Тема: Дифференциация звука «Л - ЛЬ». Игровой сюжет якутская сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Игровой сюжет занятия основана на якутской сказке "Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами" . Цель занятия: Закрепление навыка определять места звука в слове; умения осуществлять анализ и синтез слов; формировать навыки различия звуков Л-ЛЬ в связной речи; продолжить знакомить с понятием «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_staruha_beyberekeen.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Сардана» МОАР
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Дифференциация звука «Л - ЛЬ».
Игровой сюжет якутская сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»
Иванова Наталья Владимировна
логопед
Конспект открытого занятия
Тема: Дифференциация звука «Л - ЛЬ».
Игровой сюжет якутская сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»
Цель: Закрепление навыка определять места звука в слове; умения осуществлять анализ и синтез слов; формировать навыки различия звуков Л-ЛЬ в связной речи; продолжить знакомить с понятием «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук».
Задачи:
- Продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звуковому анализу, составлению предложений по схемам;
- Образовывать множественное число существительных;
- Развивать фонематическое восприятие, воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику;
- Развивать мимическую мускулатуру;
- Закрепить умение работать в парах.
Ход:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
- Вы любите сказку?
- Давайте вспомним сказку о старухе Бэйбэрэкээн?
- Я предлагаю отправиться в путешествие по сказке «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами».
- Кто главные герои этой сказки? (ответы детей).
Психогимнастика.
- Поставьте зеркала и изобразите на своих лицах добрую старушку Бэйбэрэкээн, злую Восьминогую Абасыы, грустную Сардану, удивлённое лицо Хаардьыт Бэргэн
2. Сообщение темы.
-Вместе с «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами», мы повторим правильное произношение звуков л – ль.
3. Характеристика звука.
-Набрали в животик воздух и произнесли звук л. Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий). Звук ль мягкий.
4. Произношение звуков л – ль в слогах, словах.
- Какой была девушка Сардана? (Ласковой, милой, доброй).
- Какую работу она выполняла? Подскажите нужные слова. Сардана полы … (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь … (топила), обед … (варила, готовила), бельё … (стирала, полоскала, гладила), грядки … (копала, полола), посуду … (мыла, чистила).
- Чем похожи эти слова? На какой слог они заканчиваются? (Слог - ла).
- На ысыахе не только танцуют оьуокай но, и поют.
Игра «Дирижёр». Мальчики произносят слог ЛА, а девочки слог ЛЯ я буду руководить нашим хором. ( На мотив песни «Сарсырда сарар5а»)
- А откуда появилась девушка Сардана в сказке? (биэс салалаах бэрдтигэс от)
- Салаа дтиэн тугуй?
- О чём она мечтала?
- Чем мы можем ей помочь?
- Выполнить за неё работу и осуществить её мечты.
5. Развитие мелкой моторики руки.
- Работаем в парах: девочки собирают фасоль, мальчики – лук.
- В слове «фасоль» какой последний звук? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов?
- В слове где находится звук Л? (Начале, середине, конце).Сколько слогов?
- Какое слово из данных слов длиннее?
Образование прилагательных.
- В чём Сардана поедет на ысыах?
- Из чего можно сшить платье? (Образцы тканей)
6. Развитие языкового анализа и синтеза.
- Хардьыт Бэргэн подарил Сардане бусы, но их разорвала Восьминогая Абасыы и они рассыпались. Помогите собрать. Какой первый звук в слове сал? Каким цветом обозначаем? Правильно синим. Второй звук в этом слове? Каким цветом? Правильно, гласный – красным цветом. Последний звук – согласный, синим цветом.
7. Произношение звука в предложениях.
- Кого первым встретил Хардьыт Бэргэн? (Хардьыт Бэргэн встретил белку)
- Посмотрите на экран и назовите, что изображено одним словом. (Дикие животные )
Образование множественного числа существительных. «Один - много»
- Посмотрите на экран и скажите какие предметы нужны Сардане, чтобы попасть на ысыах (лошадь – лошади, платье – платья, туфель – туфли, платок – платки).
8. Анализ словесного состава предложения.
- Сардана отправилась на ысыах. Выложите из слов-полосок схему этого предложения.
- Каким словом можно заменить слово отправилась? (Уехала, умчалась, добралась)
- По какой дороге ехала Сардана?(Прямая, извилистая, волнообразная)
- Нарисуйте двумя руками извилистую дорожку на песке.
9. Физминутка.
- Сардана оказалась на ысыахе. Что она там делала?
(Познакомилась, танцевала, вселилась, смеялась, плясала)
- Сейчас мы вместе с Сарданой будем танцевать оьуокай.
10. Развитие связной речи.
- Расскажите, что случилось дальше.
- Как нашел Хардьыт Бэргэн Сардану?
- Чем закончилась сказка?
11. Итог занятия.
- Чем мы помогли Сардане?
- Что было вам интересно, какие трудности вы испытали.
- Спасибо за работу!
Самоанализ открытого занятия
- Тема: Дифференциация звука «Л - ЛЬ».
Игровой сюжет якутская сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»
- Цель: Закрепление навыка определять места звука в слове; умения осуществлять анализ и синтез слов; формировать навыки различия звуков Л-ЛЬ в связной речи; продолжить знакомить с понятием «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук».
Задачи:
- Продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звуковому анализу, составлению предложений по схемам;
- Образовывать множественное число существительных;
- Развивать фонематическое восприятие, воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику;
- Развивать мимическую мускулатуру;
- Закрепить умение работать в парах.
3. Активизация мыслительной деятельности детей.
Активизация умственной деятельности детей способствовал удачный игровой сюжет по знакомой детям сказке, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства детей, порождает желание справиться с препятствиями. По ходу занятия вопросами заставляла детей мыслить, сравнивать, помогая при этом картинками, экраном монитора.
4. Соответствие речевого материала возрасту детей и программе.
Речевой материал подобран и преподнесён детям в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.
5. Использование наглядного материала.
Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у детей (предметные картинки, таблицы).
6. Осуществление дифференциального или индивидуального подхода.
В ходе занятия старалась доводить детей самим найди ответы, четко и правильно произносить слова с трудными звуками. Учитывая особенности ребенка, старалась давать разные по степени трудности задания, сопровождала выполнение комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой.
7. Использование методических приёмов и видов работы.
На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (погружение в сказку, музыкальное сопровождение, дидактическая игра, загадки, различные виды работ над словарём и т.д.).
8. Деятельность логопеда на занятии.
Темп ведения занятия менялся: то взволнованный призыв прийти на помощь, то спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе детей и логопеда.
9. Методика работы над ошибками.
В ходе занятия следила за четким проговариванием детей, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно не только того, кто ошибся, но и других детей.
10. Деятельность детей на занятии.
Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными, но каждый по-своему: одни хотели обратить на себя внимание, старались быть на виду, другим нравился сам процесс, но отвечать не спешили и не всегда могли дать правильный ответ.
11. Результативность занятия.
Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты.
логопед Н.В. Иванова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Индивидуальное занятие на тему :"Дифференциация звуков р -л в слогах и фразах по мотивам сказки К. Чуковского " Айболит"
Занятие по дифференциации звуков р-л...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект логопедического занятия с использованием игровой технологии. Тема: Дифференциация звуков С-Ш. «Игры с Малышариками».
Конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков [с] [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических з...
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...
Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К
Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...
Дифференциация звуков "В-Ф" (игровое пособие)
Данное пособие может использоваться как педагогами, так и родителями для дифференциации звуков "В-Ф"....