Современные коррекционно-логопедические технологии
учебно-методический материал по логопедии

Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи. Использование современных коррекционно-логопедических  технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Современные коррекционно-логопедические технологии

Технологии логопедического обследования.

Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности  или  нарушений в речевой сфере.

Задачи обследования:                                                                                                            

  • выявление объема речевых навыков;                                                                                
  • сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;  
  • определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;                                                                          
  • анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя;                                                                            
  • определение соотношения  импрессивной и экспрессивной речи.                          

Обследование провожу в несколько этапов:                                                                                                          

  • изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);
  • изучение речевого и психического уровня развития ребенка;                                  
  • анализ полученных результатов.                                                                                          

Виды диагностики:

  • входная диагностика – провожу  в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей;
  • промежуточная диагностика – использую  в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся;                            
  • итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Технологии  коррекции звукопроизношения.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

  • уточнение произношения звуков;
  • постановка и закрепление отсутствующих звуков;
  • развитие фонематического восприятия;
  • преодоление затруднений в воспроизведении слов  различной слоговой структуры;
  • закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

 Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

                                                                                    

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная,  упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие  на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений

      

Технологии развития лексико-грамматической стороны  речи.

                        

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью.            

     

Технологии развития связной речи.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся.  Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной речи провожу методом  устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами  помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление.

       

Нетрадиционные технологии

Игровые технологии.

Способствуют созданию на логопедических занятиях непринужденной, доверительной атмосферы, в которой учащимися даются свободные высказывания, фиксирующие объективный результат логопедической коррекции.

Применение игровых технологий обеспечивает свободу действий обучающихся на занятиях, развивает творческие способности, вызывает положительные эмоции в отношении учебного процесса, воспитывает чувство товарищества и партнерства в игровой  и учебной ситуации.

Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

 При проведении занятий применяю предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, игры-путешествия. Специально подобранные игры способствуют развитию у детей артикуляционной моторики, слухового внимания и фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению и активизации словаря, преодолению нарушений письма и чтения, развитию эмоционально - волевой сферы.

Логоритмика.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

            

Пальчиковая гимнастика, песни и

стихи, сопровождаемые

движением рук.

Развитие мелкой моторики, плавности и

выразительности речи, речевого слуха и

речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

Развитие речи, внимания, умения

ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов артикуляции,

развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и

дифференциации звуков,

фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления,

выразительности невербальных средств

общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

Расширение активного запаса детей.

Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

презентация опыта работы "применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедическом процессе"

Особенно важным становится применение з.с.т.  в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Контингент логопедических занятий составляют дети с различными психо...

Использование информационно - компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР

В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному о...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....

Влияние современных образовательных технологий на эффективность коррекционно-логопедической работы.

Презентация к статье "Влияние современных образовательных технологий на эффективность коррекционно-логопедической работы"...