Взаимодействие семьи и образовательной организации как условие реализации инклюзии
статья по логопедии на тему

Михейкина Диляра Ильдусовна

Эссе

 

Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей в детском коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования"

Минобразования Чувашии

Кафедра педагогики и психологии постдипломного образования

Эссе

Взаимодействие семьи и образовательной организации как условие реализации инклюзии

Выполнила :

слушатель КПК по программе

"Профессиональная деятельность

специалистов сопровождения детей с

ОВЗ в соответствии с федеральными

государственными образовательными

 стандартами"

Михейкина Диляра Ильдусовна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Силантьева С.Н.

        

Чебоксары

2015

Содержание

Введение        

Основная часть        

Заключение        

Список литературы        

Введение

В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Данная тема является важной в связи с тем, что родители, воспитывающие ребёнка с ОВЗ стараются воспитывать его, избегая невротизации ребёнка, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.

На мой взгляд основной целью взаимодействия семьи с образовательной организацией является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.

Задача заключается в обучении родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком. Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений. Создание условий для объединения родителей в сообщество, расширение социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. Оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.

Основная часть

           Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благоприятствия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.

Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) необходимо сотрудничество с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита и т.д.).

Основные функции взаимодействия семьи и образовательной организации в условиях инклюзии:

Охранно-защитная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи.

Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями педагоги ведут работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывают своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дают рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляют квалифицированную правовую, психологическую поддержку.

Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, педагоги способствуют восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживают усилия семей, проявляющие готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.

Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми и его семьей.

Оздоровительная функция предполагает сопровождение и рекомендации по укреплению здоровья ребенка.

Компенсаторная функция. Заключается в поиске путей замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка.

Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое и посредническое.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причем важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное - в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям, что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребенка. Важно, чтобы родители понимали: группа «Особый ребенок» - это не место «отбывания» ребенка с ограниченными возможностями, а учреждение для его реабилитации и социальной адаптации.

Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей- инвалидов в детском коллективе.

Заключение

Необходимо всегда помнить о том, что главное в нашей работе - не навредить маленькому человеку, а научить быть уверенным в себе, смело шагать вперед и не бояться трудностей.

Таким образом, взаимодействие семьи и образовательной организации в условиях инклюзии существенно ускоряет процесс социализации ребенка с ограниченными возможностями.

Список литературы

  1. Алехина С.В, Семаго Н.Я, Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - Методические рекомендации . - Центр «Школьная книга». -Москва.2010. - С.173
  2. Андреева Л.В. Бойков Д.И, Войлокова Е.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена. - 2007
  3. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. - Методические рекомендации .- Центр «Школьная книга». - Москва.2010. - С.180
  4. Лопатина М.И. Равные возможности. Стремление к Инклюзивной жизни № 1. - Центральное окружное управление образования Департамента образования г.Москвы - М., 2008. - С.112
  5. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - Методические рекомендации. -Центр «Школьная книга». - Москва.2010. - С.139


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

В ходе организационно – деятельностной игры участникам педагогического совета предлагаются задания. Для этого педагогический коллектив разбивается на четыре равные команды (администрация, воспитатели,...

Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Пишите на olgashulga.87@mail.ru 1. ФГОС общего образования определяет *  1. минимальный уровень освоения содержания образования в общеобразовательной школе; 2. избыточный уров...

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.В законе...

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...