"Педагогическое обследование воспитанников детского сада"
консультация по логопедии по теме
При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части, которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Вступая во взаимодействия, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.
Диагностическое исследование детей дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет, определить нарушение или не сформированность функциональных систем, в том числе и речи, а с другой стороны – способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 503.5 КБ |
vystuplenie.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая деятельность Фонетика Лексика Грамматика Фонематические процессы Семантика
Принципы анализа речевых нарушений Принцип развития Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения Принцип системного подхода Принцип связи речи с другими сторонами психического развития
Классификация речевых нарушений по Р.Е. Левиной Клинико-педагогическая Психолого-педагогическая Нарушения в применении средств общения Нарушения устной речи Нарушения письменной речи Нарушение средств общения Дисфония Брадилалия Тахилалия Заикание Дислалия Ринолалия Дизартрия Алалия Афазия ФФН ОНР Заикание Нарушение продуктив-ного вида Нарушение рецептивной письменной деятельности Нарушение структурно-семантичес-кого оформления Нарушение фонацион-ного оформления Дисграфия Дислексия
Этапы диагностики 1 этап Ориентировочный 2 этап Дифференцировочный 3 этап Заключительный
Логопедическое обследование Психолого-педагогическое обследование Диагностика детей дошкольного возраста 1. Связная речь 2. Словарь 3. Грамматический строй 4. Звукопроизношение 5. Фонематические процессы 6. Мелкая моторика 7. Артикуляционная моторика 1. Интеллектуальное развитие 2. Эмоционально-личностное развитие
Диагностические методы Беседы с детьми (индивидуальные и групповые ) Специальные задания диагностического характера Наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности Изучение медико-педагогической документации и продуктов деятельности ребенка Беседы с педагогами ДОУ и родителями
Формы работы Индивидуальная Групповая
Логопедическая и психолого- педагогическая диагностика в дошкольном учреждении Ежегодное обследование воспитанников I и II младшей общеразвивающих групп ДОУ, определение уровня речевого развития и направление при необходимости нуждающихся воспитанников на городскую ПМПК. Ежегодное обследование воспитанников логопедической группы ДОУ в начале и в конце учебного года, определение уровня речевого развития речи к концу учебного года. Ежегодное обследование воспитанников старших, подготовительных общеразвива-ющих групп ДОУ в конце учебного года и определение уровня речевого развития.
Педагогическое обследование Цель : выявление детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи и направлении на городскую ПМПК
Протокол педагогического обследования
Схема педагогического обследования Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования 1. Уровень представлений ребенка Цель: установления контакта с ребенком, выявление общего кругозора и возможности связного высказывания. Метод : беседа
2. Интеллектуальное развитие Цель: проверка уровня развития психических процессов ребенка: восприятия, мышления, памяти. Метод: специальные задания диагностического характера
3. Речевое развитие Цель : выявление уровня развития всех сторон речи. Методы : беседа, специальные задания диагностического характера. . Исследование состояния звукопроизношения Исследование грамматического строя речи Исследование предикативного словаря Исследование фонематического восприятия Исследование слоговой структуры слова Исследование связной речи
4. Мелкая и артикуляционная моторика Цель: выявление состояния пальчиковой и артикуляционной моторики. Методы : изучение продуктов деятельности, наблюдение, специальные задания диагностического характера. 5. Заключение логопеда
Заседание МПк ДОУ Направление на городскую ПМПК Обследование специалистами МПк ДОУ
МПк детского сада Поликлиника ПМПК
Методический и диагностический материалы
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Маркина И.П., учитель-логопед I кв. категории,
МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида»
«Педагогическое обследование детей дошкольного возраста»
При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части, которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Вступая во взаимодействия, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.
Несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменения в речевой системе.
Принципы анализа речевых нарушений, составляют основу классификации и разработки научно обоснованных путей и методов их предупреждения, преодоления и коррекции.
- Принцип развития.
Принцип развития предполагает анализ возникновения дефекта.
Важно не только описание речевого дефекта, но и динамический анализ его возникновения, что позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения.
2. Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения важен для анализа речевых нарушений, для понимания их генеза и, особенно для определения путей их преодоления и коррекции.
3. Принцип системного подхода.
Принцип системного подхода основывается на системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Именно этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых расстройств.
4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными её процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.
В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений: одна – клинико-педагогическая, вторая - психолого-педагогическая (по Розе Евгеньевне Левиной).
Клинико-педагогическая классификация опирается на медицину, ориентирована на коррекцию дефекта речи и нацелена на детализацию видов и форм речевых нарушений. Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, делятся на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная. Нарушения устной речи в свою очередь разделены на два типа:
1) фонационного (внешнего) оформления высказывания: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия;
2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания: алалия, афазия.
Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид её нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечается расстройство письма (дисграфия), при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройство чтения (дислексия).
Психолого-педагогическая классификация опирается на педагогический процесс, каким является логопедическое воздействие, в свою очередь нарушения делятся на две группы: нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи; нарушения в применении средств общения - заикание.
Диагностика в дошкольном учреждении включает в себя три этапа.
- Ориентировочный этап, на котором тщательно изучаются условия воспитания,
динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основании бесед с родителями, воспитателями и анализа документов о ребенке (выписка врача, характеристика на ребенка и пр.).
Сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут способствовать качественной диагностике речевых расстройств. Из бесед с родителями и медицинских карт детей может быть получена информация о наличие или отсутствии в их анамнезе факторов, влияющих на развитие биологической и социальных сторон речи.
2) Дифференцировочный этап - обследование интеллекта с подробной
регистрацией вербальной и невербальной деятельности дошкольника. Психолого- педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений, в итоге которого обосновывается психолого-педагогическое заключение.
В случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-неврологу, психотерапевту, психологу, отоларингологу, окулисту и др. специалистам.
- Заключительный этап - анализ и педагогическая оценка всех полученных
данных.
Обобщение данных, полученных в ходе углубленного изучения ребенка с помощью разных методов и из разных источников информации, позволяет сформулировать психолого-педагогическое заключение.
Диагностика детей дошкольного возраста предусматривает логопедическое и психолого-педагогическое обследование.
Логопедическое обследование речевого развития детей направлено на выявление навыков связной речи; объема пассивного и активного словарного запаса; степень сформированности грамматического строя речи; произносительных навыков; фонематических процессов, артикуляционной и мелкой моторики.
Психолого-педагогическое обследование направлено на обследование интеллектуального и эмоционально-личностного развития.
Данные диагностики выносятся на заседание консилиума дошкольного учреждения, где определяется дальнейшее сопровождение ребенка.
В качестве основных диагностических методов используют:
1. Беседы с детьми (индивидуальные и групповые).
2. Специальные задания диагностического характера.
3. Наблюдение особенностей поведения и общения детей в процессе разных видов
деятельности.
4. Изучение медико-педагогической документации и продуктов деятельности детей.
5. Беседы с педагогами ДОУ и родителями и др.
Используют следующие формы работы при обследовании: индивидуальные и групповые.
Проведение логопедической и психолого-педагогической диагностики в дошкольном учреждении включает в себя:
- Ежегодное обследование воспитанников общеразвивающих I и II
младших групп. Выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической, коррекционно-речевой помощи; определение уровня речевого развития и направление при необходимости нуждающихся воспитанников на городскую ПМПК.
Диагностику уровня речевого развития необходимо проводить, начиная с полутора лет: чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психического развития).
- Ежегодное обследование воспитанников старшей и подготовительной
логопедических групп в начале года, определение уровня речевого развития речи к концу учебного года (норма речи или значительное улучшение речи).
При определении задач коррекционно-речевой работы в начале учебного года исходным моментом служит стартовая клинико - и психолого-педагогическая диагностика нарушений речи детей для точного установления причин, структуры и форм речевых нарушений, что в дальнейшем определяет формы логопедической работы: групповые и индивидуальные.
3. Ежегодное обследование воспитанников общеразвивающих старших,
подготовительных групп учреждения в конце учебного года и определение уровня речевого развития.
Заключение по результатам диагностики ежегодно записывается логопедом в медицинскую карточку (ДОУ) каждому обследованному ребенку.
Подробно остановимся на педагогическом обследовании воспитанников средней группы, т.к. вся диагностическая работа логопеда в учреждении строится по данному принципу. Данное обследование классически принято называть «психолого-логопедическим обследованием», но т.к. в наших ДОУ отсутствует психолог, поэтому считаем целесообразным это обследование называть педагогическим, потому что логопедия входит в раздел педагогики.
Цель психолого-логопедическом обследования: выявление детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи и направлении на городскую ПМПК.
Диагностика осуществляется логопедом учреждения, результаты обследования оформляются протоколом по схеме педагогического обследования. В протоколе фиксируются все высказывания и действия обследуемого ребенка. В протоколе отмечаем данные ребенка: фамилия, имя, дата рождения и дата обследования
Материал для обследования должен быть преимущественно раздаточным. Для этого используются стандартные наборы для диагностического обследования детей.
Представляю вашему вниманию, примерную схему педагогического обследования. Данная схема обследования используется мною в диагностической работе и состоит из следующих разделов.
Первый раздел - выявляет уровень представлений ребенка о себе и окружающих.
Используемый метод: беседа.
Цель: установления контакта с ребенком, выявление общего кругозора ребенка, возможности связного высказывания.
Второй раздел - диагностика уровня интеллектуального развития ребенка.
Цель: выявление уровня развития психических процессов ребенка: восприятия, мышления, памяти.
Используемый метод: специальные задания диагностического характера.
Третий раздел – диагностика уровня речевого развития ребенка.
Цель: выявление уровня развития всех сторон речи.
Используемые методы: беседа, специальные задания диагностического характера.
Логопед проводит обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
- исследование состояния звукопроизношения;
- исследование грамматического строя речи (исследование способности словоизменения, словообразования и употребления предлогов);
- исследование предикативного словаря;
- исследование фонематического восприятия;
- исследование слоговой структуры слова;
- исследование связной речи.
Четвертый раздел - диагностика состояния мелкой и артикуляционной моторики.
Цель: выявление состояния пальчиковой и артикуляционной моторики.
Используемые методы: изучение продуктов деятельности, наблюдение, специальные задания диагностического характера.
Для исследования артикуляционной моторики ребенку предлагается выполнить серию двигательных заданий, отмечается точность воспроизведения движений органами артикуляции и удерживание в памяти элементов действий.
Для выявления состояния мелкой моторики рук изучаются продукты деятельности ребенка (рисунки, аппликации) и анализируется их выполнение.
5. По итогам обследования логопед определяет заключение ребенку. По состоянию речи и психических процессов, разрабатывает рекомендации, знакомит и консультирует родителей (законных представителей) ребенка с результатами обследования, отвечает на вопросы. Под заключением родители ставят свою подпись, что ознакомлены с результатами обследования.
Председатель МПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы ребенка на плановом или внеплановом заседании МПк детского сада.
На заседании МПк обсуждаются результаты обследования каждым специалистом консилиума, и составляется коллегиальное заключение.
Коллегиальное заключение МПк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
Медико-педагогический консилиум дошкольного учреждения активно взаимодействует с поликлиниками и городской ПМПк., что позволяет активно решать вопросы диагностико - коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения нуждающихся детей.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет, определить нарушение или не сформированность функциональных систем, в том числе и речи, а с другой стороны – способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Литература:
- Логопедия /Под. редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство-пресс, 2003.
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.: Просвещение, 1990.
- Филичева Т.Б. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сад (первый год обучения).- Москва: Альфа, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая характеристика на воспитанника детского сада
Педагогическая характеристика на воспитанника МБДОУ №5 «Солнышко» г. Навашино Ф. И. О. ребенкаДата рождения:Домашний адрес:Мать:Отец:Старшая сестра:Семья полная. Живут в двухкомнатной...
Выступление на педагогическом совете: «Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе»
Выступление на педагогическом совете по теме: "Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе"...
Педагогическое обследование воспитанников на 2019-2020 учебный год
Диагностика 2019-2020...
Педагогическое обследование воспитанников на 2021-22 учебный год
Диагностика 2021-2022...
Педагогическое обследование воспитанников на 2020-2021 учебный год
Диагностики 2020-2021...
Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника детского сада
Примерный вариант составления индивидуального плана работы с дошкольником...
Консультация для педагогов "Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"
Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтными ситуациями, возникающими в процессе педагогического взаимодейств...