Консультация для родителей: Формирование артикуляционной моторики детей с дефектами звукопроизношения.
консультация по логопедии (старшая группа)

Ерошенко Елена Анатольевна

Материал предназначен логопедам и родителям для ознакомления и помощи при формировании артикуляционной моторики у детей с дефектами звукопроизношения. Материал содержат как теоретические сведения , так и практические приемы, для работы в данном направлении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Формирование артикуляционной моторики детей

с дефектами звукопроизношения

Подготовила и провела:

учитель-логопед

I квалификационной категории

Ерошенко Е. А.

г. Брянск 2021 г.

Цель: 

  • передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности движений, методов, и форм деятельности при  формировании артикуляционной моторики детей с дефектами звукопроизношения.

Задачи:

  • познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики;
  • обучение управления органами артикуляционного аппарата;
  • развитие координации и движений артикуляционного аппарата.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с артикуляционными упражнениями, тексты сказок, подборка стихов к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для произношения определенных групп звуков.

Ход

1. Вводная часть:

Знакомство с родителями. Игра «Познакомимся» (с мячом)

Логопед представляется по имени отчеству и предлагает родителям назвать себя, своего ребенка, номер группы, которую посещает ребенок.

Объявление темы консультации:

Формирование артикуляционной моторики детей с дефектами звукопроизношения

2. Основная часть:

1) Роль артикуляционной моторики в общем развитии речи детей с дефектами звукопроизношения.

     

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом.

И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает  тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать не только педагоги, но и родители.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, щёки.

2) Методические рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Виды артикуляционных упражнений.

  • Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Блинчик (Лопаточка), Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
  • Динамические упражнения (ритмические повторения движений по 3-5 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
  • Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок).

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закрепились. Желательно её делать 2-4 раз в день по 3-5 минут. Е следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной  гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений  к более сложным.  Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Организация работы:

  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого (родителя), а также своё лицо (отражение в зеркале), чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  • Взрослый (родитель) может находиться напротив ребенка лицом к нему. Перед ребенком и взрослым стоят индивидуальные зеркала для самоконтроля. Если зеркало настенное и большого размера, взрослый и ребенок сидят рядом.
  • Взрослый (родитель) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение.
  • Упражнение делает ребенок, а взрослый (родитель) его контролирует.

Взрослый (родитель), проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполнения движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбираются в соответствии с тем какие звуки нарушены у ребёнка.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно, - это может привести его к отказу выполнять упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язычок уже научился быть широким…»), подбодрите его и успокойте, что со временем всё получится.

Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

Для привлечения стойкого внимания ребенка к выполнению артикуляционных упражнений можно использовать картинки, игрушки, сказочных героев, сказочных и стихотворных текстов.

3. Практическая часть:

Логопед предлагает родителям попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики с использованием индивидуальных зеркал.

        

1) Выполнение артикуляционных упражнений с родителями.

2)Знакомство с видами артикуляционных упражнений, их показ с комментариями.

3) Выполнение логопедом и родителями комплекса упражнений  для детей с нарушениями звукопроизношения  «Сказка о Весёлом Язычке»  

Общие артикуляционные упражнения

«Накажем непослушный язычок»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышц языка, удерживать его широким, распластанным.

Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

«Лопаточка» («Блинчик»)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Специфические артикуляционные упражнения

А) для постановки звуков [с], [с̕ ], [з], [з̕ ], [ц].

«Горка»

Цель: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка опустить за нижние зубы и приподнять среднюю часть языка.

Б) Для постановки звуков [ш], [ж], [ч], [щ].

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

«Чашечка»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка.

В) Для постановки звуков [л], [л̕ ].

«Качели»

 

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звуков  [л], [л̕ ] с гласными [а], [ы], [о], [у].

Г) Для постановки звуков [р], [р].

«Грибок»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

«Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Это лишь некоторые артикуляционные упражнения. Главное понять принцип выполнения упражнений. Сопровождать артикуляционные упражнения можно придуманной «Сказкой о Весёлом Язычке», которая может изменяться, в зависимости от выбранных упражнений, а также различными стихотворениями.

4. Итог:

Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствует коррекции дефектов звукопроизношения.

Подведение итогов совместной практической деятельности.

Приложение

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Улыбка. Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты), и удерживать губы в таком положении в течение 3—5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Трубочка-улыбка. Губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать в таком положении в течение 2—3 сек. Затем широко улыбнуться, удерживая позу в течение 2-3 сек. Произвести смену артикуляционных поз не менее 3 раз.

Заборчик. Рот закрыт. Зубы сжаты. Отвести губы в стороны, обнажив зубы. Удерживать губы в таком положении в  течение 3—5 сек. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для языка

Лопатка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение не менее 2-3 раз.

Лошадка. Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя. Длительность выполнения 5—10 сек.

Останови лошадку. Рот закрыт. Губы сомкнуты, находятся в нейтральном положении. С усилием подуть так, чтобы воздушная струя заставила вибрировать губы. При этом на одном дыхании произносить звуки, похожие на «тпру», заставляя губы вибрировать как можно дольше. Выполнить упражнение 1—2 раза.

Накажем непослушный язычок. (Самомассаж языка.) Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить «та—та—та» в течение 5—10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя—пя—пя» в течение того же времени.

Чашечка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут и ему придана форма ковша: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении 5-10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение 2—3 раза.

Индюк. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед—назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть — как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл—бл». Упражнение выполнять в течение 10 секунд.

Light horizontal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики детей дома"

Развитие руки помогает развитию речи  и мышления ребенка дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»

Дать представление о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей. Порекомендовать родителям дидактические игры для развития мелкой моторики. ...

Консультация для воспитателей: «Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников».

«Развитие артикуляционной моторики как основа  правильного звукопроизношения дошкольников»....

Семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной моторики детей"

Семинар-практикум проводится  с целью оказания помощи родителям в овладении основными приемами развития и укрепления артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях. Способствует активизации...

Консультация для родителей "Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики"

Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятель...

Консультация для родителей: "Формирование артикуляционной моторики у дошкольников"

Консультация для родителей: "Формирование артикуляционной моторики у дошкольников"...

Консультация для родителей "Развитие артикуляционной моторики у детей с ТНР, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"

Консультация для родителей "Развитие артикуляционной моторики у детей с ТНР, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...