Взаимодействие семьи и образовательной организации как условие реализации инклюзии
статья по логопедии на тему
Эссе
Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие семьи и образовательной организации как условие реализации инклюзии | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования"
Минобразования Чувашии
Кафедра педагогики и психологии постдипломного образования
Эссе
Взаимодействие семьи и образовательной организации как условие реализации инклюзии
Выполнила :
слушатель КПК по программе
"Профессиональная деятельность
специалистов сопровождения детей с
ОВЗ в соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами"
Михейкина Диляра Ильдусовна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Силантьева С.Н.
Чебоксары
2015
Содержание
Введение
В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Данная тема является важной в связи с тем, что родители, воспитывающие ребёнка с ОВЗ стараются воспитывать его, избегая невротизации ребёнка, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.
На мой взгляд основной целью взаимодействия семьи с образовательной организацией является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.
Задача заключается в обучении родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком. Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений. Создание условий для объединения родителей в сообщество, расширение социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. Оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.
Основная часть
Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благоприятствия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.
Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) необходимо сотрудничество с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита и т.д.).
Основные функции взаимодействия семьи и образовательной организации в условиях инклюзии:
Охранно-защитная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи.
Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями педагоги ведут работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывают своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дают рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляют квалифицированную правовую, психологическую поддержку.
Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, педагоги способствуют восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживают усилия семей, проявляющие готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми и его семьей.
Оздоровительная функция предполагает сопровождение и рекомендации по укреплению здоровья ребенка.
Компенсаторная функция. Заключается в поиске путей замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка.
Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое и посредническое.
Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.
Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причем важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное - в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям, что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребенка. Важно, чтобы родители понимали: группа «Особый ребенок» - это не место «отбывания» ребенка с ограниченными возможностями, а учреждение для его реабилитации и социальной адаптации.
Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей- инвалидов в детском коллективе.
Заключение
Необходимо всегда помнить о том, что главное в нашей работе - не навредить маленькому человеку, а научить быть уверенным в себе, смело шагать вперед и не бояться трудностей.
Таким образом, взаимодействие семьи и образовательной организации в условиях инклюзии существенно ускоряет процесс социализации ребенка с ограниченными возможностями.
Список литературы
- Алехина С.В, Семаго Н.Я, Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - Методические рекомендации . - Центр «Школьная книга». -Москва.2010. - С.173
- Андреева Л.В. Бойков Д.И, Войлокова Е.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена. - 2007
- Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. - Методические рекомендации .- Центр «Школьная книга». - Москва.2010. - С.180
- Лопатина М.И. Равные возможности. Стремление к Инклюзивной жизни № 1. - Центральное окружное управление образования Департамента образования г.Москвы - М., 2008. - С.112
- Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - Методические рекомендации. -Центр «Школьная книга». - Москва.2010. - С.139
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование управления развитием образовательной среды дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Образовательная программа работы ЦИПР в условиях реализации ФГОС....
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Вариативный модуль
«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...
Педагогический совет на тему: «Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
В ходе организационно – деятельностной игры участникам педагогического совета предлагаются задания. Для этого педагогический коллектив разбивается на четыре равные команды (администрация, воспитатели,...
Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Пишите на olgashulga.87@mail.ru 1. ФГОС общего образования определяет * 1. минимальный уровень освоения содержания образования в общеобразовательной школе; 2. избыточный уров...
Взаимодействие семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.В законе...
Организация правового воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Презинтация для воспитателей детского сада...
Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"
Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...