Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР подготовительного дошкольного возраста.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Синько Алла Анатольевна

Материал к лексической теме "Семья", может использоваться логопедами и воспитателями логопедических групп на подрупповых занятиях по развитимю речи и в индивидуальной работе с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР  подготовительного дошкольного возраста.

Тема: «Семья. Знакомство с понятием слово».

Цель: знакомство детей с понятием «слово», с семейными ценностями и традициями; формирование понимания их значения и уважения к ним.

Задачи:

Коррекционно-познавательные: 
-Познакомить детей с понятием «слово».

- Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

Коррекционно — развивающие:

- Развивать коммуникативные навыки. Умение участвовать

  в беседе, внимательно слушать и отвечать на вопросы.

- Расширять словарный запас, уточнять значение слов.

- Совершенствовать лексико-грамматические компоненты речи.

- Развивать творческие способности.

- Учить согласовывать речь с движениями.

- Развивать выразительность мимики и жестов.

Коррекционно –воспитательные:

-Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

-Воспитывать уважение, любовь к своим родственникам.

Оборудование: картина «Семья», отдельные члены семьи, полоски бумаги.

Ход занятия:

1. Организационный момент «Разговор» красок.

 Логопед. – Приготовьте цветные карандаши. (Логопед подносит цветные карандаши к уху). Наши цветные карандаши на одно мгновение ожили и заговорили с нами. Угадайте, о чем они нам могут поведать? (Дети выбирают себе карандаши. У логопеда красный карандаш).

 Логопед. – Я – мак.

                    Я – огонь.

                    Я – флаг.

 Дальше по образцу говорят дети.

Примерные ответы:

Оранжевый. Я – морковь .Я – апельсин!

Желтый.        Я – цыпленок .Я – солнце!

Зеленый.       Я – трава. Я – сады, леса!

Голубой.        Я – небо. Я – лед!

Синий.           Я – колокольчик. Я – море!

Фиолетовый. Я – слива. Я – сирень!

 Логопед.- Соберем карандаши. Они шепнули мне одно слово, угадайте какое?! Радуга.   Мы сейчас с вами назвали семь цветов радуги. Давайте нарисуем радугу.  (дети рисуют радугу).

 2. Работа по картине «Семья».

 Беседа по картине «Семья».

Логопед: Кого вы видите на картинке?

Как их назвать одним словом?

Назовите членов семьи. (Бабушка, мама, папа, сын, дочь.)

Что делает бабушка?

Что делает мама?

Что делает папа?

А маленький мальчик?

Кем он приходится маме с папой? А бабушке? Девочке?

Что можно сказать об этой семье? (Она дружная.)

Назовите членов вашей семьи.

Как вы обычно называете дома друг друга?

Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?

Какие из них больше всего вам нравятся?

3.Пальчиковая гимнастика.

Моя семья.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

(Хлопки на счет.)

Раз, два, три, четыре, пять-

Всех могу пересчитать:

(Хлопки на счет.)

Папа, мама, брат, сестренка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся моя семья!

 (Поочередно поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.)

4.Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Глубокий вдох – полный выдох.

Надувание щек – надавливание на щеки пальцами – выпускание воздуха.

«Лошадки» - щелканье кончиком языка за верхними губами.

«Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.

 5.Введение термина слово.

Логопед.- Под картинкой изображены члены семьи. Назовите их.

Дети. – Это мама.

Логопед. – Мы назвали и показали маму. А сказали слово «мама». Давайте обозначим слово «мама» полоской. Проведем пальчиком по полосочке, прочитаем слово: «мама».

 Аналогично – слова «папа», «дочь», «сын».

Логопед: Мы с вами собрали слова. Значит, когда мы что – то называем, мы произносим слова.

А теперь соберем ласковые слова. ( Мамочка, доченька, здравствуйте, пожалуйста, спасибо и т. п.)

Дети на каждое название слово кладут полосочку и, и водя пальчиком, «прочитывают».

6. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

(Под счет логопеда дети выполняют наклоны, подтягивания.)

Три – в ладоши три хлопка,

(Хлопают в ладоши.)

Головою три кивка.

(Движения головой.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

(Движения руками.)

Шесть – за парту тихо сесть.

(Сесть.)

7. Подготовка руки к письму..

Логопед. – А теперь давайте сделаем подарки своим родным.

Раскрасим красивые осенние  листочки ( готовые листочки на карточках).

Каким цветом будем раскрашивать? Раскрашивать нужно аккуратно, не заходя за границу листочка.

8.Итог занятия.

Логопед.- О чем  и о ком мы говорили сегодня?

Если мы что – то называем, что мы произносим? (Слова).

Как вы думаете. Кто из вас был самым активным сегодня на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени

Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Тема: наша дружная семьяТип занятия: подгрупповоеЦель занятия: составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картинПрезентация прилагается....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...