Тема: Дифференциация звука «Л - ЛЬ». Игровой сюжет якутская сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Иванова Наталья Владимировна

Игровой сюжет занятия основана на якутской сказке "Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами" . Цель занятия: Закрепление навыка определять места звука в слове; умения осуществлять анализ и синтез слов; формировать навыки различия звуков Л-ЛЬ в связной речи; продолжить знакомить с понятием «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_staruha_beyberekeen.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Сардана» МОАР

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Дифференциация звука «Л - ЛЬ».

Игровой сюжет якутская сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»

Иванова Наталья Владимировна

логопед

Конспект открытого занятия

Тема: Дифференциация звука «Л - ЛЬ».

Игровой сюжет якутская сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»

Цель: Закрепление навыка определять места звука в слове; умения осуществлять анализ и синтез слов; формировать навыки различия звуков Л-ЛЬ в связной речи; продолжить знакомить с понятием «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук».

Задачи:

  • Продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звуковому анализу, составлению предложений по схемам;
  • Образовывать множественное число существительных;
  • Развивать фонематическое восприятие, воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • Развивать мимическую мускулатуру;
  • Закрепить умение работать в парах.

Ход:

1. Организационный момент

 - Здравствуйте, ребята.

 - Вы любите сказку?

 - Давайте вспомним сказку о старухе Бэйбэрэкээн?

- Я предлагаю отправиться в путешествие по сказке «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами».

 - Кто главные герои этой сказки? (ответы детей).

 Психогимнастика.

 - Поставьте зеркала и изобразите на своих лицах добрую старушку Бэйбэрэкээн, злую Восьминогую Абасыы, грустную Сардану, удивлённое лицо Хаардьыт Бэргэн

 2. Сообщение темы.

 -Вместе с «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»,  мы повторим правильное произношение звуков л – ль.

3. Характеристика звука.

 -Набрали в животик воздух и произнесли звук л. Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий). Звук ль мягкий.

4. Произношение звуков л – ль в слогах, словах.

 - Какой была девушка Сардана? (Ласковой, милой, доброй).

 - Какую работу она выполняла? Подскажите нужные слова. Сардана полы … (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь … (топила), обед … (варила, готовила), бельё … (стирала, полоскала, гладила), грядки … (копала, полола), посуду … (мыла, чистила).

 - Чем похожи эти слова? На какой слог они заканчиваются? (Слог  - ла).

 - На ысыахе  не только танцуют оьуокай но, и поют.

Игра «Дирижёр». Мальчики произносят слог ЛА, а девочки слог ЛЯ я буду руководить нашим хором. ( На мотив песни «Сарсырда сарар5а»)

 - А откуда появилась девушка Сардана в сказке? (биэс салалаах бэрдтигэс от)

- Салаа дтиэн тугуй?

- О чём она мечтала?

 - Чем мы можем ей помочь?

 - Выполнить за неё работу и осуществить её мечты.

5. Развитие мелкой моторики руки.

 - Работаем в парах: девочки собирают фасоль, мальчики – лук.

 - В слове «фасоль» какой последний звук? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов?

 - В слове где находится звук Л? (Начале, середине, конце).Сколько слогов?

 - Какое слово из данных слов длиннее?

 Образование прилагательных.

 - В чём Сардана поедет на ысыах?

 - Из чего можно сшить платье? (Образцы тканей)

6. Развитие языкового анализа и синтеза.

 - Хардьыт Бэргэн подарил Сардане бусы, но их разорвала  Восьминогая Абасыы и они рассыпались. Помогите собрать. Какой первый звук в слове сал? Каким цветом обозначаем? Правильно синим. Второй звук в этом слове? Каким цветом? Правильно, гласный – красным цветом. Последний звук – согласный, синим цветом.

7. Произношение звука в предложениях.

 - Кого первым встретил Хардьыт Бэргэн? (Хардьыт Бэргэн встретил белку)

 - Посмотрите на экран и назовите, что изображено одним словом. (Дикие животные )

Образование множественного числа существительных. «Один - много»

 - Посмотрите на экран и скажите какие предметы нужны  Сардане, чтобы попасть на ысыах (лошадь – лошади, платье – платья, туфель – туфли, платок – платки).

8. Анализ словесного состава предложения.

 - Сардана отправилась на ысыах. Выложите из слов-полосок схему этого предложения.

 - Каким словом можно заменить слово отправилась? (Уехала, умчалась, добралась)

 - По какой дороге ехала Сардана?(Прямая, извилистая, волнообразная)

 - Нарисуйте двумя руками извилистую дорожку на песке.

9. Физминутка.

 - Сардана оказалась на ысыахе. Что она там делала?

 (Познакомилась, танцевала, вселилась, смеялась, плясала)

 - Сейчас мы вместе с Сарданой будем танцевать оьуокай.

10. Развитие связной речи.

 - Расскажите, что случилось дальше.

 - Как нашел Хардьыт Бэргэн Сардану?

 - Чем закончилась сказка?

11. Итог занятия.

 - Чем мы помогли Сардане?

 - Что было вам интересно, какие трудности вы испытали.

- Спасибо за работу!

Самоанализ открытого занятия

  1. Тема: Дифференциация звука «Л - ЛЬ».

Игровой сюжет якутская сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»

  1. Цель: Закрепление навыка определять места звука в слове; умения осуществлять анализ и синтез слов; формировать навыки различия звуков Л-ЛЬ в связной речи; продолжить знакомить с понятием «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук».

         Задачи:

  • Продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звуковому анализу, составлению предложений по схемам;
  • Образовывать множественное число существительных;
  • Развивать фонематическое восприятие, воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • Развивать мимическую мускулатуру;
  • Закрепить умение работать в парах.

3. Активизация  мыслительной  деятельности  детей.

Активизация  умственной  деятельности  детей  способствовал     удачный  игровой сюжет по знакомой детям сказке,  который  пронизывает  все  моменты  занятия  и  делает  его  единым  целым,  захватывает  чувства  детей,  порождает  желание  справиться  с  препятствиями.  По ходу занятия    вопросами заставляла детей  мыслить,  сравнивать,  помогая  при  этом  картинками, экраном монитора.  

4. Соответствие    речевого  материала  возрасту детей  и  программе.

Речевой  материал  подобран  и  преподнесён  детям  в  доступной  форме,  хотя  были  взяты  достаточно  трудные  слова  и  сложные  задания,  что  в  свою  очередь  указывает  на  реализацию  принципа  развития.

5. Использование  наглядного  материала.

Использовались  необходимые  и  достаточные    наглядные  средства,  которые  способствовали  усвоению  материала  и  не  вызывали  излишнего  переутомления  у  детей  (предметные  картинки,  таблицы).

6. Осуществление  дифференциального  или  индивидуального  подхода.

В  ходе  занятия  старалась доводить детей самим найди ответы,  четко и правильно произносить слова с трудными звуками. Учитывая особенности ребенка, старалась давать  разные  по  степени  трудности  задания,  сопровождала выполнение  комментариями,  а  иногда  «авансовой»  похвалой  и  поддержкой.

7. Использование  методических  приёмов  и  видов  работы.

На  занятие  было  показано  разнообразие  видов  работ  и  методических  приемов  (погружение в сказку, музыкальное  сопровождение,  дидактическая  игра,  загадки,  различные  виды  работ  над  словарём  и т.д.).

8. Деятельность  логопеда  на  занятии.

Темп  ведения  занятия  менялся:  то  взволнованный  призыв  прийти  на  помощь,  то  спокойное  объяснение  трудных  заданий;   тон  и  речь    были  очень  доброжелательны,  располагающие  к  общению  и  совместной  работе  детей  и  логопеда.

9. Методика  работы  над  ошибками.

В  ходе  занятия      следила  за  четким  проговариванием  детей,  в  случае  ошибок  тактично  и  доходчиво  поправляла,  причем,  не  перебивая  мысли  ребенка,    давая  ему  досказать,  а  затем  просила  повторить  правильно  не  только  того,  кто  ошибся,  но  и  других  детей.

10.  Деятельность  детей  на  занятии.

Дети  в  процессе  занятия  проявляли  заинтересованность,  были  активными,  но  каждый  по-своему:  одни  хотели  обратить  на  себя  внимание,  старались  быть  на  виду,  другим  нравился  сам  процесс,  но  отвечать  не  спешили  и  не  всегда  могли  дать  правильный  ответ.

11. Результативность  занятия.

Занятие  было  очень  насыщенным,  проделан  большой  объем  работы,  последние  задания  показали,  что  цели  занятия  достигнуты.

логопед Н.В. Иванова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект логопедического занятия с использованием игровой технологии. Тема: Дифференциация звуков С-Ш. «Игры с Малышариками».

  Конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков [с] [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических з...

Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»

Конспект  занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...

Дифференциация звуков "В-Ф" (игровое пособие)

Данное пособие может использоваться как педагогами, так и родителями для дифференциации звуков "В-Ф"....