"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Малышева Лира Владимировна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе с ОНР по теме «Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение д/с №10 комбинированного вида

Конспект организованной образовательной деятельности

по теме: «Зимующие птицы»

составила: учитель – логопед

Малышева Л.В.

г. Одинцово


Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в группе с ОНР.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах,

Закреплять умение составлять рассказ о зимующих птицах описательного характера с опорой на план-схему.

Коррекционно – образовательные:

Закрепить умение делить слова на слоги.

Усвоение навыков словообразования и словоизменения;

Формирование умения согласовывать существительные с прилагательными;

Коррекционно – развивающие:

Развивать зрительное восприятие по средствам дидактической игры «Узнай по силуэту»;

Способствовать развитию наглядно-действенному и логическому мышлению;

 Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательные :

Воспитывать любовь и чувство сострадания к зимующим птицам.

Оборудование:  счетные палочки, схематическое изображение кормушки для птиц, наглядное пособие «силуэты», план- схема для составления связного рассказа, демонстрационные картинки зимующие птицы.

1. Орг. момент. Речевая разминка.

Мы будем заниматься,
Мы будем все стараться,
Звуки чётко говорить,
Думать, не спешить.

Сядет на место тот кто отгадает загадку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (
Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (
Синица.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (
Снегирь.)

 Всю ночь она летает

И мышей пугает.
А станет светло -
Спать летит в своё дупло.
   (Сова.)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (
Сорока.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (
Ворона.)

2. Введение в тему. Давайте позовем зимующих птиц. Прохлопайте названия по слогам. СО – РО –КА, ВО – РО – НА и т.д.

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

3. Развитие мелкой моторики. Ребята давайте и мы сделаем кормушку для птиц. Чтоб построить кормушку наши пальчики и ручки должны быть сильными. Поиграем  с пальчиками.

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!

4. Упражнение «Кормушка» конструирование из счетных палочек по схеме.

5. Упражнение «Накорми птиц» вообразите, корм для птиц. Скажите, чем вы

Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синицу семечками.
– Я накормлю  воробья хлебными крошками.
– Я дам вороне зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

Много птиц прилетело. Давайте с ними поиграем.

6.Динамическая пауза. Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

7. Игра со снежным комочком упражнение «Составь новое слово». Птицы хотят с вами поиграть в слова, закончите предложение.

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Логопед предлагает детям рассмотреть  план-схему и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Он живет в лесу. Снегирь маленький по размеру.  Грудка у него красная, крылышки черные. Его называют красногрудый, чернокрылый снегирь. Хвостик у него короткий. Клювик у снегиря маленький. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений. Человек заботится о птицах. Делает кормушки, насыпает  в них зерна. Заботится, чтоб птицы не погибли от холода и голода.

9. Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

10. Итог занятия

Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказ? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...