Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
В последнее годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы вцелом. И на помощь учителю-логопеду пришел компьютер с его неограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zavyalova_i.n.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Завьялова Ирина Николаевна, учитель – логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 62 «Родничок» г. Северодвинска |
Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.
В связи с переходом на личностно-ориентированное обучение, изменением информационного пространства вокруг нас назрела необходимость внедрения новых современных методов в работе с дошкольниками. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике, и помогают педагогу решать самые трудные в традиционной практике задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений у детей. В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.
Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается маловыразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.
Используя компьютер на индивидуальных занятиях с детьми, мы реализуем следующие принципы коррекционной работы:
- Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программ проводится с опорой на зрительный, слуховой контроль над результатами деятельности ребенка.
- Принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа с играми способствует развитию фонематического слуха; формированию фонематического восприятия; обратных речевых кинестезий; мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором - мышь, клавиатурой); слуховое и зрительное восприятия; внимания; памяти. Так, играя в игру «Что изменилось» (диск «Занимательная логика»), ребенок называет четыре картинки, автоматизируя поставленные звуки – происходит развитие произносительной стороны речи, используя компьютерную мышку, меняет картинки – развитие моторики рук; ребенок определяет, какая картинка появилась, какая пропала – происходит развитие внимания.
- Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями. Упражнения программ содержат задания различной сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой. Например, в игре «Учимся правильно говорить» в разделе «Речевые звуки» можно выбрать задание «Услышь звук А» изолированно, в слогах, в словах.
- Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В программах «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка оцениваются звуковым комментарием, сообщением («Молодец!», «Подумай еще!» и др.), предусмотренным программой, что исключает субъективную оценку.
- Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
- Принцип систематичности и последовательности обучения. Его использование позволяет устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
- Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей. Работа с компьютером должна происходить при первостепенной роли учителя-логопеда, по принципу тройственного взаимодействия: педагог-компьютер - ребенок.
Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Список использованной литературы:
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
- Леонова Л. А., Макарова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М.: "Вентана-Граф", 2004
- Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005
- Лынская М. И. Информационные технологии с безречевыми детьми//Логопед. - 2011. - № 3.- С. 23-35.
- Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук. - 2004. - № 5. - С. 285- 287 - Степанова С.В., Зубкова С.А. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. - №7. – С. 24 – 31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. известно, что исполь...
Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.
В последнее годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения...
Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учрежденияЦель: Поиск и применение наиболее опти...
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации
В статье представлены здоровьесберегающие технологии, используемые на коррекционно-развивающих занятиях в дошкольных учреждениях....
«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можн...