ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "Путешествие в мир слов".
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Услугина Ольга Николаевна

В рамках недели "Талантливый ребенок" было проведено открытое фронтальное занятие по развитию речи в старшей группе №7. Занятие проводила учитель-логопед Услугина Ольга Николаевна.
Тема занятия: Путешествие в мир слов.
Программное содержание:
- укрепление мышц артикуляционного аппарата;
-увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений, формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции
- развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;
-закрепление умение сравнивать слова по звучанию.
-продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже.
-учить делить слова на слоги.
-учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
-развивать -внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
-закреплять умение рисовать короткие отрывистые линии (иголки на елке).
-формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Дети выполняли артикуляционную гимнастику ,путешествуя по зоопарку с бегемотиком Жужей,в игровой форме, тренировали свои органы артикуляции. Также узнали , какие бывают слова: разные по длине (длинные и короткие), по звучанию (похожие и непохожие), учились делить слова на слоги разными способами (хлопками, широко раскрывая рот при произнесении слова, считали, сколько раз опустится подбородочек), выполняли пальчиковую гимнастику, развивали мелкую моторику пальцев рук, выполняя графические задания в ходе занятия. Учились разгадывать загадки. Очень оживленно прошла игра на развитие фонематического восприятия, где дети узнавали разные по звучанию предметы, закрывая глаза.
На занятии присутствовали родители и администрация ДО №5.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_13.10.15g.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .

ТЕМА: Путешествие в мир слов.

Программное содержание:

- укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений, формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции

- развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

-закрепление  умение сравнивать слова по звучанию.

-продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже.

-учить делить слова на слоги.

-учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

-развивать -внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

-закреплять умение рисовать короткие отрывистые линии (иголки на елке).

-формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед:

-Здравствуйте , ребята. Вы знаете какое событие сейчас проходит в нашем детском саду?

У нас проводится неделя под названием «Талантливый ребенок».У каждого из вас есть свои таланты, очень важно их развивать. Кто-то любит и умеет красиво рисовать, кто-то танцует, некоторые дети любят сочинять стихи. Но также важно уметь четко и ясно излагать свои мысли, иными словами- уметь красиво говорить. А вы хотите хорошо разговаривать? (Да) .

-Кто мне ответит на вопрос: что нужно делать , чтобы уметь четко и правильно произносить все звуки? (Выполнять упражнения, артикуляционную гимнастику).

 - Правильно!

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

А теперь, в путь !Отправимся в путешествие с нашим бегемотиком Жужей и его веселым язычком. Вы готовы? (В руках у логопеда игрушка «Бегемот» для показа артикуляционной гимнастики»). Сегодня наш бегемотик отправляется в зоопарк.

«Бегемотики»

Вот пришел язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Открыли род как можно шире, удержали его в таком положении до счета «пять». Закроем рот. Повторим 4 раза.

Рот пошире открываем
в бегемотиков играем:
Широко откроем ротик,
как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.

«Лягушки»

 Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква. Это были Лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Улыбнемся, покажем сомкнутые зубы. Удержим губы в таком положении до счета «пять», затем вернем губы в исходное положение. Повторим 4 раза.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губки прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу Ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.

 «Слон»

 Идет Язычок дальше. Ой! Кто это такой большой с длинным носом? Да это же…слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Сомкнутые губы вытянем вперед и удержим в таком положении до счета «пять», вернемся в исходное положение.

 Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

 «Змея»

 Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и язычок увидел, что это…змея! Давай изобразим змею.
Улыбнемся, откроем ротик, высунем острый язычок изо рта, затем спрячем.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне.
Высунем язык и спрячем.
Только так, а не иначе.

 «Лошадка»

 Понаблюдал Язычок за змеей и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!». Сел Язычок на лошадку, крикнул: «Но!», и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Улыбнемся, широко откроем рот, щелкнем языком громко и энергично. Стараемся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал только язычок.

Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.

 «Расческа»

 Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах! Какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!». Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал. Улыбнемся, закусим язык зубами. «Протаскиваем» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня расческа.

 «Часики»

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Улыбнемся, откроем рот. Тянем язык попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторим 10 раз.

Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часок.
Ты в часы играть готов?

 «Шарики» 

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шары. Надуй одну щеку-сдуй. Затем надуй другую щеку и сдуй. Надувай попеременной 4-5 раз.

Я надул Воздушный шарик.
Укусил его комарик.

Лопнул шарик-не беда!
Новый шар надую я!

  1. Отгадывание загадок. Игра «Длинные-короткие слова»

У педагога в руках чудесный мешочек, в котором лежат овощи, фрукты, игрушки. Педагог предлагает детям отгадать загадку и достать из мешочка тот предмет, о котором загадана загадка.

Затем его надо найти на картинке и закрасить.

Отгадать загадки и раскрасить картинку-отгадку.

  •  Расту в земле на грядке, Красная, длинная, сладкая.  (морковь).
  • Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.)
  • Неказиста, шишковата.

 А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

 Ну, рассыпчата, вкусна! (Картошка.)

  • Наши поросятки

Выросли на грядке.

 К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

     Эти поросятки

Играют с нами в прятки.

(Огурцы.)

Как можно догадаться, что это морковка? (Капуста, картофель, огурцы?) Какой овощ вы любите?

Назвать то, что дети раскрасили. (Морковь, капуста, картошка, огурцы.) Что осталось нераскрашенным? (Помидоры.)

 Как одним словом все можно назвать? (Овощи.)

Уточните, что слова, которые назвали дети, произносятся по-разному. Определить, какие слова длинные, какие короткие .Отхлопать длину слов.

  1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ  «Найди друга».

Задания и вопросы

Соединить предметы, названия которых звучат похоже. (Мишка - шишка, коза - стрекоза.)

Назвать предметы, которые не соединили. (Лук, корзина.) Почему не соединили? (Потому что слова произносятся по-разному.)

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
  2. Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»

Приготовьте, пожалуйста, руки (дети ставят локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.

На первую строчку – выставить вверх большие пальцы, на вторую – соединить под углом кончики пальцев обеих рук, на третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую кулачки стучат друг об дружку. На последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

  1. Деление слов на слоги.

У логопеда  плюшевый зайка, который хочет научить детей делить слова на слоги. А для этого надо произносить слово и хлопать в ладоши. Сколько хлопков, столько и слогов в слове.

Зайка предлагает еще раз произнести название предмета и протопать слово. Сколько раз топнули, столько и слогов в слове.

Сколько слогов в слове ≪заяц≫? (Два.)

Сколько слогов в слове ≪корова≫? (Три.) .

Сколько слогов в слове ≪зонт≫? (Один.)

Сколько слогов в слове ≪виноград≫? (Три.)

Сколько слогов в слове ≪котенок≫? (Три.)

  1. Загадка бегемотика Жужи. Иголки для елки.

Жужа загадывает детям загадку и предлагает нарисовать иголки, как показано на рисунке.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

(Елка.)

Какие иголки у елки? (Зеленые, короткие, колючие.)

  1. Итог . (Что мы узнали? Чему научились? Что понравилось?)

Литература:

1) А.Е.Белая, В.И.Мирясова Пальчиковые игры, М. 2003г.

2) Е. Косинова, Уроки логопеда.Игры для развития речи. М., 2010

3) Е.В. Колесникова Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Ювента., М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в делени...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

«Мы играем, правильно слова называем».Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Формировать у детей умение пользоваться несклоняемыми существительными, образовывать слова разными способами, множительное число существительных в родительном падеже, придумывать по картинкам сложнопо...

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе"

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки)....

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Формирование глагольной лексики."

Формирования представлений о многообразии слов русского языка (слова, обозначающие предметы и явления, действия)...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Развитие у  детей умений воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексе и соотносить их с содержанием...