Конструкт коррекционной деятельности учителя-логопеда
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 Людмила Павловна  Гимадиева

Данный  материал  поможет  обобщить и систематизировать знания детей об Урале, закрепить пройденные обобщающие понятия, сформировать  грамматически  правильную  речь  через закрепление навыка  согласования существительного с прилагательными и числительными, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_po_uralu_gimadieva_l.p.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт коррекционной деятельности учителя-логопеда по формированию  грамматически  правильной речи  через закрепление навыка  согласования существительного с прилагательными и числительными, закрепление пройденных обобщающих понятий.

Тема (проект, событие): КД учителя-логопеда «Путешествие по Уралу».

Возрастная группа: группа компенсирующей направленности для детей  с ТНР с 6 до 7 лет

Форма НОД:   Игровая

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).

Учебно-методический комплект: Р.Л.Бабушкина, О.М.Кислякова, «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР».

Средства:

Материал:

Наглядные: Карта Урала, Свердловской области, РФ, предметные картинки диких животных наших лесов, птиц; деревьев и кустарников растущих на территории  Урала; конструктор ЛЕГО  

мультимедийные:  Виртуальная экскурсия (презентация).    проектор

Литературные:   

Цель: Формирование  грамматически  правильной речи  через закрепление навыка  согласования существительного с прилагательными и числительными.  Уточнение пройденных обобщений.

Задачи: Продолжать обобщать и систематизировать знания детей об Урале,  Продолжать формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве  Урала. Продолжать активизировать и пополнять словарь детей,  активизировать мышление, память, произвольное внимание. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной уральский край.   Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Урала. Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы. Воспитывать  чувство партнерства при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.  Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества) Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире,   могут применять самостоятельно усвоенные знания в повседневной жизни, владеют навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.

Ход:

Логопед: Ребята, что такое Родина? (Высказывания детей.)

Логопед: Ребята, как называется то место России, где мы с вами живем? (Высказывания детей.) Смотрим на карту, находим на карте Урал.

Логопед: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.

Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Нам повезло родиться и жить на Урале. Не надо далеко ездить, чтобы посмотреть красоты природы, отдохнуть вместе с семьёй на берегу озера.

Логопед:- Ребята, на Урале есть очень много красивых, об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы.

Логопед: Ребята сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие по Среднему Урала, вы согласны? (Ответы детей). Ну,тогда приглашаю вас !

- На чем мы поедем. Какой вид транспорта лучше выбрать, объясните почему!

-Я тоже думаю,что  будет удобно в автобусе. Так как нас много и  мы в любой момент сможем остановиться и полюбоваться природой Урала.

-Проходите в автобус,  занимайте свои места. Вспомните правила поведения в транспорте. Пристегните ремни безопасности.

-Д/и «Вспомни и назови».

 - А пока мы едем давайте вспомним как называется  столица Среднего Урала.

- Правильно, город Екатеринбург?

- А город, в котором мы живем? – Асбест, а в честь чего он так назван?

- В честь минерала асбест, который добывают в городе?

-Ребята, мы проезжаем мимо реки Пышма  - Какие реки  еще протекают  на Среднем Урале? (Чусовая, Исеть, Урал)

Первая остановка "Лес"

-Какие леса есть на Среднем Урале.

-Лес бывает хвойный и лиственный. Кто из вас назовет деревья, которые относятся к хвойному и лиственному лесу?

-Какие хвойные деревья растут в лесах Среднего Урала

- Ель, сосна, - это хвойное  дерево. У них иголочки-хвоинки. Дуб, береза, тополь, ива-это лиственные, у них листочки.

-Ребята а пальма, кокос  растут в наших лесах? Если нет, то объясните почему?

-Как вы понимаете смешанный лес?

-Зачем нужны деревья?    

- Как вы думаете, мы можем пересчитать все деревья в лесу? Давайте попробуем: одна  береза, две березы, 5 берез- а если много, то мы скажем: « Много берез, много сосен, много дубов и т.д.»

 -Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых!

Взгляните дети вокруг себя. Какой большой и прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце! Все это- природа. Человек неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, а требует в замен лишь одного - чтобы мы с вами были к ней добры!!!

-Почему мы говорим: «Лес наше богатство».

-Лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине. Как вы думаете, что еще дает нам лес?

Дети.

- Дрова. Из леса строят дома, делают мебель, бумагу, книги.

Логопед:

- Правильно. Послушайте стихотворение:

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи – держать паруса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь….

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса.

Лист, на который ложится роса.

Свежесть лесную,

И влагу и тень -

Вот что сажаем

В сегодняшний день!     (С. Маршак).

-Какие животные живут в лесах Урала? (Волк, лиса, заяц, еж, белка, лось,….)

- Почему их называют: «Дикие»?

- Какие птицы живут на Урале? - Какая польза от птиц?

-Ребята давайте покажем,  как просыпается природа весной,  а потом пройдем на весеннюю  полянку.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали -
           Это деревья в лесу.
           Руки согнули, кисти встряхнули-
           Ветер сбивает росу.
           В стороны руки, плавно помашем -
           Это к нам птицы летят.
           Как они сели тоже покажем,
           Крылья сложили назад.
 

- Посмотрите, вот мы и добрались до весенней полянки.  

 Как видите, лес нужен всем. Он не только сырье, а это еще и бесценная красота!

В лесу живут разные птицы, звери, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы. Текут реки, озера. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы. В лесах вешают плакаты,  например (логопед показывает детям плакат):

МНОГО ЛЕСА - НЕ ГУБИ!

МАЛО ЛЕСА - БЕРЕГИ!

НЕТ ЛЕСА - ПОСАДИ!

- Нам пора отправляться дальше    (имитируют движения автобуса).

- Ехали мы ехали, с горки съехали, её объехали,  на другую горку въехали  и до Уральских гор доехали. Рассматривают иллюстрации

- Давайте вспомним, какие Уральские горы мы  знаем? - Гора и скалы Чёртово городище, скалы  Семь братьев, гора Старик камень, гора Волчиха.

- Чем богат наш край  Урал?  Чем славится земля Уральская?

(Камнями самоцветными, залежами золота и серебра,  полезными ископаемыми: железо, руда).

- Вспомним Уральских поэтов, писателей:  Бажов П.П.,  Кузнецов В.Н.,  Мамин - Сибиряк Д.Н., Крапивин В.П..

-Ребята, мы уже много увидели и восхитились природой Урала, но нам пора возвращаться в детский сад.

- Понравилось ребятки вам путешествие по Уралу?

- Многие поэты  и писатели любили писать о  природе Урала    воспевая его в  своих стихах, произведениях, художники - в картинах. А мы с вами сейчас станем архитекторами и ландшафтными дизайнерами  и  создадим  макет  «Уральского Леса» с помощью  деталей конструктора Lego.

- Покажем родителям данный  макет пусть они  полюбуются в природой Урала.

- А в следующий раз куда вы желаете  отправиться   в путешествие?

- Обещаю, что мы с вами обязательно отправимся на виртуальную экскурсию по  Москве и по городам России.

 

Л.П. Гимадиева, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53», АГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности учителя-логопеда

Основные методы, приемы и структура дыхательной гимнастики в ДОУ....

Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство развития активности и самостоятельности у дошкольников.

Публикация по итогам международной конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы": электронный сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноя...

Совместная коррекционная деятельность учителя- логопеда и воспитателя

Совместная коррекционная деятельность учителя- логопеда и воспитателя...

Здоровьесберегающие технологии в процессе оптимизации коррекционной деятельности учителя-логопеда

Влияние здоровьесберегающих технологий (кинезиопрактик) на оптимизацию коррекции речевых нарушений...