Современные коррекционно-логопедические технологии
учебно-методический материал по логопедии
Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи. Использование современных коррекционно-логопедических технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные коррекционно-логопедические технологии
Технологии логопедического обследования.
Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи обследования:
- выявление объема речевых навыков;
- сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
- определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
- анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя;
- определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Обследование провожу в несколько этапов:
- изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);
- изучение речевого и психического уровня развития ребенка;
- анализ полученных результатов.
Виды диагностики:
- входная диагностика – провожу в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей;
- промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся;
- итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Технологии коррекции звукопроизношения.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:
- уточнение произношения звуков;
- постановка и закрепление отсутствующих звуков;
- развитие фонематического восприятия;
- преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
- закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.
Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.
Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.
Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью.
Технологии развития связной речи.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление.
Нетрадиционные технологии
Игровые технологии.
Способствуют созданию на логопедических занятиях непринужденной, доверительной атмосферы, в которой учащимися даются свободные высказывания, фиксирующие объективный результат логопедической коррекции.
Применение игровых технологий обеспечивает свободу действий обучающихся на занятиях, развивает творческие способности, вызывает положительные эмоции в отношении учебного процесса, воспитывает чувство товарищества и партнерства в игровой и учебной ситуации.
Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
При проведении занятий применяю предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, игры-путешествия. Специально подобранные игры способствуют развитию у детей артикуляционной моторики, слухового внимания и фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению и активизации словаря, преодолению нарушений письма и чтения, развитию эмоционально - волевой сферы.
Логоритмика.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. | Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. |
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. | Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. |
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. | Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных. |
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. | Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. |
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. | Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. |
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. | Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. |
Упражнение на развитие словотворчества. | Расширение активного запаса детей. |
Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".
В настоящее время большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования фундамента физичес...
презентация опыта работы "применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедическом процессе"
Особенно важным становится применение з.с.т. в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Контингент логопедических занятий составляют дети с различными психо...
Использование информационно - компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР
В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному о...
Инновационный проект «Современные здоровьесберегающие технологии как факторы укрепления здоровья детей на коррекционно-логопедических занятиях»
В проекте описаны нетрадиционные здоровьесберегающие технологии....
Использование современных нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Авторские пособия «Логопедические игры на липучках»....
Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....
Влияние современных образовательных технологий на эффективность коррекционно-логопедической работы.
Презентация к статье "Влияние современных образовательных технологий на эффективность коррекционно-логопедической работы"...