Презентация опыта «Развитие мелкой моторики у детей с ТНР посредством использования нетрадиционных форм, методов и приёмов»
проект по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.» В. А. Сухомлинский
Почему так важно для детей с ОВЗ развитие мелкой моторики рук? Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка; Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь; С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат; Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память – т.е. всё без чего не будет полноценного развития речи .
Цель проекта: Развивать и укреплять мелкую моторику у детей с ОВЗ посредством использования нетрадиционных методов и приёмов; вовлекать родителей в совместную работу по развитию мелкой моторики рук у детей. Задачи: 1.Совместно с психологом и логопедом выявить уровень развития мелкой моторики детей ОВЗ и скоординировать дальнейшую работу, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка; 2.Разработать (совместно с логопедом) комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей с ОВЗ (пальчиковые гимнастики, пальчиковые игры с речевым сопровождением); 3. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы играми для развития мелкой моторики, в том числе играми из нетрадиционных материалов: прищепки, крышки, резиночки , пуговицы, крупы ..и т.д ; 4. Использовать нетрадиционные техники и приёмы для занятий продуктивной деятельностью (рисование пальчиком, ватной палочкой, губкой, оттиск скомканной бумагой, аппликация из круп, макарон, салфеток, природного материала и т.д ) 5.Вовлечь родителей в совместную работу по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ через создание детско-взрослой творческой мастерской «Очумелые ручки».
Этапы : 1 этап-Подготовительный (август – сентябрь 2022г.) Проанализировать методическую литературу по теме проекта; Отобрать диагностические методики, выявить уровень развития мелкой моторики у детей; Совместно с узкими специалистами (логопед, психолог) разработать цикл мероприятий; Консультация для родителей «Роль развития мелкой моторики руки в жизни дошкольника» и представление данного проекта на общем родительском собрании группы; Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Игры с разноцветными прищепками - многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки 1 ЭТАП
Игры с резинками - направлены на повышение упругости ручной мускулатуры Игры со шнурками - направлены на уточнения движений пальцев, концентрации внимания, развитию точности глазомера.
Игры с бытовыми предметами- бигудями Игры с сухим бассейном из пробок
Игры со счетными палочками способствуют формированию действий пальчиков с мелкими деталями
Игры с песком Игры с крупами
Самомассаж Игровой массаж зубными щётками Игровой массаж бельевыми прищепками У меня есть верный друг- Её щёточка зовут. Щётку в руки мы возьмём, Массаж пальчиков начнём. Каждый пальчик по порядку Вот для рук у нас зарядка!
Шарик в руки мы возьмём, Покатаем и сожмём. Вверх подбросим и поймаем И иголки посчитаем. Пустим ёжика на стол И ладошкою прижмём . Вновь немножко покатаем, И потрём его слегка, Помассируем слегка Су-Джок – терапия Цель: улучшение кровотока, повышение упругости и эластичности мышечных волокон, рефлекторное стимулирование работы удалённых внутренних органов и систем.
р азвитие межполушарных связей, памяти, внимания ; р азвитие мелкой моторики; п овышение умственной работоспособности; о птимизация психоэмоционального состояния. (игры на развитие межполушарного взаимодействия) КИНЕЗИОЛОГИЯ
Игры с «Чудо ковриками с пуговицами» р азвитие тактильной чувствительности и возбуждении инервации мышц тонкой моторики; с тимулирование речевых зон коры головного мозга; р азвитие внимания, памяти, воображения, цветовосприятия, творческой активности.
2 ЭТАП 2 Этап – Практический ( октябрь 2022г.-апрель2023 г.) Внедрение в образовательную деятельность с детьми нетрадиционных техник продуктивной деятельности (рисования , аппликации, конструирования, лепки), направленных на развитие мелкой моторики рук. Рисование - пальчиком, ладошкой, ватной палочкой, печатками из картофеля, оттиск поролоном, пробкой, листьями, кляксография с трубочкой, рисование зубной счёткой и др.) Аппликация - из крупы, макарон, соломы, ткани , скрученных салфеток, объёмная, обрывная и др. Лепка - из колец, методом процарапывания, отпечатывания, лепка из солёного теста и др. Конструирование – из пробок, баночек от йогурта, втулок от туалетной бумаги, пуговиц и др.
Родители -единомышленники
Детско-взрослая творческая мастерская «Очумелые ручки» Цель: Объединить усилия ДОУ и семьи в создании условий для всестороннего развитие личности ребёнка (в частности , развития мелкой моторики рук) Задачи: -создать условия для гармонизации детско-родительских отношений, -обогатить формы игрового взаимодействия в семье; -привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству. План работы мастерской : 1 раз в месяц во вторую половину дня Участники: дети, педагоги, родитель Содержание и форма работы: Мастер- класс от родителя по продуктивной деятельности из нетрадиционных материалов ( крупа, макороны,салфетки , соленоё тесто, природных материалов и т.п . .) или нетрадиционным способом (рисование пальцем, пробками , гуками и т.п )
3 этап 3 этап- Итоговый (апрель –май 2022г.) - проведение диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей, анализ работы за год; -обобщение итогов работы с детьми и родителями: «Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов»; -представление результатов работы по проекту на итоговом педагогическом совете.
Ожидаемые результаты: -у детей более развита моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь; - увеличился словарный запас у детей; - речь детей стала эмоциональной и выразительной; -возросла активность детей в различных видах продуктивной деятельности; -родители стали единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики рук у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Мелкая моторика и координация движений рук – это система разнообразных дв...

Обобщение опыта «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСТАРОМИНСКИЙ РАЙОН ТЕМА: «РАЗВ...

Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». (В.А. Сухом...

Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые пит...

« Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук с использованием инновационных методов».
Профилактика речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте....
Презентация проекта " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста нетрадиционными методами рисования путем дистанционного обучения во время эпидемиологической обстановки"
Презентация проекта "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"...

Презентация опыта "Развитие мелкой моторики как способ оздоровления ребенка"
Презентация опыта "Развитие мелкой моторики как способ оздоровления ребенка"...