«Мы играем, правильно слова называем».Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Формировать у детей умение пользоваться несклоняемыми существительными, образовывать слова разными способами, множительное число существительных в родительном падеже, придумывать по картинкам сложноподчиненные предложения, подбирать слова со сходными и противоположными значениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мы играем, правильно слова называем».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

 

Цель: Формировать у детей умение пользоваться несклоняемыми существительными, образовывать слова разными способами, множительное число существительных в родительном падеже, придумывать по картинкам сложноподчиненные предложения, подбирать слова со сходными и противоположными значениями.

 Материал: иллюстрации с изображением пианино, пальто, кофе, какао, кино, лисы, кота, картина с изображением разных предметов, сюжетные картинки по количеству детей, мольберт, магнитофон, кассета.

Ход занятия: 

 - Дети, сегодня мы с вами поиграем в словесные игры. 

 1. Игра «Стойкие слова» 

 Посмотрите на картинку и закончите предложение: 

 Мальчику купили новое... (пальто).

 Девочка играет на ... (пианино).

 (Дети заканчивают предложения словами пальто, пианино, кофе, какао, кино). 

 2. «Сложные слова» 

 Придумайте сложные слова про электрические приборы: 

 пыль сосет... (пылесос), кофе варит... (кофеварка)

 кофе молит... (кофемолка),мясо рубит… (мясорубка)

 овощи режет... (овощерезка) 

 Про транспорт: 

 паром ходит... (пароход) 

 сам летает... (самолет) 

 сам ходит... (самоход) 

 сам катит... (самокат)

Про профессии: 

 в хоккей играет... (хоккеист) ,штангу поднимает... (штангист) 

 на пианино играет... (пианист), в футбол играет... (футболист) 

 в шахматы играет. (шахматист), на гитаре играет. (гитарист) 

 на баяне играет... (баянист) , рыбу ловит... (рыболов),

 лес рубит... (лесоруб) 

Про природу: 

 листья падают... (листопад) , снег падает... (снегопад) 

 3. «Ответь на вопрос»

 В чем хранят хлеб? (в хлебнице) ,  масло? (в масленке) 

 сахар? (в сахарнице) ,  соль? (в солонке) 

 В чем лежит салат? (в салатнице) . Во что налили молоко? (в молочник) 

4. «Придумай предложение» 

 Посмотрите на картинки и придумайте предложения, чтобы в них были слова: потому что; если; для того, чтобы; тогда, когда; после того, как.

5. «Назови по-другому»

 Назовите по-другому тех, кто нарисован на картинках (кот – котище, котик, коток, котенька и т.п.; лиса - лисонька, лисичка, лиска и т.п.)

 - Дети, а лиса и кот - это кто? (животные). А какие животные: домашние или дикие? (кот - домашнее, лиса - дикое животное).

 - Сейчас под музыку изобразите диких и домашних животных, а я постараюсь отгадать, кого вы изобразили (физкультминутка).

6. «Скажи, чего много» (множительное число родительного падежа)

 варежки (много варежек)

валенки , носки , платки , колготки , телефоны ,кепки , мухи, одеяла , иголки, 

 яблоки , куклы , вилки, платья, петухи, кубики, арбузы, паровозы, водолазы, 

 перья, крылья, деревья, воробьи.

7. «Скажи наоборот»

быстро – медленно глупый – умный 

твердый – мягкий большой – маленький

ссориться – мириться чистый – грязный 

жарко – холоднокислый – сладкий

трусливый – смелыйпасмурно – солнечно

грустный – веселыйкороткий – длинный

низкий – высокийширокий – узкий

8. «Закончи предложение» 

 Даша к дому подходит.   Даша в дом (что делает?)... входит. 

 Даша из дома   ... выходит.  Даша дом   ... обходит.

 Даша улицу   ... переходит.

 - Дети, подумайте, кто как сегодня занимался. Если вы считаете, что правильно отвечали на все вопросы, справились со всеми заданиями, то возьмите себе красный кружок. А если не совсем довольный собой, считаете, могли бы отвечать лучше, возьмите желтый кружок. Я надеюсь, что на следующем занятии вы постараетесь и справитесь со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в делени...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.Задачи.Учить...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Грамотной и Правильной речи». 2020-2021г.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Грамотной и Правильной речи»   Павленко Галина Юрьевна.2020-2021г....

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»

Цель: расширить словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх.Задачи:Образовательные:• Закреплять употребление в речи имён существительных множественного числа в винительном п...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " Игра слов"

Формировать умение подбирать сравнение на основе двух предметов по качествам....