх. Каждый участник команды должен поднять по 4 листочка.

На столике стоят 4 вазы, в которых на трубочке для коктейля прикреплены буквы: р, б, с, п. Каждая команда должна поставить свои листочки в вазу, в названии которых звук, соответствующий букве в вазе, находится в середине слова. Дети подбегают к столику, ставят свой букет из листьев и называют какие у них листья: берёзовые, рябиновые, осиновые, тополиные.

Игра «Найди себе пару»

Воспитатель делит детей на 2 команды, они выстраиваются в 2 колонны с двух сторон музыкального зала. Все дети получают предметные картинки.

Первая команда: подосиновик, подберёзовик, опёнок, лисичка, мухомор, волчья ягода.

Вторая команда: осина, пень, лиса, муха, волк, берёза.

Музыкальный руководитель играет польку. Дети двигаются подскоками навстречу друг другу противоходом, держа в руках предметные картинки. Когда встречаются парные картинки, родственные слова: подосиновик - осина, подберёзовик – берёза, опёнок – пень, лисичка – лиса, мухомор – муха, волчья ягода – волк; дети берутся за руки и встают по большому кругу. Воспитатель даёт им обруч большого диаметра, дети надевают его на себя и продолжают двигаться по кругу подскоками пока все пары не найдут друг друга.

Игра «Сосчитай грибы и ягоды»

1 вариант

В корзине на стартовой черте лежат вперемешку кегли (условно это грибы) и пластмассовые цветные шарики (ягоды). Дети встают в колонну, берут по одному предмету и друг за другом переносят кегли в одну корзину, шарики в другую, выполняя при этом прыжки через мягкие модули (6 штук), разводя ноги в стороны. Когда все предметы будут разложены в две корзины, воспитатель назначает двоих детей, которые пересчитывают сколько в корзине кеглей, а сколько шариков. Все дети помогают считать сколько принесли «грибов» и сколько «ягод»? Дети сравнивают 2 числа и отвечают чего больше «грибов» или «ягод».

2 вариант

Воспитатель делит детей на 2 команды. Одна команда «Ёжики», другая «Белочки». Ёжики несут мяч вприсядку и закатывают его в отверстие полукруглого модуля (норку). Остальные дети считают, сколько мячей (грибов) в норке у ёжика. Белочки несут мяч, прыгают при этом на одной ноге, затем забрасывают его в кольцо (дупло). Остальные дети считают сколько мячей (ягод) забросили в кольцо (дупло). В конце игры дети складывают сколько грибов и ягод вместе у белочки и ёжика.

3 вариант

Воспитатель: «У белочки на ветке сушилось 10 грибов. Она начала их потихоньку есть». Стоят в ряд 10 кеглей, дети их пересчитывают и начинают выполнять задание поточным способом. Прыгают на скакалке 5 раз, затем берут мяч, подбрасывают его вверх, ловят, приседают с мячом и подпрыгивают, сидя, 3 раза. Дальше сбивают мячом стоящие в ряду кегли. В конце игры дети считают сколько осталось несбитых кеглей (грибов). Вопрос, сколько кеглей сбили или сколько грибов съела белочка?

Итог занятия

Учитель-логопед: «Дети, понравилась вам прогулка по осеннему лесу? Расскажите мне какой лес осенью?»

Дети: «Красивый, сказочный, богатый, волшебный, прекрасный, хвойный, лиственный, смешанный».

Дети встают в круг и водят хоровод под песню Е. Тиличеевой «Здравствуй, осень!» Потом змейкой за направляющим выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...