Описательный рассказ.
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Описательный рассказ.
Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Во время занятия сравниваемые предметы (или картинки) обязательно находятся перед глазами ребёнка. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
логопед называет какой-либо объект;
обозначает его признак;
определяет значение этого признака;
сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Указанные упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.
При проведении сравнительного описания двух предметов необходима специальная подготовительная работа. Она включает в себя различные речевые упражнения на основе сравнения натуральных предметов, муляжей и предметов, представленных в графическом изображении. Эффективными являются следующие виды упражнений: дополнение предложений, начатых педагогом, нужным по смыслу словом, обозначающим признак предмета.
Такой образец дает детям обобщенное представление о структуре высказывания-описания и ориентирует их на фразовые ответы. В случае затруднений при ответах на вопросы используется прием дополнения предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребенком всей фразы.
В процессе обучения осуществляется активная работа по обогащению содержания детской речи. Речевые занятия тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, разными видами деятельности (сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями, рисованием).
Используется вариативная методика применения наглядного материала как средства достижения связности речи. Наглядность, с одной стороны, является источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой стороны, подсказывает ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагаются в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы.
В нашей работе мы использовали мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Обучение проходило в три этапа.
Перед занятием идёт большая предварительная работа
- Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
- Обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
- Подготовка оборудования и раздаточного материала;
- Выбор приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Этапы работы со схемой – моделью:
- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами; учит зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами – если дети умеют читать и писать;
- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Использовать схему – модель как план пересказа;
- Закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.
На первом этапе, логопед демонстрирует детям схему по определённой лексической теме и объясняет содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения присущи всем предметам определённой лексической группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них следует избрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений проводятся следующие игровые упражнения:
« Расшифруй знаки – символы». Логопед показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов каждой клеточки.
«Исправь ошибку». Логопед показывает ребёнку схему по определенной теме и последовательно объясняет содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание её условного обозначения.
«Покажи правильный символ». Логопед показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например: « Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
На втором этапе работы логопед даёт детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме. Описывая предмет, логопед последовательно показывает на схеме клеточки. Логопед на доске по одному полю заполняет пустые ячейки мнемотаблицы.
Третий этап работы – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме. Ребёнок рисует на собственном бланке. Таким образом, каждый ребёнок в ходе занятия заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить рассказ-описание о любом другом предмете по лексической теме.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется при составлении рассказов по другим разделам материала. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
С помощью схем – моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:
- У детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- Расширился круг знаний об окружающем мире;
- Активизировался словарный запас;
- Получили развитие навыки самоконтроля за построением связных высказываний;
- Осуществлялось целенаправленное воздействие на активизацию психических процессов: восприятие, память, воображение.
Рассказы – описания составленные детьми:
«Весна»
Наступила весна. День и ночь подружились. На небе светит солнышко и немного тучек. На земле лужи. Деревья голые, появляются почки. Животные просыпаются и ёжик ест гриб. Птицы прилетают из тёплых краёв. Люди одевают курточки, шапки и резиновые сапоги. На улице можно кататься на буране и ледянках с горки.
«Весна»
Пришла весна. День и ночь одинаковые. Тучи не прячут солнце. Появились лужи, сухая трава и немножко зелёной. Деревья ещё голые. Животные просыпаются и у них рождаются детёныши. Птицы вернулись из тёплых краёв. Люди одели весеннюю одежду. Дети катаются на буранах, с горки.
«Одежда»
Это штаны. Они красного цвета. На штанах есть пуговицы и карманы. Их носят дети зимой, одевают на ноги.
«Одежда»
Это шапка, она голубого цвета. У неё есть помпончики. Шапку носят люди зимой. Одевают её на голову.
Для дальнейшего развития связной речи, в своей работе можно использовать схемы которые предложила Т.Б. Полянская.
Кто я?
Девочка, мальчик, дед, баба, царь, царица, внук, внучка, волшебница, злая ведьма, Баба Яга, дети , король, королева, заяц, лиса, ёж, белка, волк, медведь, золотая рыбка.
На чём?
Машина, поезд, пароход, метла, лошадка, ракета, летучий корабль, летающая тарелка, воздушный шарик, шапка – невидимка, цветик – семицветик, сапоги – скороходы, автобус, самолёт, лодка, зонт, зебра.
Место и время
Лес, поле, море, река, луна, планета, цирк, дом, Африка, в сказке, в театре, зима, осень, сказочный город, Северный полюс, тропинка, полянка, океан, Марс, деревня, болото, дворец, зоопарк, в Москве, весна, лето.
Что случилось? (Кого встретили)
Баба Яга, Дед Мороз, солдат, инопланетяне, пираты, Снежная королева, Кощей Бессмертный, ведьма, водяной, фея, роботы, гномы, попал в болото, буря, заморозили, гроза, метель, сломался, шторм, заколдовали, ураган, дождь, корабль пиратов.
Кто помог? (Волшебные вещи)
Волшебница, джинн, снеговик, птицы, золотая рыбка, мальчик – с – пальчик, ковёр – самолёт, шапка – невидимка, цветик – семицветик, мёртвая и живая вода, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, посох Деда Мороза, летающая тарелка, волшебное яблоко, дудочка, палочка, зеркало, очки, добрая фея, Дед Мороз, Снегурочка, звери.
Конец
Свадьба, всем весело – улыбаются, слёзы, разлука, пир.
Какими словами можно начать рассказ? Жили – были…Давно это было…Как – то раз…Однажды…Дело было летом…В некотором царстве…Давным – давно…Далеко – далеко…За тридевять земель…В одном лесу…В одном королевстве…
Слова – связки
А в это время…Потому что…Пустились они…И видят…И стали они…Решили они…Вот потому и …В связи с этим…Всё началось с того…Неожиданно…Вдруг…И вот тогда…А тут…Там он…А навстречу…Один раз….Они всегда….Взяли они….Тут пришёл…Мимо пробегал (проходил).
Какими словами можно закончить рассказ?
Тут и сказке конец…Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Вот вам и сказка, а мне бубликов связка. И всё стало ясно. И стали они жить в мире и согласии. Так они жили и не тужили. Вот и вся сказка. Живут там и поживают, и горя не знают. Вот и сказка вся, больше сказать нельзя. Стали они жить – поживать и добра наживать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...
Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)
Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМЫ РАССКАЗА.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...
педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...