Особенности образного мышления у детей с дефектами речи
консультация (старшая группа)
Связь между дефектами речи и некоторыми сторонами психического развития у детей дошкольного возраста является основной причиной некоторых особенностей их образного мышления. Детей с нарушениями речи по типу невербального интеллекта можно разделить на три группы:
- Дети дошкольного возраста с небольшими отклонениями невербального интеллекта от нормы. Особенности развития их интеллекта с задержкой развития речи никак не связаны. Таких детей насчитается не более 9%.
- Дети с нормальным развитием невербального интеллекта (27%).
- Дети дошкольного возраста с нормальным развитием невербального интеллекта, состояние которого можно охарактеризовать как нестабильное (63%).
В процессе изучения особенностей образного мышления было сделано заключение о том, что дети дошкольного возраста в отношении успеваемости при выполнении заданий несколько отличаются. Всех детей с нарушениями речи можно разделить на тех, что показывают невысокий уровень решения задач наглядного типа, и тех, что справляются с заданием на одном уровне со здоровыми детьми.
Наиболее очевидным фактором, тормозящим процесс развития образного мышления у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, считается ограниченный объем знаний о мире, а также о функциях и свойствах предметов. Это связано с очевидными нарушениями самоорганизации, которые в свою очередь легко объясняются недостатками мотивационной сферы и отсутствием постоянного интереса к заданиям.
Дети с нарушениями речи не всегда могут быстро войти в предложенную им ситуацию, спровоцированную для решения проблемы, либо же, наоборот, пытаются слишком быстро начать выполнять задание, оценивая его поверхностно и не вникая в особенности. Еще одна категория таких дошкольников — это дети, которые начинают делать задание, но быстро теряют к нему интерес, даже если справляются с задачей.
Важно отметить, что при всем этом возможности последовательного осуществления мыслительных процессов у таких детей сохраняются, если помочь им достичь высокого уровня самоорганизации и расширить запас знаний.
Отсутствие специального обучения, направленного на развитие способностей анализировать, сравнивать и группировать, приведет к существенному отставания в процессе формирования наглядно-образного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obraznogo_myshleniya_u_detey_s_defektami_rechi.docx | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности образного мышления у детей с дефектами речи
Связь между дефектами речи и некоторыми сторонами психического развития у детей дошкольного возраста является основной причиной некоторых особенностей их образного мышления. Детей с нарушениями речи по типу невербального интеллекта можно разделить на три группы:
- Дети дошкольного возраста с небольшими отклонениями невербального интеллекта от нормы. Особенности развития их интеллекта с задержкой развития речи никак не связаны. Таких детей насчитается не более 9%.
- Дети с нормальным развитием невербального интеллекта (27%).
- Дети дошкольного возраста с нормальным развитием невербального интеллекта, состояние которого можно охарактеризовать как нестабильное (63%).
В процессе изучения особенностей образного мышления было сделано заключение о том, что дети дошкольного возраста в отношении успеваемости при выполнении заданий несколько отличаются. Всех детей с нарушениями речи можно разделить на тех, что показывают невысокий уровень решения задач наглядного типа, и тех, что справляются с заданием на одном уровне со здоровыми детьми.
Наиболее очевидным фактором, тормозящим процесс развития образного мышления у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, считается ограниченный объем знаний о мире, а также о функциях и свойствах предметов. Это связано с очевидными нарушениями самоорганизации, которые в свою очередь легко объясняются недостатками мотивационной сферы и отсутствием постоянного интереса к заданиям.
Дети с нарушениями речи не всегда могут быстро войти в предложенную им ситуацию, спровоцированную для решения проблемы, либо же, наоборот, пытаются слишком быстро начать выполнять задание, оценивая его поверхностно и не вникая в особенности. Еще одна категория таких дошкольников — это дети, которые начинают делать задание, но быстро теряют к нему интерес, даже если справляются с задачей.
Важно отметить, что при всем этом возможности последовательного осуществления мыслительных процессов у таких детей сохраняются, если помочь им достичь высокого уровня самоорганизации и расширить запас знаний.
Отсутствие специального обучения, направленного на развитие способностей анализировать, сравнивать и группировать, приведет к существенному отставания в процессе формирования наглядно-образного мышления.
Развитие образного мышления на разных этапах дошкольного возраста
На каждом из этапов дошкольного возраста дошкольник принимает особое решение, работая над задачами на развитие наглядно-образного мышления. Так, например, дошкольники младшего возраста ориентируются на внешние действия. Дети используют метод проб и ошибок до тех пор, пока не найдут походящее решение для поставленной задачи. Найденный правильный вариант малыш запоминает и может повторно использовать при решении аналогичного задания.
Ребята из группы детей среднего дошкольного возраста, придерживаясь того же метода проб и ошибок, стараются совершать действия в уме, после чего при необходимости решения задачи пробуют на практике тот вариант, который в уме показался наиболее эффективным.
В старшем дошкольном возрасте дети способны на обобщение практического опыта, решают задачи в уме, используя обобщенные образы, отображая лишь те особенности предмета, которые помогут найти правильное решение для задачи.
Во время игр, конструирования, рисования у детей развивается знаковая функция сознания, в процессе чего они учатся строить наглядно-пространственные модели, которые являются отображением реальных связей вне зависимости от намерений и желания дошкольников. В итоге дети, не создавая эти связи намеренно, используют их в процессе решений задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бумажная пластикакак средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста.(из опыта работы)
Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста...
Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития.
Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на ...
Консультация для воспитателей "Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития".
В мышлении ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.В среднем дошкольном возрасте у ребенка ведущей формой...
Бумажная пластикакак средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста.(из опыта работы)
Проблема развития творческого воображения и образного мышления детей актуальна тем, что этот процесс является важным компонентом льбой формы творческой деятельности ребенка.Хорошо развитое образное мы...
Мастер-класс: «Развитие ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста»
Система эйдетики – память без границ....
Игры на развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста
Понятие "мышление" и трактовка его сущности в научных психолого-педагогических теориях. Исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, разработка специ...
«Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»
laquo;Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»...