Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (нетрадиционные формы работы)
учебно-методический материал
Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию моторики рук
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
ХМАО – Югра город Пыть – Ях Тюменская область
Система работы по развитию мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста.
(нетрадиционные формы работы)
Составила: воспитатель
Чепенко Ирина Вениаминовна
2017 год
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым, Л.А. Кукуевым, и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение.
Развивая мелкую моторику у ребенка, и, тем самым, стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Ученые (Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова) доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Так, Г.Г. Галкина отмечает, что, если моторика развивается нормально, то нормально развивается и речь.
В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, О.С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев руку детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают логопедам проводить их на некоторых занятиях без речевого сопровождения.
Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, как с письменной, так и с устной ее стороной. С.П. Дуванова и Е.Ю. Тебелева указывают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.
Таким образом, многочисленными исследованиями доказано важное значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребенка, как устной, так и письменной.
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста. И я расскажу в каком возрасте необходимо их проводить.
Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет.
В 1 год ребенок уже управляет своими движениями. Ребенок спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит ими, бросает, сталкивает их, открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. И для того, чтобы движения рук становились более совершенными, необходимо развиваться и далее. С этого возраста можно давать деткам сортеры, здесь ребенок уже изучает форму предмета. Ребенку следует также давать игрушки из различного материала – пузырьки, камешки, полиэтилен, мягкие игрушки, крупа, деревянные и резиновые игрушки и т.д. Только всем этим ребенок должен играть под строгим наблюдением родителей, строго контролируя безопасность использования подручных материалов.
После года ребенку уже можно давать задания сложнее – нанизывание, шнурование, застегивание пуговиц. Игрушки можно изготавливать самостоятельно, а можно приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошая игра для развития мелкой моторики нанизывание мелких предметов на шнурок, где в предметах заранее сделаны отверстия, так, помимо моторики, еще изучаете и форму и цвета предметов. Например можно использовать ботинок, который сочетает в себе функцию шнурования, застегивания и расстегивания пуговицы, липучка и другое. Таких игрушек великое множество.
Очень полезное занятие для пальчиков доставание игрушек из бассейна с крупой. В качестве бассейна может послужить любая неглубокая кастрюлька,
мисочка, в которую насыпают горох, фасоль или перловку. На дно бассейна кладутся небольшие игрушки, которые нужно достать, определяя на ощупь. Такая игра способствует развитию мелкой моторики и улучшает кровообращение, попутно массажируя пальцы и кисти рук.
По-прежнему актуальны «Сорока-белобока» и другие игры на загибание-разгибание пальчиков.
С 2,5 лет упражнения с детьми выполняются с объяснением задания, с показом воспитателя. Например:
«Очки». Рассказываем стишок «Бабушка очки одела и внучонка разглядела». Формируем с помощью пальцев колечко и подносим к глазам.
«Стул». Проговариваем стишок «Спинка, ножки и сиденье – вот вам стул на удивленье». Одну ладонь держим вертикально пальцами вверх, вторую руку сжимаем в кулачок и приставляем к ладони, большим пальцем к себе. Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, на счет раз можно менять руки. По такому же принципу можно сделать «стол» — кулачок и сверху ладошка.
Выполняя различные упражнения, ваш ребенок достигнет хорошего развития мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка и подготавливает его к рисованию и письму. Благодаря упражнениям, исчезает скованность в движениях, приобретается подвижность и гибкость.
Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет.
В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только время игры продлевается до 10 минут. Массаж пальчиков дети могут выполнить самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. Затем можно приступать к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. усложняя упражнения. Выполнять их нужно так же со стихами. Например:
— пальчиками одной руки «здороваться» с пальчиками другой руки, похлопывая кончиками пальцев (если получится, можно цепляться кончиками пальцев).
Стишок: «Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!»
Это упражнение на разгибание пальчиков, только начинать нужно с мизинца. Для такого упражнения подойдёт стишок:
Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет: Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный, не желает слушать.
Указательный спросил: — Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом, тащит рису ложку.
Говорит: — Не надо плакать. На, поешь немножко!
(разгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца, а в конце на слова «Поешь немножко» прикасаемся большими пальцами и мизинца обеих рук друг к другу).
Упражнение на обхват ладошкой пальцев рук другой руки, кончиками пальцев пошевелить. Руки рекомендуется менять.
Упражнять в сцепливании пальцев левой и правой руки по очереди – мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.
Помимо пальчиковых игр, следует занимать ребенка и предметными играми – мозаикой, сортировкой мозаики или крупы, нанизыванием игрушек (бусин) на шнурок, застёгиванием-расстёгиванием пуговиц, шнуровой, игрой с конструктором и т.д.
Развитие мелкой моторики рук у ребенка 5-6 лет
Возраст 5-6 лет – это уже возраст подготовки детей к школе. В этом разделе рассмотрим развитие графических навыков у детей. Но для начала необходимо, чтобы ребенок ориентировался в тетради. Поэтому альбомы для рисования и обычные листы убираем в сторону и начинаем проводить занятия в тетради в клетку. Сначала изучаем верхний и нижний, правый и левый углы, центр страницы. Фломастер или карандаш постепенно меняем на ручку.
Цель занятий – научить ребенка ориентироваться в тетрадях в клетку, рисовать прямые и косые линии, различные фигуры по точкам и без них. Взрослый ставит точки, а ребенок должен научиться их ровно соединять. По такому же принципу рисуем квадрат по точкам, затем ребенок учится рисовать квадрат, только уже без точек. А в дальнейшем – нарисовать квадрат, не отрывая руки от тетради. Сначала ребенок учится всему этому вместе с вами по образцу. Далее доведите эти задания до рисования под диктовку.
В заключении хочется сказать, что некоторое запаздывание в развитии речи ребёнка не повод для огорчения! Если проводить вышеописанные упражнения регулярно, а именно каждый день, то они помогут в развитии мелкой моторики и речи.
Некоторые упражнения я предлагаю вашему вниманию.
Стираем вместе с мамой.
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Мама вечером стирала, берут платочек в обе руки. И имитируют стирку
А я рядышком стояла, белья.
Не стирала – охала – Покачивают головой вправо, влево.
Ох! Ох! Ох! Голосовое включение
Да глазами хлопала – дети разводят в разные стороны пальцы обеих
Рук, подносят их к лицу и имитируют «моргание
глазами.»
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Голосовое включение
Да ногами топала – Дети топают ногами.
Топ1 топ! Топ! Голосовое включение
Лучше б было не стоять, берут платочек в обе руки. И имитируют стирку
А взять и маме помогать! белья.
Кошки-мышки.
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Кошка –мышку пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони
Цап-царап!
Подержала, держат платочек в ладонях.
Подержала,
Отпустила. Дети кладут платочек на колени, расправляют его.
Мышка побежала, все пальцы правой или левой руки «бегут» по
Побежала. платочку.
Хвостиком завиляла, дети кладут кулак правой или левой руки на
Завиляла. платочек и «машут» мизинцем вправо, влево,
вверх, вниз, имитирую движение хвостиком.
До свидания, мышка, взяв платочек за уголок машут им над головой.
До свидания!
Паучок.
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Паучок ползет. Все пальцы правой и левой руки « бегут» по платочку
Зацепился паучок дети крепко сжимают в кулаки пальцы обеих рук
Тонкой ниткой за сучок.
Лапками перебирает, разжимают пальцы обеих рук, двигают ими
Паутинки сплетает, водят круговыми движениями указательными
И мух поджидает. Пальцами обеих рук по платочку, затем
собирают платочек в обе ладони.
Червячок.
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Когда дождик поливает: показывают ладонь правой руки.
Кап, кап, кап, кап… указательным пальцем левой руки «собираем
на нее капельки дождя»
Дождевой червяк гуляет, указательным пальцем правой или левой руки
(все остальные пальцы сжаты в кулак)
«передвигаются» по поверхности платочка в
разные стороны.
Когда сухо – вниз ползет, указательным пальцем правой или левой руки
(все остальные пальцы сжаты в кулак)
«передвигаются» по поверхности платочка вниз.
Землю в темноте жует! Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.
Стирка.
Платочки держат в руках.
Мы платочки постираем. Имитируют стирку.
Крепко-крепко их потрем. Трут платочки руками.
А потом, а потом
Мы платочки отожмем. Выкручивают (отжимают) платочки.
Хорошо мы их стряхнем, Стряхивают платочки.
И на веревку отнесем. «вешают» платочки на край коленей.
Пусть просохнут все платочки, делают мах кистью правой руки.
А пока мы отдохнем. Подпирают подбородок ладонью правой руки,
Левую руку кладут под локоть правой руки.
А сейчас мы все попляшем,
И платочками помашем. Танцуют и машут платочками.
Дорожка.
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Наши пальчики, как ноги, указательный и средние пальцы обеих рук
Побежали по дороге «бегут» по неровной поверхности коврика
Очень быстро мы бежали, в любом направлении.
Но, споткнулись Дети сгибают пальцы – «упали на колени»
И упали! Дети кладут ладони на коврик.
И тихонечко поспали. Кладут ладони под голову.
Полянка.
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
На полянке, на лужайке указательные и средние пальцы обеих рук
Целый день скакали зайки «прыгают» по неровной поверхности коврика
в любом направлении.
И катались по траве дети прокатывают ладони от основания к
От хвоста и к голове. кончикам пальцев по поверхности коврика.
Долго зайцы так скакали, кладут ладони на поверхность коврика –
Но напрыгались, устали! «зайцы спят».
Мимо змеи проползали. Делают извилистые движения кистями рук
«С добрым утром!» - им сказали по поверхности коврика.
Стала гладить и ласкать поочередно гладят ладонями поверхность
Всех зайчат зайчиха-мать! коврика.
Поклевали, поклевали «клюют» пальцами обеих рук по поверхности
коврика.
И домой улетели! Делают взмахи руками.
Мишка.
Дети кладут коврик на колени или на любую другую поверхность.
Мишка по лесу гулял, Сжимают руки в кулаки, «шагают» ими по
неровной поверхности коврика.
Мишка шишки собирал Пальцами обеих рук (щепоткой) «собирают
шишки» с неровной поверхности коврика.
Бедный Мишенька устал, Дети кладут ладони на поверхность коврика
(Мишка спит).
На пеньке он задремал. Одну руку сжимают в кулак(пенек), кладут на
него ладонь другой руки (Мишка прилег на
пенек).
Столик.
Дети кладут коврик на колени или на любую другую поверхность.
Я стучу, стучу, стучу - Стучат кулаками о коврик.
Новый столик сколочу!
Мягкой кисточкой покрашу Поочередно гладят ладонями неровную
Столик, стул и кошку Машу! поверхность коврика.
Асенька.
Дети кладут коврик на колени или на любую другую поверхность.
Наша Асенька шагала, Указательные и средние пальцы обеих рук
«идут» по неровной поверхности коврика.
Наша Асенька устала. Дети кладут ладони на поверхность коврика.
Будем куколку качать Имитируют укачивание куклы.
Будем песню напевать Напевают песенку.
«А-а, а-а!»
Наша Асенька шагала. Указательные и средние пальцы обеих рук
Ап-ап-ап! «идут» по неровной поверхности коврика.
В лужи кукла наступала –
Ап-ап-ап!
Ах, промокли ножки - Дети сжимают обе руки в кулаки
Посидим немножко!
Веселая поездка.
На ладошке ехали, Дети катают бигуди между ладонями.
До угла доехали. вперед-назад, руки держат перед собой.
Сели на машину, Дети кладут бигуди на колени или на любую
другую поверхность.
Налили бензину. Делают логопедическое упражнение «Индюк».
На машине ехали, Дети катают бигуди между ладонями
До реки доехали вперед-назад, руки держат перед собой.
Тр-р-р. Стоп. Разворот. Перестают катать и переворачивают бигуди.
На реке – пароход! Дети катают бигуди между ладонями.
Пароходом ехали, вперед-назад, руки держат перед собой.
До горы доехали.
Пароход не везет.
Надо сесть в самолет. Дети катают бигуди между ладонями
Самолет летит вперед-назад, руки держат перед собой.
На нем мотор гудит –
У-у-у-у-у-у-!
Ролик.
Трудно ролик мне везти Дети катают бигуди между ладонями.
Прямо по дорожке вперед-назад, руки держат перед собой.
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке! «Прячут» бигуди в обе ладони..
Гусенок.
Вот проснулся Бельевой прищепкой дети прищепляют
Встал гусенок ногтевые фаланги пальцев правой, а
Пальцы щиплет он спросонок: затем левой руки на каждый ударный
- Дай хозяйка, корма мне слог – от большого пальца к мизинцу.
раньше, чем моей родне!
Кыш!
Сильно кусает бельевой прищепкой дети прищепляют
Котенок-глупыш! ногтевые фаланги пальцев правой, а
Он думает, что это затем левой руки на каждый ударный
Не палец, а мышь! слог – от большого пальца к мизинцу.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться,
Скажу тебе «Кыш!»
Ах, крапива.
- Ах, крапива жжется, бельевой прищепкой дети прищепляют
В руки не дается! ногтевые фаланги пальцев правой, а
Злая, ты, колючая затем левой руки на каждый ударный
Да еще кусучая! слог – от большого пальца к мизинцу.
Не дала цветок сорвать,
Чтобы маме показать!
- нет, я не кусаюсь,
Просто защищаюсь!
Пернатые.
Наши уточки с утра: бельевой прищепкой дети прищепляют
«Кря – кря – кря!» ногтевые фаланги пальцев правой, а
Наши гуси у пруда: затем левой руки на каждый ударный
«Га – га – га!» слог – от большого пальца к мизинцу.
А индюк среди двора:
«Бал- бал- бал!»
Наши курочки в окно:
«Ко- ко- ко!»
А как Петя-петушок
Раним утром, поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
Комары.
Что за маленькие злюки бельевой прищепкой дети прищепляют
Искусали наши руки, ногтевые фаланги пальцев правой, а
Покусали наши лица затем левой руки на каждый ударный
Так, что нам теперь не спиться? слог – от большого пальца к мизинцу.
И, жужжа над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры.
И зовут их – комары!
Клюква.
Мы шли, шли, шли, бельевой прищепкой дети прищепляют
Много клюквы нашли ногтевые фаланги пальцев правой, а
Раз, два, три, четыре, пять - затем левой руки на каждый ударный
Мы опять идем искать! слог – от большого пальца к мизинцу.
Цапля.
Очень длинный клюв у цапли, Дети ставят счетную палочку на большой
палец правой руки и держат указательным
пальцем правой руки.
Вы длинней найдете вряд ли. Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат средним пальцем
правой руки.
Клювом мериться пришли Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат безымянным пальцем
правой руки.
Аисты и журавли! Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат мизинцем
правой руки. Затем проделывают те же
действия левой рукой.
Перелетные птицы.
Птицы в небе тают, тают, Дети машут руками, постепенно поднимают
Птицы к югу улетают. Их вверх.
Все. Растаяли вдали - Подносят ладонь «козырьком» ко лбу.
Аист, Берут в руки счетную палочку, ставят ее
на большой палец правой руки и держат
указательным пальцем правой руки.
Поворачивают голову вправо, влево.
Цапли, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат средним пальцем
правой руки.
Журавли. Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат безымянным пальцем
правой руки.
Апельсин.
Мы делили апельсин Дети ритмично постукивают ребром ладони
о другую ладонь.
Много нас, а он один. Берут в руки счетную палочку и показывают ее.
Эта долька для ежа, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат указательным пальцем
правой руки.
Эта долька для стрижа, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат средним пальцем
правой руки.
Эта долька для моржа Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат безымянным пальцем
правой руки.
Эта долька для бобра, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат мизинцем
правой руки.
А для волка кожура. Убирают счетную палочку за спину.
Он сердит на нас – беда! Сжимают кулаки и прижимают их к груди,
Хмурят брови.
Разбегайтесь кто куда. Указательные и средние пальцы «бегут по
ногам.
У Лариски две редиски.
У Лариски – две редиски Дети ставят счетную палочку на большой
палец правой руки и держат указательным
пальцем правой руки.
У Алешки – две картошки, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат средним пальцем
правой руки.
У Сережки – сорванца - Ставят счетную палочку на большой палец
Два зеленых огурца. правой руки и держат безымянным пальцем
правой руки.
А у Вовки – две морковки, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат мизинцем
правой руки. Затем проделывают те же
действия левой рукой.
Да, еще у Петьки - Показывают указательный и средний
Две хвостатых редьки. пальцы («хвостатая редька»), шевелят ими.
Зарядка.
Эспандер в руках у детей.
Крепко мячики сжимаем, Сжимают и разжимают в руках эспандер
Наши мышцы напрягаем, на каждый ударный слог, сначала в правой
Чтобы пальцы никогда затем в левой руке..
Не боялись бы труда!
Дружба.
Эспандер в руках у детей.
Я в друзьях души не чаю, Сжимают и разжимают в руках эспандер
Я друзей своих встречаю. на каждый ударный слог, сначала в правой
Каждый руку мне пожмет, затем в левой руке..
Каждый мне привет пошлет!
Месим тесто.
Эспандер в руках у детей.
Тесто мнем, мнем, мнем. Сжимают и разжимают в руках эспандер
Тесто жмем, жмем, жмем на каждый ударный слог, сначала в правой
Выпекать пирог поставим затем в левой руке..
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
Гном Скрут.
Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец, начиная с большого и заканчивая мизинцем, - только после вопросительного предложения, т.е. во время ответа по ходу текста. Затем меняют руки.
- Кто живет под потолком?
- Гном! Надевают кольцо на большой палец.
- У него есть борода?
- Да! На указательный.
- И манишка и жилет?
- Нет! На средний палец. .
- Как встает он по утрам?
- Сам! На безымянный.
- Кто с ним утром кофе пьет?
- Кот! На мизинец.
- И давно он там живет?
- Год! На большой палец. .
- Кто с ним бегает вдоль крыш?
- Мышь! На указательный палец.
- Он капризничает, да?
- Ни-ког-да! Надевают кольцо поочередно на каждый слог.
Бармалей.
Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец, начиная с большого и заканчивая мизинцем, - только на названия животных по ходу текста. Затем меняют руки.
В Африке - акулы! Надевают кольцо на большой палец.
В Африке - Гориллы! На указательный.
В Африке – Большие, На средний палец. .
Злые На безымянный.
Крокодилы! На мизинец.
Птички.
Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Затем меняют руки.
Птичек мы окольцевали, Надевают кольцо на большой палец.
Наблюдали, узнавали, На указательный.
Улетев в какие дали На средний палец. .
Где морозы переждали, На безымянный.
Что пернатые клевали? На мизинец.
Гнезда где свои свивали? На большой палец. .
Где вы яйца отложили? На указательный палец.
Как вы бури пережили? На средний палец
Сколько вы в конце концов На безымянный.
В гнездах вывели птенцов? На мизинец.
Сласти.
Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Затем меняют руки.
В сумке есть у нас
Баранки Надевают кольцо на большой палец.
Булки, , На указательный.
Бублики, На средний палец. .
Буханки, На безымянный.
Пирожки, На мизинец.
Батоны, На большой палец. .
Плюшки, На указательный палец.
И плетенки, На средний палец
И пампушки, На безымянный.
Курабье, На мизинец.
Бисквит, На большой палец. .
Печенье, На указательный палец.
Бутерброды, На средний палец
Чай, На безымянный.
Варенье. На мизинец.
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИГРАМ С ПЕСКОМ
Сентябрь
«Сыпем, лепим»
Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Задачи: Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Оборудование: Центр « Вода-песок», формочки для песка.
Октябрь
«Отпечатки наших рук»
Цель: Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
Задачи: Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
Развивать фантазию, творческие способности.
Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
Оборудование: Песок, разноцветные камушки.
Ноябрь
«В гости к мышке»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды и песка
Задачи: Формировать умение узнавать и называть основные цвета. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Оборудование: Центр «Вода-песок», дорожка, подвижная мышка, маленькие мышки по количеству детей, цветные коробочки, бочата – вкладыши, косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки, маленькие тарелочки.
Декабрь
«Речка и ручеёк»
Цель: Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
Задачи: Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».
Развивать фантазию, творческие способности.
Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
Оборудование: Песок, узкий и широкий совок, мерные стаканчики,
ведро с водой, большой и маленький бумажные кораблики.
Январь
«Норки для ежат»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
Задачи: Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование: Игрушка-ёж, пластилиновые ежата по количеству детей, сосновые иголки в тарелочках. Центр «Вода- песок»
Февраль
«Горки для козлят»
Цель: Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
Задачи: Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
Развивать общую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
Оборудование: Песок, набор деревянного театра « Волк и семеро козлят», ведёрки большие и маленькие.
Март
«Лисичка в гостях у ребят»
Цель: Закрепить умение определять свойства сухого
( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
Задачи: Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
Оборудование: Игрушка-Лисичка, шнур, крупные бусины 15шт., песок в прозрачных стаканах (по количеству детей), сита (по количеству детей), формочки, подносы, лейка с водой.
Апрель
«День рожденья куклы Маши»
Цель: Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
Задачи: Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
Оборудование: Песок, кукла – большая, настольный театр «Колобок»,
формочки, подносы, совки, большой строительный материал.
Май
«Мы ходили в огород»
Цель: Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
Задачи: Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.
Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку.
Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Оборудование: Песок, кукла - дед, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совки (по кол-ву детей), лейка с водой.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
О К Т Я Б Р Ь
Д/игра «Стержни и кольца»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
Д/игра "Цветные вкладыши".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.
Пальчиковая гимнастика "Пальчики, здравствуйте!"
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
Н О Я Б Р Ь
Д/игра "Чудесный мешочек".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
Пальчиковая гимнастика "Овощи"
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей делать руками "корзиночку" и сгибать пальчики, начиная с большого.
Д Е К А Б Р Ь
Перекладывание из одной емкости в другую.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
Д/игра "Сухой бассейн".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика "Фрукты".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей делать "корзиночку" ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.
Я Н В А Р Ь
Д/игра "Мозаика".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Упражнение "Елочка".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка.
Пальчиковая гимнастика "Новогодние игрушки".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
Ф Е В Р А Л Ь
Разбор красной и белой фасоли.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.
Пальчиковая гимнастика "Помощник".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.
М А Р Т
Выкладывание "8 Марта".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.
Пальчиковая гимнастика "Наши мамы"
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в "замочек".
А П Р Е Л Ь
Выкладывание из палочек геометрических фигур.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.
Пальчиковая гимнастика "Домашние птицы".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.
М А Й
Д/игра "Чудесный мешочек".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.
Выкладывание "Узор из белой и красной фасоли".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.
Пальчиковая гимнастика "Наша армия".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно "шагать" указательным и средним пальчиками правой и левой руки.
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.
Игра №1 "Найди прищепку"
Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.
Игра №2 "Солнышко"
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра №3 "Елочка"
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
Игра №4 "Травушка-муравушка"
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
Игра №5 "Цветочки"
Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д.
По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое.
И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела.
ИГРЫ «ПОКА МАМА НА КУХНЕ»
Все мы знаем, что слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит пока ещё неумелую и непослушную ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений, мамы закупают различные шнуровки, крупные мозаики и прочие умные игрушки и начинают заниматься с крохой. Но мы часто упускаем из виду очень простую и очевидную истину: среди обычных игр и простых бытовых действий - уйма по-настоящему бесценных упражнений, которые, к тому же, ещё и гораздо привлекательнее для ребёнка, нежели покупные игрушки.
«Маленький рисовальщик»
Сказать по правде, полноценно готовить на кухне в то момент, когда маленький «моторист» будет занят там своими играми, маме вряд ли удастся. Но уделить внимание и закипающему супу, и развивающемуся чаду, наверное, всё-таки получится.
Ведь под рукой есть замечательный, доступный всем и хорошо известный продукт для развития мелкой моторики рук — крупы. И, если вас не пугает перспектива собирать на полу пшено или горох, предложите малышу простые и эффективные упражнения, которые наверняка придутся ем по вкусу. Для начала высыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как можно рисовать «на холсте» пальчиком. Пусть он изобразит палочки, точечки и прочие - «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным, а всеми поочереди пальчиками и даже всей ладошкой. Пусть перебирает крупинки ручками и зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в кастрюльку можно прятать мелкие игрушки. Главное в подобных играх — не упустить момент, когда кроха переходит от созидательной деятельности к разрушительной и начинает всё разбрасывать на пол. Обычно это наступает через несколько минут после начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненно пользу крошечным пальчикам.
Поиграем в Золушку.
Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешайте в мисочке по чуть - чуть гороха и фасоли и предложите карапузу рассортировать по тарелкам. Захватывать фасолинки можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцем, большим и средним и так далее. Можно взять и макароны разных видов, это не только стимулирует моторику, но и развивает мышление малыша, учит его анализировать.
Испекли мы колобок.
Если Вы лепите вареники или пельмени, то к этому занятию тоже привлекайте кроху. Ведь именно лепка — это лучшее средство для развития мелкой моторики рук. Даже самое обычное пельменное тесто так приятно разминать в ручках и размазывать по-столу. А лучше приготовьте для ребёнка специальное солёное тесто -его рецепт очень прост — 1 стакан соли «Экстра» смешиваем с одним стаканом муки, добавляем одну ложку растительного масла и полстакана воды. Хорошенько вымешиваете и кладёте в холодильник на пару часов. После этого оно готово к работе.
Что же может делать с тестом годовалый малыш? Прежде всего разминать его в ручках. Отщипывать маленькие кусочки теста и перекладывать из ручки в ручку, разминать и давить. Можно дать карапузу и кусок теста побольше. Пусть он запустит в миску обе ручки, потыкает его пальцами в своё удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.
Займёмся раскопками
А теперь попробуйте на глазах у малыша спрятать в тесто пару мелких игрушек, например от киндер-сюрпризов. Увидите сколько упорства приложит Ваш малыш, чтобы отыскать свой клад. Если подобная игра малышу понравилась, можете спрятать предметы помельче - крупные пуговицы , например, только следите, чтобы ваш археолог не попытался слопать подобные предметы.
Блинчики и колбаски
Научите малыша делать «блинчики» и «оладушки» - покажите, как сплющить кулачком или ладошкой кусочек теста. Пусть он похлопает ручкой слабее или сильнее, а потом попытается слепить пирожок, а Вы с одушевлением нахваливайте способности юного пекаря.
Предложите угостить кукол «ягодками» или «конфетками». Когда ребёнок освоится с тестом, попробуйте вместе скатать колобки и колбаски. Колбаски можно разламывать на кусочки, расплющивать пальчиком, сворачивать рулетиком. И пусть они будут корявые и неровные, помните, что Вы это всё делаете не ради конечного результата, а важен сам процесс.
Кухонные говорилки
Кухня - отличное место, чтобы пополнить словарный запас крохи и развивать его речь. Все ли предметы ему здесь знакомы? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужен холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка?
Перечислите по очереди всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет называет мама, другой - ребёнок. Так, постепенно кроха научится подбирать обобщающие слова к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, ложка — это посуда, а огурец, помидор, капуста. — это овощи. Кстати, об овощах. А благодаря своей яркой окраске, можно использовать их для изучения цветов. Например, дать ребёнку лимон и сказать - он жёлтый, а потом апельсин — он оранжевый и т.д. В процессе кухонных дел, постоянно разговаривайте с крохой. Тем для разговоров очень много: где и как растут фрукты и овощи, что кладём в борщ, из чего варим компот, как получается растительное масло? Это не только развивает речь, но и расширяет знания об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...
Консультация "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровье - сберегающих технологий."
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы) Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования
Особенности работы по развитию мелкой моторики при помощи нетрадиционных техник рисования в младшей группе. Планирование организованной обраовательной деятельности....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивн...
Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
Методическая разработка: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области д...